Требования к преподавателю психологии, реализующему педагогические технологии контекстного типа.
В психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический (набор требований к специалисту), уровневый и задачный. Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждом из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова выделяет четыре блока: а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и пе- дагогические знания; б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические уме- ния; в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем про- фессиональными знаниями и умениями2. Н.В. Кузьмина в структуру профессиональной компетентности учителя включает пять видов компетентностей: – специальная (в области преподаваемой дисциплины); – методическая (в области способов формирования ЗУНов учащихся); – психолого-педагогическая (в области мотивов, способностей, направ- ленности учащихся); – аутопсихологическая (рефлексия педагогической деятельности)3. В.И. Стенькова, рассматривая профессиональную компетентность пси- холога, выделяет специальную (владение методиками и техниками), пер- сональную (способность к постоянному профессиональному росту, само- реализации), коммуникативную (умение устанавливать взаимоотношения с субъектом образовательного процесса) и рефлексивную (адекватное пред- ставление о своих профессиональных характеристиках, умение регулиро- вать свою профессиональную деятельность) компетенции4. Под методической компетентностью педагога понимают совокуп- ность знаний педагога дидактических методов, приемов обучения, умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навы- ков и умений у детей, как на уроке, так и во внеурочное время. Бойко Т.Н.6 в структуре методической компетентности выделяет следу- ющие компоненты: личностный, деятельностный и познавательный, каж- дый из которых характеризуется тремя аспектами: содержательно-операци- онным, ценностно-мотивационным и исследовательско-рефлексивным. Формирование методической компетентности должно начинаться с первого года обучения студента в педагогическом ВУЗе. В методическом становлении будущего учителя существенную роль играют дисциплины и общепрофессиональной, и предметной подготовки. Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии Очень важным в процессе преподавания психологии является ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований. Чтобы он мог ответить на возникающие у учащихся вопросы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |