И 60 .Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии.
Учебные задания для практических занятий по психологии: 1.лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты.Учебная задача: 1) на практике продемонстрировать студентам определенные психологические закономерности или 2) для того, чтобы освоить методику психологического эксперимента. 2. психодиагностические задания, в частности психологические тесты.Учебная задача: освоения психодиагностических умений или в целях самопознания. 3. решение психологических задач(задачи по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей; задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций).Учебная задача: закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. 4) упражнения.Учебная задача: обеспечение возможности формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы 5) групповая дискуссия, дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.Учебнаязадача:освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений 61.Методика подготовки и проведения семинарского занятия методом дискуссии.
Организация дискуссии включает следующие процедуры : I) подготовка дискуссии;2) проведение дискуссий;3) анализ ее итогов. 1. Подготовка дискуссии включает: · выбор темы дискуссии, определение ее предмета и за дач. При этом следует учитывать как важность темы, так и возможности обучающихся. При подготовке к занятиям необходимо уделить внимание и плану семинара. Желательно, чтобы постановка вопроса не настраивала на однозначный ответ, а содержала бы в себе ряд альтернатив. Это и будет побуждать участников семинара к обмену мнениями. Другое уточнение поставленных на обсуждение вопросов касается их доходчивой формы. Думается, предпочтительнее вопросительные предложения типа: "Почему..,?", "Верно ли, что...?" и т.п. Такие вопросы не могут исчерпать всего содержания темы, но все же нацеливают на выработку определенной точки зрения, для их выяснения недостаточно заглянуть в учебник или справочник. Особенно тщательно готовится к дискуссии руководитель семинара. Он анализирует различные публикации, просматривает телепередачи и пр., в необходимых случаях консультируется со специалистами. Цель такой подготовки состоит не только в том, чтобы обрести уверенность при обсуждении научных проблем, но и в том, чтобы составить ясное представление об информированности участников семинара, настроении их умов. Проведение дискуссии Поскольку семинар-дискуссия должен отвечать основным требованиям учебного семинара, он включает в себя все его существенные элементы: · вступительное слово, · основную часть, · заключительное слово. В то же время он содержит в себе и много своеобразного. В кратком вступительном слове необходимо охарактеризовать цель семинара, разъяснить, почему для ее достижения избран именно метод дискуссии. Преподаватель не должен превращать постановку вопросов в их изложение или в подсказку основных идей. Следует предупредить дискутантов о необходимости соблюдения правил дискуссии, хотя бы поначалу и элементарных (доказательность выступления, привлечение хорошо проверенных фактов; точность в определении понятии; правильность изложения мысли оппонента, уважение к противоположной точке зрения, доброжелательная, объективная критика и др.). В ходе обсуждения вопросов преподаватель стремится обеспечить глубокое раскрытие теоретического содержания проблемы, расширить круг дискутантов. Основная стратегическая линия состоит в выявлении и разрешении диалектического противоречия, лежащего в основе любой проблемы. Такое противоречие может пронизывать всю тему (например, противоречие между обществом и природой в одноименной теме), В любом случае дискутанты должны убедиться, что выявление и разрешение противоречия является непременным условием решения проблемы. Немаловажен и мотивационный аспектдискуссии. Необходимой предпосылкой эффективности занятия является создание благоприятного нравственно-психологического климата, атмосферы благожелательности, терпимости и в то же время требовательности. Речь идет о том, что каждый из участников семинара должен прибавить в работе, повысить ответственность перед самим собой и коллективом. Определенную роль играет и манера (стиль) ведения дискуссии преподавателем. Хотя многое зависит от личных качеств, нелишне подчеркнуть значение педагогического такта. Руководитель семинара должен сам продемонстрировать те качества, которые он намеревается развить у студентов. Внешне сохраняя нейтралитет и проявляя интерес к различным точкам зрения, преподаватель старается направить усилия коллектива и отдельных студентов в русло содержательного обсуждения проблемы. Следует также воздерживаться от мелочных поправок, но приходить на помощь в затруднительных случаях. Принципиальное значение имеет поддержание оптимального напряжения и темпа дискуссии. С этой целью наиболее эффективны дополнительные вопросы и подвопросы. Некоторые из них могут быть предусмотрены заранее и к тому же применяться в различных темах. Порядок рассмотрения отдельных пунктов плана желательно Лучшее усвоение сути проблемы зачастую достигается на основе изменения формулировки того или иного тезиса, придания ему более общей или частной формы и т.д. Преподаватель должен поощрять стихийные попытки студентов в этом направлении. Ведение дискуссии требует определенного регламента. Хотя на первых порах его трудно выдерживать в полной мере, в дальнейшем следует, заручившись поддержкой группы, требовать более строгого его соблюдения. При проведении дискуссии уместны также различные методические приемы, которые применяются и в других формах занятий. Важную роль играет анализ конкретных примеров с привлечением местного материала. Это позволяет добиться большей доступности и одновременно органической связи преподаваемого предмета с профилем вуза. Известную помощь могут оказать средства наглядности, в. особенности структурно-логические схемы, а, следовательно, и технические средства обучения. Для достижения необходимого эффекта схемы не должны быть излишне подробными и полностью законченными. Видя окончательный и четко изложенный результат, студенты могут прийти к выводу о ненужности спора и просто согласиться с тем, что изображено на схеме. Целесообразно также приводить на схеме различные точки зрения по одной и той же проблеме (например, основных направлений современной научно-технической революции). Важно выбрать оптимальный момент демонстрации схем и привлечения к ним внимания аудитории.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |