Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мех, как средство интонационной выразительности на баяне. Звукообразование. Звукоизвлечение.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Мех, как средство интонационной выразительности на баяне. Звукообразование. Звукоизвлечение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Материальной основой звукообразующего устройства баяна является комплекс: «язычок – планка – резонатор» [24, с.110]. «Средства управления процессом звукообразования два – мех и клапаны. Только при их взаимодействии возникает звучание инструмента…» [24, с.110].

Для того чтобы обеспечить выразительное интонирование на баяне, необходимо прежде всего сформировать представление о процессах, происходящих внутри «органики» во время звукообразования, звукоизвлечения и направить эти знания на достижение конечного результата – исполнительской культуры интонирования.

«Источник «звука на баяне – металлический язычок, свободно колеблющийся в особой рамке под воздействием воздушной струи» - пишет Егоров [24, с.110]) Перед подачей воздушной струи в камеру резонатора, необходимо создать соответствующую воздушную компрессию в меховой камере (должное «натяжение» меха), которая образуется под воздействием физической силы левой руки исполнителя-баяниста и в процессе звуковедения отвечает за накопление «интонационной энергии».

Так, исполнителю надлежит на протяжении всего произведения обеспечивать должное «натяжение» меха, соответствующее зафиксированной интонации. Подача воздушной струи в камеру резонатора должна быть управляема и организована физическим (мускульным) давлением и кистью левой руки исполнителя, т.к. от этого процесса зависит музыка.

Физическое давление, в свою очередь, должно находиться под контролем исполнителя на протяжении формы в целом и рассчитываться в соответствии со слуховыми представлениями о будущем интонационном результате, т.к. именно мех является средством интонационной выразительности[31]. При этом движение полукорпуса «на разжим» осуществляется чуть влево и вперёд от исполнителя, так как именно такое ведение будет способствовать выразительности произношения при пальцевой артикуляции и позволит добиться филигранных изменений в основной части звука (у А. Крупина и А. Романова «чуть влево и вперёд от исполнителя» [кр, Ром, с. 16], у И. Пурица «направление ведения влево и чуть назад, при совсем небольшом его разведении… может быть влево и прямо… нельзя полностью исключить и движение меха влево и вперёд от исполнителя…» [Пур, с. 140-141]).

Таким образом, формируется соответствующая триада, организующая контроль над процессом технологии (звукоизвлечения):

1. ясное представление интонации

2. организация технологии в соответствии с ней: физическое (мышечное) давление – «натяжение» меха - накопление воздушной компрессии в меховой камере - подача воздуха в резонаторную камеру - прикосновение к клавише

3. звуковой результат

Таким образом, баянист напрямую подстраивает физическую силу под предслышимую интонацию. Направлять интонацию, тем самым воздействовать на слушателя. на воздушную компрессию, образованную в меховой камере, а также при помощи туше и его воздействия на воздушную струю, подаваемую из меховой камеры в резонаторную (в частности, неполного туше). Дописать.

Функции меховедения:

1. динамическая – регулировать движения меха, обеспечивающие динамику (сугубо функция меховедения);

2. фразировочная функция – напрямую связана с дыханием - логически организовывать построения, разделяя границы какой-либо части мелодии посредством цезур (функция меховедения и туше); обеспечивать филировку мехом.

3. артикуляционная функция – позволяет отчётливо производить «переход от одной звучащей ноты к следующей, включая прекращение звука до исчерпания длительности ноты» (функция меховедения и туше).

По характеру управления меховедение может бытьактивным или пассивным.

Волевое, осознанное физическое управление «натяжением» меха, направленное на достижение интонационной выразительности –активное ведение меха (направленность).

Пассивное ведение меха– слабое физическое управление воздушной компрессией.

Только в случае активности меховедения, можно говорить о выразительности музыкального материала, о качестве передачи интонации, о тоне так как баян является инструментом «с переменной свободной формой звука» равно как скрипка, певческий голос, духовые инструменты [Лед, с. 36].

В процессе звуковедения исполнитель может изменять траекторию ведения меха с помощью микро-движений кисти левой руки, что позволяет баянисту более гибко управлять воздушной компрессией, образованной в меховой камере, следовательно и управлять интонацией.

Кисть левой руки баяниста должна распределять подаваемую физическую силу, в зависимости от желаемого интонируемого звукового результата. Это позволит баянисту придать определённую окраску отдельным мотивам-словам, динамическим волнам, филировать мехом и, таким образом, приблизить звучание инструмента к человеческому голосу.

Используя микро-движения кисти (левая рука) в траектории ведения меха на баяне возможно достижение важного выразительного фактора музыки – вокального пения.

Посредством управления физическим давлением левой рукой (зрительно это выглядит, как напряжение меха), баянист может влиять и на тембр звука. с разнообразными изменениями в траектории его ведения при помощи кисти левой руки, даёт исполнителю возможность имитировать звучание других музыкальных инструментов. Например, скрипки, органа, духовых инструментов и человеческого голоса: «…линии фактуры выделяются не только специфической обертоновой краской, но и характерной экспрессией, присущей природе имитируемого оригинального звучания» [61, с. 25, 33].

 Действия, организующие контроль над процессом звуковедения складываются в последовательности:

1. мысленное интонирование, опережающее действительность (предслышание);

2. «натяжение» меха и организация технологии в соответствии с предслышанием интонации

3. звуковой результат, контролируемый, направленный.

 

 



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Мех, как средство интонационной выразительности на баяне. Звукообразование. Звукоизвлечение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мех, как средство интонационной выразительности на баяне. Звукообразование. Звукоизвлечение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)