Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И 60 .Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии.



2020-02-04 334 Обсуждений (0)
И 60 .Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебные задания для практических занятий по психологии:

1.лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты.Учебная задача: 1) на практике продемонстрировать студентам определенные психологические закономерности или 2) для того, чтобы освоить методику психологического эксперимента.

2. психодиагностические задания, в частности психологические тесты.Учебная задача: освоения психодиагностических умений или в целях самопознания.

3. решение психологических задач(задачи по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей; задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций).Учебная задача: закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач.

4) упражнения.Учебная задача: обеспечение возможности формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы

5) групповая дискуссия, дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.Учебнаязадача:освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений

61.Методика подготовки и проведения семинарского занятия методом дискуссии.

 

Организация дискуссии включает следующие процедуры :

I) под­готовка дискуссии;2) проведение дискуссий;3) анализ ее ито­гов.

1. Подготовка дискуссии включает:

· выбор темы дискуссии,

определение ее предмета и за дач.

При этом следует учитывать как важность темы, так и воз­можности обучающихся.

При подготовке к занятиям необходимо уделить внимание и плану семинара. Желательно, чтобы постановка вопроса не наст­раивала на однозначный ответ, а содержала бы в себе ряд альтер­натив. Это и будет побуждать участников семинара к обмену мнениями.

Другое уточнение поставленных на обсуждение вопросов касается их доходчивой формы. Думает­ся, предпочтительнее вопросительные предложения типа: "Почему..,?", "Вер­но ли, что...?" и т.п. Такие вопросы не могут исчерпать всего содержания темы, но все же нацеливают на выработку определенной точки зрения, для их выяснения недостаточно заглянуть в учеб­ник или справочник.

Особенно тщательно готовится к дискуссии руководитель се­минара. Он анализирует различные публикации, просматривает те­лепередачи и пр., в необходимых случаях консультируется со спе­циалистами. Цель такой подготовки состоит не только в том, что­бы обрести уверенность при обсуждении научных проблем, но и в том, чтобы составить ясное представление об информированности участников семинара, настроении их умов.

Проведение дискуссии

Поскольку семинар-дискуссия должен отвечать основным тре­бованиям учебного семинара, он включает в себя все его существенные элементы:

· вступительное слово,

· основную часть,

· заключи­тельное слово.

В то же время он содержит в себе и много свое­образного.

В кратком вступительном слове необходимо охарактеризовать цель семинара, разъяснить, почему для ее достижения избран именно метод дискуссии. Преподаватель не должен превращать пос­тановку вопросов в их изложение или в подсказку основных идей. Следует предупредить дискутантов о необходимости соблюдения правил дискуссии, хотя бы поначалу и элементарных (доказатель­ность выступления, привлечение хорошо проверенных фактов; точ­ность в определении понятии; правильность изложения мысли оп­понента, уважение к противоположной точке зрения, доброжела­тельная, объективная критика и др.).

В ходе обсуждения вопросов преподаватель стремится обеспе­чить глубокое раскрытие теоретического содержания проблемы, расширить круг дискутантов. Основная стратегическая линия состоит в выявлении и разрешении диалектического противоречия, лежащего в основе любой проблемы. Такое противоречие может про­низывать всю тему (например, противоречие между обществом и природой в одноименной теме), В любом случае диску­танты должны убедиться, что выявление и разрешение противоречия является непременным условием решения проблемы.

Немаловажен и мотивационный аспектдискуссии. Необходи­мой предпосылкой эффективности занятия является создание бла­гоприятного нравственно-психологического климата, атмосферы благожелательности, терпимости и в то же время требователь­ности. Речь идет о том, что каждый из участников семинара дол­жен прибавить в работе, повысить ответственность перед самим собой и коллективом. Определенную роль играет и манера (стиль) ведения дискуссии преподавателем. Хотя многое зависит от лич­ных качеств, нелишне подчеркнуть значение педагогического такта. Руководитель семинара должен сам продемонстрировать те качества, которые он намеревается развить у студентов. Внешне сохраняя нейтралитет и проявляя интерес к различным точкам зрения, преподаватель старается направить усилия коллектива и отдельных студентов в русло содержательного обсуждения пробле­мы. Следует также воздерживаться от мелочных поправок, но при­ходить на помощь в затруднительных случаях.

Принципиальное значение имеет поддержание оптимального напряжения и темпа дискуссии. С этой целью наиболее эффективны дополнительные вопросы и подвопросы. Некоторые из них могут быть предусмотрены заранее и к тому же применяться в различных темах.

Порядок рассмотрения отдельных пунктов плана желательно
выдерживать. Зачастую однако, целесообразно отклониться от
него, временно снимая вопросы, которые не вызывают живой реак­ции у студентов.

Лучшее усвоение сути проблемы зачастую достигается на ос­нове изменения формулировки того или иного тезиса, придания ему более общей или частной формы и т.д. Преподаватель должен поощрять стихийные попытки студентов в этом направлении.

Ведение дискуссии требует определенного регламента. Хотя на первых порах его трудно выдерживать в полной мере, в даль­нейшем следует, заручившись поддержкой группы, требовать более строгого его соблюдения.

При проведении дискуссии уместны также различные методи­ческие приемы, которые применяются и в других формах занятий. Важную роль играет анализ конкретных примеров с привлечением местного материала. Это позволяет добиться большей доступности и одновременно органической связи преподаваемого предмета с профилем вуза.

Известную помощь могут оказать средства наглядности, в. особенности структурно-логические схемы, а, следовательно, и технические средства обучения. Для достижения необходимого эффекта схемы не должны быть излишне подробными и полностью законченными. Видя окончательный и четко изложенный резуль­тат, студенты могут прийти к выводу о ненужности спора и прос­то согласиться с тем, что изображено на схеме. Целесообразно также приводить на схеме различные точки зрения по одной и той же проблеме (например, основных направлений современной научно-технической революции). Важно выбрать оптимальный мо­мент демонстрации схем и привлечения к ним внимания аудитории.



2020-02-04 334 Обсуждений (0)
И 60 .Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И 60 .Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)