Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ



2020-02-04 330 Обсуждений (0)
ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Внушение – это одно из средств взаимодействия людей в процессе их общения и деятельности.

Долгое время роль внушения в педагогическом процессе не признавалась. Однако хотим мы этого или нет, элемент внушения имеет место практически в любом акте педагогического взаимодействия.

Различные виды внушение обогащают, арсенал средств педагогического воздействия дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Поэтому учитель не должен игнорировать этот метод воздействия, пренебрегать им.

В последние годы, как за рубежом, так и у нас в стране издано немало работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы применения внушения в учебной и воспитательной практике.

Классифицируя внушение, встречающееся в педагогическом процессе, мы, прежде всего, различаем сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.

 

Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка, встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. Здесь отсутствует специальная целенаправленность суггестивного влияния, хотя различные факторы, составляющие педагогический процесс, воздействуют по механизму внушения на психическое состояние школьника.

Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).

Понимание сущности сопутствующего внушения и учет его в конкретной педагогической ситуации дают возможность учителю усилить или ослабить этот сильный фактор воздействия на внутренний мир школьника.

Пользуясь методом убеждения в условиях хорошей восприимчивости к нему и высокой готовности к усвоению знаний и требований, педагог обязан снизить удельный вес сопутствующего внушения. В ситуациях недоверия учащихся к слову педагога роль сопутствующего внушения должна возрасти.

Изучение возможностей использования различных видов внушения в возрастном аспекте выявило определенную тенденцию. Она заключается в смене одних видов внушения другими в связи со становлением и развитием личности: от внушения в виде обычных наставлений в младшем возрасте к специальным внушениям с помощью релаксации в подростковом возрасте и от них к самовнушению, охотно используемому юношами и девушками. Разумеется, это только схема, отражающая существенную тенденцию. Жизнь настолько многообразна, что все случаи педагогического влияния невозможно вместить в прокрустово ложе схемы.

Значительную роль в выборе средств внушающего воздействия играет учет индивидуальных особенностей школьника. Необходимо учитывать тип нервной деятельности школьника, степень его внушаемости и другие показатели, дающие возможность избрать оптимальный для данного случая вид внушения.

. Воспринятое воздействие в условиях сниженной критики оказывает действенное влияние на поведение школьника.

Изучение «передовой практики и опытные данные позволяют сформулировать основные принципы применения прямого и косвенного внушения в школе: идейная направленность внушаемого содержания, использование внушения для развития духовных качеств и преодоления, недостатков личности, связь внушения со всей системой средств педагогического воздействия.

Прямое внушение, согласно его психологической природе, следует рассматривать в двух аспектах: влияние внушения на эмоции, установку, неосознаваемые мотивы (внушающие наставления) и влияние на автоматические акты поведения (команды и приказы). Такое деление свидетельствует, что путем внушения мы можем адресоваться к неосознаваемым внутренним побудительным силам, формировать необходимую нам предуготовленность организма к соответствующему действию. Наряду с этим внушающее слово способно также вызвать акты поведения, которые, некогда усвоенные сознательно, после соответствующей тренировки стали автоматизмами действия и регулируются подсознанием. Первый тип воздействия характерен для внушающих наставлений, второй — для команд и приказов.

Отличие внушающего наставления от других форм словесного воздействия заключается не только в смысловом содержании информации (стимул к действию или ограничение действия), но и в структурном построении словесной формулы и ее эмоциональной окраске. Для этого вида воздействия характерно лаконичное и императивное построение речи. Словесная форма внушающего наставления — повеление, указание, распоряжение, запрещение.

Использование внушающего наставления допустимо при положительном отношении между учителем и учеником; в условиях стабильной конфликтности этих отношений оно обречено на неудачу.

Внушающие наставления применяются не только в повседневной педагогической практике. Этот вид воздействия дает положительный результат и в качестве специально организованного влияния на трудных подростков.

Наряду с внушающим наставлением к прямому внушению относятся также команды и приказы.

По своим внешним признакам команды и приказы представляют собой вербальное воздействие, выраженное в краткой форме, точно определяемой существующими нормативными указаниями или традициями. Педагогическое значение команд и приказов заключается в том, что они являются средствами дисциплинированные учащихся и способствуют совершенствованию эстетики детского коллектива. В диссертации раскрываются педагогически целесообразные условия применения команд и приказов в учебно-воспитательной практике.

Ограничить практику вербального воздействия педагога только наставлениями, приказами и командами было бы непростительной ошибкой. Категорический императив приемлем только в определенных ситуациях. Воспитание в целом требует более тонких средств. Особенно ценны такие способы воздействия, которые дают возможность не выставлять на первый план педагогическую позицию воспитателя. Этот психологический момент хорошо реализуется в косвенном внушении.

Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подается не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого-либо случая или намека, которые помимо воли и критики воспринимаются человеком и оказывают существенное влияние на его поведение

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника. В диссертации показано, как воздействие их на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки своих поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Так как содержание косвенного внушения опирается на положительный опыт школьника, он, как правило, находит силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению

При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным

Задача учителя при организации коммуникативного воздействия на ребёнка - чётко определить степень воздействия и подобрать соответствующие средства, делающие его убеждения внушительным, а внушение убеждающим.

 



2020-02-04 330 Обсуждений (0)
ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)