Управление групповым взаимодействием в обучении психологии.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Известны такие виды взаимодействия группового, как содружество, конкуренция и конфликт. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Структурированность группы проявляется в статусных отношениях (->статус), в действии признаваемых всеми членами группы нормах поведения (-> норма групповая) и взаимодействия, в групповых целях и ценностях.Отношения в группе можно разделить на несколько стилей взаимодействия. В первом случае один участник группы ощущает себя акцептором эмоциональных процессов другого участника. То есть взаимодействие остается односторонним. Фигурой контакта становится только изолированное действие, на которое можно реагировать по разному - действовать в ответ, интерпретировать, игнорировать, переживать токсические эмоции и так далее. В другом случае я, как участник группы, не просто ощущаю на себе действие другого, но и рассматриваю это действие как часть его жизни и логики построения отношений. Мне становится доступным не только измерение моих реакций, но и пространство мотиваций другого, его жизненная ситуация. Это позволяет мне посмотреть на меня самого глазами другого, временно отождествиться с ним для того, чтобы пережить его необходимость поступать именно так, а не иначе. Теперь за действием я могу видеть фон, из которого оно вырастает и мне становятся доступными другие возможности для реагирования. Теперь я - это не только мои реакции надругого, я это еще и часть пространства отношений, которая вызывает подобные действия, я - соучастник, а не мишень.
41. Роль лекции в обучении психологии 42. Виды лекций в обучении психологии. Виды лекции: 1. Вводная. 2. Лекция-информация. 3. Обзорная лекция.
43. Этапы подготовки лекции МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ При анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов: 1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. 2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции.3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. 4. Написание текста лекции.5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов – важный элемент в подготовке лекции.
44. Методика подготовки и чтения проблемной лекции Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:1. усвоение студентами теоретических знаний;2. развитие теоретического мышления;3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, т.е. открытие учащимися, под руководством обучающего, выводов науки, способов действия, изобретение новых предметов или способов приложения знаний к практике. Стиль общения преподавателя на проблемной лекции:1. преподаватель входит в контакт со студентами не как "законодатель", а как собеседник, пришедший на лекцию "поделиться" с ними своим личностным содержанием;2. преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;3. новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;4. материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;5. общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;Проблемный вопрос – входит в состав проблемной или отдельно взятой учебной задачи (вопрос-проблема), требующей ответа на него посредством мышления. Проблемное задание – это учебное задание, составляемое в форме проблемной задачи или проблемного вопроса (вопроса-проблемы) 45. Методика подготовки и чтения объяснительно-иллюстративной лекции. Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. 46. Методика подготовки и чтения популярной лекции. 47. Методика подготовки и чтения лекции с запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, чтобы назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.
48. Методика подготовки и чтения лекции вдвоем
49. Методика подготовки и чтения лекции-визуализацииЕе применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кодопозитивы, дисплеи, кинофильмы и т.д.). Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой Основная сложность состоит в выборе средств Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образования и профессиональной принадлежности. 50. Способы установления обратной связи в лекционных методах обучения. Обратную связь понимают различно: или как только сведения о ходе управляемого процесса, или как только воздействие преподавателей на процесс познания обучаемых на основе определенных сведений, или как то и другое, то есть получение сведений об управляемом процессе и воздействие на него. Сведения о ходе управляемого процесса могут собираться различно: сплошным образом, систематически, эпизодически, выборочно и т.п. Обратная связь может быть стихийной и сознательной, немедленной и отсроченной, положительной и отрицательной, внутренней и внешней и т.д.обратная связь – это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональныереакции
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |