Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональное знание и педагогические способности как элемент педмастерства



2020-02-04 745 Обсуждений (0)
Профессиональное знание и педагогические способности как элемент педмастерства 0.00 из 5.00 0 оценок




Элементы пед мастерства – гуманистическая направленность личности.

– Гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы.

– Профессиональное знание предмета, методика его преподавания.

– Педагогические способности – коммуникативность, общительность, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность.

– Педагогическая техника- умение управлять собой, умение взаимодействовать.

Гуманистическая направленность личности учителя. Вся деятельность воспитателя соткана из педагогических драм, если драмой считают столкновение мнений, борьбу за утверждение позиций.

Что составляет направленность личности? Идеалы, интересы, ценностные ориентации говорит нам наука психология. Педагогическая направленность личности каждого учителя многогранна, её составляющие ценностные ориентации следующие:

1. На себя – самоутверждение, чтобы видел во мне знающего требовательного настоящего учителя.

2. На средства педагогического воздействия

3. На школьника, детский коллектив

4. На цели педагогической деятельности - гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности. Для педагога важна ведущая направленность на цели (гуманизация деятельности), при гармонично скорректированных видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребности воспитанников). Гуманистическая направленность, как сверхзадача в повседневной работе мастера, всегда определяет его конкретные задачи. Сравните две позиции. Например, первокурсник, проводя экскурсию в музее ученых педагогов, затрудняется ответить на вопрос, зачем рассказывать о них детям. Учитель-мастер видит в экскурсии многогранность задач: увлечь самопознанием, подтолкнуть к выбору педагогической профессии, показать работу учителя изнутри, и тем самым пробудить уважение к людям этого нелегкого труда, а в конечном итоге - помочь школьнику стать на более высокую ступень социального развития

 

Профессиональное знание и педагогические способности как элемент педмастерства

Профессиональное знание. В основе направленности учителя-мастера две страсти – увлеченность предметом, который он преподает, и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа педагогического мастерства - профессиональное знание. Знания учителя обращены с одной стороны, к науке, предмет, который преподает учитель, с другой стороны, - к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии.

Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, что требует способности учителя синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза - решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающие необходимость осмысления психологических сущностей, явлений, выбора и способов взаимодействия на основании педагогической задачи, актуализирует всю систему педагогических знаний учителя, которые проявляются как единое целое.

На основании профессионального знания педагога формируется педагогическое сознание - принципы, правила, лежащие в основе действий и поступков.

Эти принципы и правила, каждый педагог строит на основе своего опыта, но осмыслить его, увидеть его закономерности можно с помощью научных знаний, которые требуют постоянных обращений.

«Навечно вызванный к доске» так говорят об учителе. Следует заметить, что сложность приобретения профессионального знания должно формироваться сразу на всех уровнях: (методологическом) - знании закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания, (теоретическом)- законы, принципы и правила педагогики и психологии, основные формы деятельности, (методическом) - уровень конструирования учебно-воспитательного процесса, (технологическом) - уровень решения практических задач, обучения и воспитания в конкретных условиях.

Это требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать, анализировать, синтезировать приобретенные знания в достижении педагогических целей, представляет их в технологической форме.

Педагогические способности - элемент структуры педагогического мастерства, способности к педагогической деятельности. Опираясь на исследования ученых, можно выделить шесть способностей личности педагогической деятельности: коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность, персептивные способности - профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция.

Динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению.

Эмоциональная устойчивость-способность владеть собой.

Оптимистическое прогнозирование. Креативность - способность к творчеству.

4.Педагогическая техника Педагогическая техника -- это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Все сказанное подчеркивает, что педагогическая техника важнейший инструмент педагога.

Компоненты педагогической техники.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

- владение своим организмом (мимика, пантомимика);

- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

- социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

- технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј - Ѕ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

 

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей.

Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос -- основное выразительное средство устной речи педагога,которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение кнам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фонационного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Овладеть техникой речи -- значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono -- звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция -- это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»).

 

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.

Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых -- отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.

 

6.Театральное и пед искусство: общее и отличительное. Общие черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность, следующие:

·     живое сотрудничество с людьми, взаимодействие самых разных индивидуальностей;

·     активное воздействие человека на человека, вызов определенного переживания друг у друга;

·     творческая деятельность осуществляется публично, она регламентирована во времени;

·     чувства и переживания актера и зрителя, педагога и ученика созвучны, согласованны, творчество носит коллективный характер.

Но есть и принципиальные отличия в педагогической и актерской деятельности, главные из которых следующие (таблица 12.1).

2020-02-04 745 Обсуждений (0)
Профессиональное знание и педагогические способности как элемент педмастерства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональное знание и педагогические способности как элемент педмастерства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (745)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)