Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Убеждение как способ коммуникативного воздействия



2020-02-04 1372 Обсуждений (0)
Убеждение как способ коммуникативного воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди разноо6разных источников воспитательного влияния на школьников особая роль принадлежит педагогу. Каким же арсеналом способов воздействия на сознание, чувства, деятельность и поведение воспитанников располагает педагог? Все ли начинающие учителя знают эти способы и понимают, как важно выработать у себя умение общаться с учащимися и влиять на них?

На основе изучения социально-психологический теории и педагогического опыта общения принято выделять два основных способа коммуникативного воздействия, т. е. влияния с помощью слова: убеждение и внушение.

Любое воздействие педагога направлено в конечном итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий воспитанников, т. е. призвано влиять на все стороны психики и поведения школьников. Однако психологические механизмы убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из способов воздействия учителя на учащихся с помощью слова имеет свою специфику, которая будет предметом дальнейшего рассмотрения.

В педагогической литературе принят термин «педагогическое воздействие». Не правда ли, он как будто программирует пассивную позицию воспитанника в процессе его общения с воспитателем? Но, если мы принимаем те новые задачи, которые ставит общество перед школой, и если мы хотим, чтобы сегодняшний школьник вырос человеком инициативным, творческим, мы должны подумать о том, как педагогическое воздействие перевести на другой, качественно более высокий уровень - педагогическое взаимодействие и как организовать это взаимодействие, чтобы ребенок действительно стал и объектом, и субъектом воспитания.

Растущий человек взаимодействует с социальной средой, с природой. Результатом взаимодействия являются его убеждения, т. е. система знаний, взглядов и отношений, норм поведения. Рассмотрим убеждение как результат педагогического взаимодействия.

Убеждения бывают истинными и ложными. Истинные убеждения соответствуют реальной действительности и делают личность человека общественно ценной. Защищая свои истинные убеждения, человек пойдет даже на смерть. Ложные убеждения ведут к неправильным, вредным для первичного коллектива, а далее и общества, поступкам. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта своего и других.

Как часто нам приходится встречаться с ложными убеждениями школьников! Умеем ли мы их распознавать? К ложным убеждениям некоторой части школьников А. И. Кочетов относит следующие:

- учиться отлично - ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки»;

- вести себя безукоризненно - значит быть паинькой; нормальный школьник должен иметь замечания от учителя, иначе его не будут уважать;

- обманывать учителя - признак ума и находчивости;

 

- пренебрегать правилами поведения в школе, быть объектом постоянной критики учителей может только человек с сильным характером;

- трудиться с полной отдачей сил - ненужное усердие.

Подобные убеждения закрепляются, перерастая в иждивенческие позиции, познавательную и трудовую пассивность. К ложным убеждениям относятся и религиозные убеждения.

Перестройка ложных убеждений требует длительных усилий педагога. Ее следует осуществлять сразу по трем направлениям: формирование в классном коллективе здорового общественного мнения, создание специально ценного индивидуального жизненного опыта, мотивированное опровержение неправильных убеждений.

В первую очередь надо направить усилия на создание коллектива, на определение дальних, средних и ближних перспективных линий в его развитии. Опираясь на положительное в каждом воспитаннике, педагогу совместно с дружным классным коллективом будет легче приступить к ломке ложных убеждений. Среди приемов расшатывания ложных убеждений А. И. Кочетов выделяет следующие:

- побудить подростка сравнить себя с другими: поближе познакомить с интересным для него человеком, который руководствуется противоположными взглядами (например, ребенок не хочет учиться, а его знакомый много читает и знает, и при этом не выглядит ни «зубрилой», ни «зазнайкой»);

- показать, куда в будущем могут привести неправильные взгляды и убеждения (например, рассказать о человеке, который страдал теми же недостатками и погубил свою жизнь, потерял свободу, честь, совесть; он казался сильным, а жизнь доказала его слабость и ничтожность. Для этого можно использовать реальные жизненные примеры, а также примеры из литературы, кинофильмов и др.);

- довести до парадокса логику рассуждения подростка, отстаивающего ложные убеждения (например, что будет, если все ученики станут обманывать учителей, пренебрегать правилами поведения и пр.);

- создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е, предоставить возможность высказать свои аргументы в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть.

Требования к убеждению

Следует различать убеждение как систему знаний, взглядов и норм поведения и убеждение как способ их формирования. С помощью убеждения формируют новые взгляды, отношения или изменяют неправильные взгляды и отношения.

Формами убеждения могут быть диспуты, дискуссии, беседы, рассказ учителя, личный пример. Чтобы убеждение как метод взаимодействия было максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований:

- содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в младшем школьном возрасте на примере сказок, былин, фантастических рассказов, дальше на примерах изучения реального мира, изучения духовного мира человека);

- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого; необходимо знать истинную жизненную позицию школьника;

- убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры; в младшем школьном возрасте велика роль наглядно-образного материала;

- при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково  известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода:

 

- убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.

К условиям эффективности убеждающего взаимодействия относятся:

- обеспечение силы взаимодействия, которая определяется его содержанием и авторитетом убеждающего. Чем лучше ученик относится к учителю, тем лучше он принимает его убеждения;

- учет при построении убеждения особенностей психического склада убеждаемого. Для этого педагогу надо знать тип нервной системы воспитанника, представлять зону его ближайшего развития в обучении и воспитании. Например, ребенок имеет сильный неуравновешенный тип нервной системы. У него преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. Воспитателю следует построить убеждение таким образом, чтобы оно не вызывало дополнительных эмоций, не способствовало бы усилению силы возбуждения;

- учет интеллектуально-эмоционального  состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия. Например, ребенок чрезмерно возбужден, у него сейчас доминируют негативные эмоции. Педагог, не учитывая этого, начинает убеждать ученика в неправильности его поведении. Нетрудно догадаться, что этот педагогический акт обречен на неудачу.

Метод убеждения будет действенным только при условии единства в нем мысли, чувства и волевого стимулирования. В его применении целесообразно следовать структуре убеждения: знания – чувства (эмоции) - поведение. Первые два компонента невозможно (и не нужно) отделять друг от друга. Обращаясь к рациональному в ученике, вооружая его знаниями, учитель продумывает, как придать передаваемым знаниям большую силу эмоционального воздействия.

Большое значение имеет аргументированность, доказательность выдвигаемых положений, взволнованность педагога, его убежденность в правильности своих слов, готовность защищать свои взгляды. Это выражается в словах ярких, вдохновляющих, захватывающих воображение детей, волнующих их, запоминающихся надолго.

Необходимо обеспечить активное взаимодействие убеждающего и убеждаемых. При использовании метода убеждения для перевоспитания важно знать и учитывать интересы ребенка, увидеть в нем хорошее. И если начать перевоспитание с опоры на положительное, то можно рассчитывать на доверие воспитанника.

Но и вербальное мероприятие может быть подготовлено и проведено так, что оно будет иметь большой убеждающий потенциал. Например, в можно провести сбор на тему «Сколько стоит бесплатно?». Учитель организует поиск для сбора информации об общественных фондах потребления, о правах, свободах и обязанностях граждан. Объектами поиска могут быть квартира школьника, детский сад, трудовой коллектив, школа. Учитель разрабатывает индивидуальные или групповые карточки-задания, помогает детям подобрать статистический материал.

Другой пример - деловая игра «Экономика вокруг нас». Ее цель - углубление знаний детей об экономической политике нашей страны, воспитание бережного отношения к собственности, формирование активной жизненной позиции. В игре участвуют 3-4 группы ребят одного возраста. Каждая группа получает свой путевой лист с указанием названий и станций, к которым прибывают играющие. Первая станция - «Наш район». Пионеры должны изучить экономику своего района, получить информацию о профессиях и специальностях, необходимых району. Этап второй станции - «Рачительные хозяева» - предполагает изготовление наглядных пособий, ремонт школьной мебели, приучает ребят с микрокалькулятором в руках подойти к экономике школы (рациональное использование электроэнергии, воды, отношение к хлебу, школьным учебникам, оборудованию). Третья и четвертая станция - «Школа - твой дом» и «Книжкина больница». На «3аключительной станции» (сбор) ребята докладывают о проделанной работе, демонстрируют поделки, восстановленные книги, оборудование, приборы. К сбору подготовлены стенгазета, кино(диа)фильм «Рачительные хозяева».

