Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Образы Петра Гринева, Маши Мироновой, Савельича. Роль фольклорного начала в сюжете и стиле романа.
Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок», повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода. На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…» Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками»). По образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций.
Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.
Детство Петруши прошло в Симбирской деревне. Рос он в семье отставного офицера и дворянки. Нужно сказать, что семья Гриневых была многодетной. Но все братья и сестры Петрушки умерли в малом возрасте, поэтому он был любимым ребенком. Воспитанием главного героя занимался крепостной Савельич. С малого возраста Петру прививались лучшие черты русского национального характера, такие как честность, справедливость, верность, доброта, искренность и открытость. Все они раскрылись в Гриневе в период жизненных испытаний и во многом предопределили судьбу главного героя.
После того, как мятежники захватили Белогорскую крепость, Гринев, в отличие от Швабрина, остался верен присяге и своей императрице. Он сохранил честь офицера и готов был умереть, исполняя свой долг перед родиной. Петр Андреевич прямо заявил Пугачеву, что не присягнет ему, сказав: «Я присягал Государыне Императрице, тебе присягать не могу».
Таков пушкинский Гринев. Несмотря на ошибки героя произведения, перед нами предстает образ честного, отважного человека, способного к большому чувству, верного долгу, но все же легкомысленного в понимании значения тех событий, участником которых он был. Таким видит себя стареющий помещик Петр Гринев, ведь повествование в романе ведется все-таки от лица самого героя, это он рассказал о событиях своей молодости, о 70-х годах XVIII века.
Маша Миронова, является одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка». И её можно смело считать самым чистым и добродушным героем романа. Она проявляет искренние чувства, не боясь при этом каких-либо трудностей и преград. Образ Маши Мироновой представлен читателю обыкновенной русской девушкой, с румяными щёчками и русыми подвязанными волосами. На долю Маши выпало не мало несчастий и бед, но поломать её стержень, несмотря на её робость, не подвластно никому. Маша была достаточно бедной невестой, у которой не было совершенно никакого приданного. Однако она не согласилась выходить замуж, не по любви за Швабрина. Она говорила, что не за какие благополучия, не станет целоваться у алтаря с человеком без взаимной симпатии и чувств. И её нежное девичье сердце расцвело от любви к Петру Гринёву. Она отважилась признаться ему в этом, Маша ответила взаимностью. Но единственной преградой их счастью послужило то, что родители Петра были против их союза, а Маша в свою очередь, ни за что бы не стала выходить замуж без благословения. Маша долго пыталась побороть в себе любовь к Петру и даже несмотря на то, что давалось ей это крайне тяжело. В дальнейшем девушку ждало сильное потрясение, её родителей казнили, а её саму с силой забрал Швабрин пытаясь на сильно женить на себе. Спасенье в лице Пугачёва вызвало в душе девушки двоякие чувства, с одной стороны, это убийца её родителей, а с другой её спаситель. В результате Пугачёв помиловал её и Петра. Они отправились к его родителям, которые узнав девушку поближе искренне влюбились в неё и приняли как родную дочь. Ещё одним испытание выпавшим на хрупкие плечи Маши, стал арест её любимого прям перед свадьбой. Но это не сломило девушку, а наоборот заставило её, во что бы то ни стало спаси жениха. Ей даже посчастливилось побеседовать с императрицей и рассказать ей всё, что случилось в её судьбе, и как ей важно быть рядом с Петром. В результате тучи над Машей и Петром развеялись, и они снова были вместе.
Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины — с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.
Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего – дворового. «Савельич – чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести», - хорошо сказал один из писателей – современников Пушкина Одоевский.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич – раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барии. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.
«Капитанская Дочка», вообще, вся насквозь пропитана фольклором; она насыщена народной речью и народно-поэтическими образами. В ткань повествования щедро вплетены пословицы, поговорки, песни, сказки.
Повесть «Капитанская дочка» пропитана фольклорными мотивами. Сам сюжет произведения является классическим сюжетом русских народных сказках. Герой уезжает из дома, чтобы пройти испытания, проходит испытание, получает в награду девицу-красавицу и возвращается с ней домой.
Подобно сказочному герою, уезжает Петр Гринев из родного дома. Настоящим испытанием становится для него служба в Белогорской крепости, столкновение с пугачевцами. Испытанием мужества его и чести становятся для него встречи с Пугачевым. Гринев спасает Машу из заточения, мужественно и благородно ведет себя на суде. В финале он счастливо возвращается домой.
Две композиционные вставки в повести — песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и сказка Пугачева об орле и вороне — являются произведениями фольклора.
Эпиграфом к произведению служит русская народная пословица — «Береги честь смолоду». Такой завет Андрей Петрович Гринев дает сыну, и тот же мотив развивается в сюжетных ситуациях повести.
Семь эпиграфов к главам представляют собой строки из русских народных песен, три эпиграфа - русские пословицы. Оплакивание Василисой Егоровной своего супруга напоминает нам о народных плачах: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!».
Мотивы устного народного творчества прослеживаются и непосредственно в некоторых эпизодах. Так, Пугачев обрисован автором в соответствии с фольклорной традицией. Он предстает в повести в традициях народного богатырства, духовно могучим, мужественным, умным, великодушным. Он берет под свою защиту Гринева, наказывает Швабрина, посмевшего обидеть «сироту» Машу Миронову.
В речи Пугачева звучит много пословиц и поговорок: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он любит народные песни. Незаурядность личности крестьянского вождя проявляется в том вдохновении, к которым он рассказывает Гриневу калмыцкую народную сказку об орле и вороне.
Фольклор в творческом сознании поэта был тесно связан с народностью и историзмом. «Фольклорная стихия «Капитанской Дочки» проясняет подлинную сущность повести. Вместе с тем здесь отчетливо определяется понимание Пушкиным фольклора как основного художественного средства раскрытия народности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1140)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |