Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальная рамка квалификаций Российской Федерации



2020-02-04 721 Обсуждений (0)
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
(далее – НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

НРКявляется составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

НРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности:

широта полномочий и ответственность;

сложность деятельности;

наукоемкость деятельности.

15. Компетентностная модель выпускника вуза

Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов представлены в ФГОС ВПО в виде двух групп компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза:

а) общекультурные (общие, универсальные) компетенции (ОК);

б) профессиональные компетенции (ПК), включая общепрофессиональные (ОПК) и профессионально-специализированные компетенции (иногда обозначаются аббревиатурой ПСК, но чаще для них сохраняется обозначение ПК).

Варианты перечней общекультурных компетенций в составе компетентностной модели выпускника (бакалавра, магистра, специалиста) содержатся в соответствующих ФГОС ВПО.

Формированию компетентностной модели выпускника предшествует определение области его будущей профессиональной деятельности[4], а также видов, задач и объектов последней.

Профессиональные компетенции выпускников указываются в ФГОС ВПО по видам профессиональной деятельности[5]. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

Ниже приведены общие правила определения основных видов профессиональной деятельности.

Правило автономности. Каждый вид профессиональной деятельности при необходимости может автономизироваться вплоть до выделения его в отдельную должность.

Правило сертифицируемости. Каждый вид профессиональной деятельности, при наличии соответствующих образовательных условий, может быть освоен отдельно с получением соответствующего сертификата (это и позволяет осуществлять разработку профессионального модуля как относительно автономной части ООП по принципу "один модуль обслуживает один вид профессиональной деятельности").

Правило полноты. Готовность выпускника к реализации выделенного набора основных видов профессиональной деятельности равноценна минимально необходимому (для работодателя) уровню его профессиональной компетентности.

Правило малых чисел. Количество основных видов профессиональной деятельности, как правило, не должно превышать восьми, что в значительной степени вызвано удобствами как образовательного процесса, так и работодателя (в том числе в плане согласования требований к подготовке специалиста). Если количество основных видов профессиональной деятельности выпускника вуза превышает восемь, может быть использован один из двух приемов: укрупнение основных видов профессиональной деятельности за счет объединения двух или более в одну; исключение из набора основных видов профессиональной деятельности некоторых менее значимых для работодателя (по согласованию с ним).

Правило взаимного удобства. При выделении видов профессиональной деятельности необходимо ориентироваться не только на объективную структуру профессиональной деятельности, но и на удобство использования перечня в сфере образования (для построения обучения) и сфере труда (при приеме на работу, сертификации и т.д.).

Правило формулировки. Описание вида профессиональной деятельности дается через отглагольное существительное. В случае если это "звучит не по-русски", допускается использовать отглагольное прилагательное плюс слово "деятельность". Формулировки видов деятельности рекомендуется строить единообразно. Например, возможные виды профессиональной деятельности бакалавра и магистра: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектировочная и др.

16. Модуль как учебная единица образовательной программы

Понятие "модуль" является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:

· части "работающей" образовательной программы;

· базы для создания новых учебных программ;

· основы для усовершенствования программ повышения квалификации.

СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программыможет включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).

Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).

Структура модульной учебной программы Структура учебной программы модуля
Цели освоения учебной программы Цели освоения модуля
Ожидаемый результат освоения учебной программы Ожидаемый результат освоения модуля
Элемент 1 учебной программы Учебная программа курса 1
Элемент 2 учебной программы Учебная программа курса 2
Элемент 3 учебной программы Учебная программа курса 3
Элемент 4 учебной программы Учебная программа курса 4
Аттестация по итогам освоения учебной программы Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы)

Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Базовые термины:

· модуль (часть образовательной программы, дисциплины);

· рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);

· кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:

· структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);

· организационными формами обучения;

· формой общения между педагогом и учеником;

· большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);

· индивидуальной траекторией обучения;

· функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).

Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

ФОРМЫ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:

· Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).

· Устный опрос.

· Тестирование.

· Модульный контроль.

· Итоговый контроль.

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Шкала ECTS Национальная шкала Сумма баллов по дисциплине
A отлично 90-100
B,C хорошо 75-89
D,E удовлетворительно 60-74
FX неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) 35-59
F неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) 1-34

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МОДУЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Преимущества модульного обучения:

· высокая эффективность;

· формирования компетенций исходя из личностных качеств;

· индивидуализация обучения;

· дифференцированный подход к обучению;

· адаптация учебного материала к дидактическим условиям;

· равномерное распределение учебной нагрузки;

· оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);

· сокращение сроков обучения;

· возможность дистанционного обучения.

Недостатки:

· высокий уровень самостоятельной работы;

· существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;

· строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);

· требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;

· требуется адаптация к новой системе.

Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.



2020-02-04 721 Обсуждений (0)
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (721)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)