 

27. Формы убеждения – дискуссии, диалог, беседы. Условия эффективности убеждающего взаимодействия:

К основные формам метода убеждения относятся: информационный метод, поисковый, дискуссия, взаимное просвещение.

Информационный метод - исходный метод убеждения, заключающийся в сообщение педагогом воспитанникам разного рода сведений и стимулировании у них интереса к новым знаниям; используются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный показ, встречи с интересными людьми.

Характерной чертой метода информации является то, что применяя его педагог сам может, учитывая возрастные особенности детей, определять содержание, объем и форму изложения тех или иных сведений.

Успешность применения информационного метода достигается значимостью сообщаемой информации, ее оперативностью, а также логической стройностью, доступностью и ненавязчивостью сообщения.

Средства информационного метода: живое слово учителя, лекция, беседа, личный пример учителя.

Поисковый метод - один из активных методов обучения, заключающийся в том, что изложение учебного материала преподносится как проблема, требующая от обучаемых самостоятельного разрешения или «открытия», которое нужно сделать им самим. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия - это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия - равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников - т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

 

Формы дискуссии:

Круглый стол - беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;

Заседание экспертной группы, первый вариант. Обычно 4-6 участников, с заранее назначенным председателем, которые обсуждают намеченную проблему, а затем излагаются свои позиции всему классу. В процессе дискуссии остальной класс является молчаливым участником, не имея право вступить в обсуждение. Данная форма напоминает телевизионные «Ток-шоу» и эффективна только в случае выбора актуальной для всех темы; воспитательный процесс убеждение

Заседание экспертной группы, второй вариант. Класс разбивается на микрогруппы на подготовительном этапе, каждая микрогруппа самостоятельно обсуждает поставленную проблему и выбирает эксперта, который будет представлять мнение группы. На основном этапе обсуждение происходит между экспертами - представителями групп. Группы не имеют права вмешиваться в обсуждение, но могут, в случае необходимости, взять «тайм-аут» и отозвать эксперта для консультаций.

Форум - обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

Симпозиум - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока. Для того чтобы все учащиеся выступили, обычно организуется несколько симпозиумов в течение года.

Дебаты - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты». В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.

Судебное заседание - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Перекрестная дискуссия является одним из методов технологии развития критического мышления. Для организации перекрестной дискуссии необходима тема, объединяющая две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы - в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую - те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент - вторая группа его опровергает - вторая группа высказывает свой первый аргумент - первая группа его опровергает и т.д.

 

Учебный спор-диалог - для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая - вторую. После этого класс готовится к дискуссии - читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями - те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

Взаимное просвещение - метод воспитания, обеспечивающий формирование у учащихся потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения, реализующийся в повседневной пропагандистской и разъяснительной работе среды своих товарищей; коллектив становится субъектом воспитательной работы, а педагог - помощником и консультантом.

Формы метода взаимного просвещения: на уроках - доклады и сообщения; вне урока - политинформация, стенгазета и подготовка спец. стендов.

Условия эффективности убеждающего взаимодействия:

- говорить доходчиво, понятно, ясно, показывая взаимосвязь явлений, иллюстрируя высказанные идеи примерами

- не использовать аргументы, не являющиеся очевидными для учеников;

- в поиске аргументов надо хорошо ориентироваться в объёме знаний учащихся;

- аргументы должны быть истинными и очевидными для учеников, соответствовать жизненной позиции ученика, его возрасту;

- вначале следует использовать наиболее сильные аргументы, но не все – часть сильных аргументов важно привести в заключение, ибо лучше всего запоминается не только первая, но и последняя фраза; главную мысль повторить несколько раз, используя многообразие синонимов;

- мнение, сложившееся в результате дискуссии или спора, наиболее устойчиво, чем мнение, которое создалось в результате монологического воздействия и пассивного принятия чьей-то точки зрения.

 



2020-02-04 1372 Обсуждений (0)
Убеждение как способ коммуникативного воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Убеждение как способ коммуникативного воздействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)