Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ресурсное обеспечение рабочей программы



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Ресурсное обеспечение рабочей программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература.

1) Великорецкий крестный ход. /Сост. священник Андрей Дудин. – Киров, 2004.

2) Великорецкая икона Святителя Николая: история и современность / (под общ. ред. митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа). – Вятка: Буквица, 2008.

3) Гомаюнов С. А. Композиционный метод в историческом познании.- Москва, 1994.

4) Гомаюнов С. А. Вятская Свистунья в контексте традиции // Вятская земля в прошлом и настоящем. Материалы IV научно-практической конференции. – Киров, 1999.

5) Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории.- Киров, 1996.

6) Житие священномученика Михаила Тихоницкого / Сост. священник Андрей Дудин. – Киров (Вятка), 2003.

7) Житие иеросхимонаха о. Стефана (Куртеева), подвижника и основателя общежитильного Александро - Невского мужского монастыря. – Вятка, 2002.

8) Начальная школа. Методическая газета для учителей начальной школы. Издательский дом «Первое сентября» // № 12 - 16-30 июня, 2011.

9) Повесть о явлении образа святителя Николая Чудотворца при реке Великой по случаю предстоящего пятисотлетнего юбилея, в память явления этого образа, в 1883 году. – Вятка, 1880.

10) Повесть о стране Вятской / Сост. и перевод священника Александра Балыбердина. – Вятка: Буквица, 2006.

11) Преподобный Матфей Яранский чудотворец. Житие. Акафист. – Киров, 2003.

12) Преподобный и богоносный Трифон Вятский Чудотворец: Акафист, молитвы, житие, иконы. – Вятка (Киров): Буквица, 2008.

13) Протоиерей Сергий Гомаюнов. «Им же Господь посетил Вятскую землю» // Вятский епархиальный вестник. - 2008. – № 10. – С. 7.

14) Протоиерей Александр Балыбердин, протоиерей Андрей Дудин. Всероссийская святыня с реки Великой //  Вятский епархиальный вестник. - 2008. – № 5. – С. 6-7.

15) Рассказы о вятских святых. – Вятка, 2007.

16) Священник Сергий Гомаюнов. Традиция как метод организации познавательной деятельности в православной школе // Традиции православной педагогики в контексте истории: становление школы: Сборник докладов педагогической конференции. Под ред. Свящ. С. Гомаюнова. – Киров, 2003. – С. 40 – 49.

17) Священник Сергий Гомаюнов, А. Маркелов. Живые иконы. Святые и праведники Вятской земли. – Киров, 1999.

18) Старая Вятка. – Вятка, 2006.

19) Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца иеросхимонаха отца Стефана, основателя Александро-Невского общежительного мужского монастыря в шести верстах от г. Вятки, близ села Филейки с приложением некоторых писем старца. – Вятка, 1893.

20) Тинский А. Г. Вятская мозаика. – Киров, 1994.

21) Энциклопедия земли Вятской. Т. 1 – 10. – Киров, 1994 – 2000.

22) Явление образа святителя Николая на реке Великой. – Киров, 1992.

 

 

Методические разработки уроков.

ТЕМА 1. Я

Урок 1. Введение.

Цель: сформировать представление о том, что такое «история», что значит «живая» и «мертвая» память, связь поколений, судьба, прошлое; выяснить, зачем нужно изучать историю; уметь сравнивать дерево с родом человека и объяснять важность связи поколений.

Оборудование: магниты, рисунок дерева, таблички со словами «имя», «фамилия», «отчество», «вятский», «русский».

1. Организационный момент:

ü Подготовка учащихся к уроку,

ü приветствие,

ü знакомство,

ü учитель объявляет третьеклассникам о том, что с этого года они начинают изучать новый предмет – история,

ü знакомство с тетрадями на печатной основе.

2. Актуализация ЗУН:

Игра «Пять имен» (рабочая тетрадь, урок 1, упражнение 1)

Учитель предлагает третьеклассникам поиграть в игру «Пять имен»:

- Как вы думаете, какие пять «имен» имеет каждый из нас? (Дети предлагают свои варианты ответов, правильно называют имя, отчество и фамилия, остальные «имена» вызывают у них затруднение. После выслушивания ответов детей, учитель подводит итог).

1 имя (прикрепить на доске табличку со словом «имя») – собственно наше имя, которое дано нам при рождении нашими родителями: папой и мамой. При крещении через имя мы обретаем небесного заступника, покровителя – святого, в честь которого нас назвали. День памяти этого святого – день наших именин, день нашего духовного рождения. Имя отличает нас от других людей. По имени обращается к вам учитель, ставит вам оценки за вашу работу на уроке.

- Можно ли прожить без имени? (Нет).

Работа в рабочей тетради: учитель предлагает детям вместе выполнить упражнение 1 урока 1 и записать в тетрадь свое имя.

2 имя (прикрепить на доске табличку со словом «отчество») – это наше отчество.

- Что такое отчество? (Часть нашего полного имени, образованная от имени отца).

- Зачем нужно отчество? (Чтобы обращаться к взрослым людям, называя их по имени и отчеству).

- От какого слова образовано слово «отчество»? (Отец)

Слово «отчество» образовано от слова «отец». Это значит, что через отчество Господь дает нам жизнь от наших родителей, через эту часть имени осуществляется связь с нашими предками.

(Ученики записывают в тетрадь свое отчество, учителю необходимо уточнить у детей все ли из них знают свое отчество).

3 имя (на доске – «фамилия») – это наша фамилия. У каждого из нас есть фамилия. Это наследственное имя семьи, у всех членов вашей семьи, как правило, одна фамилия, которая передается По-наследству. Фамилия объединяет всех близких родственников. История фамилии – это часть истории вашей семьи.

- Можно ли человеку прожить без фамилии, имени, отчества? (Нет).

(Ребята записывают в тетрадь сою фамилию)

4 имя (на доске – «вятские») – имя, которое подчеркивает нашу принадлежность к тому месту, где мы живем. Мы – вятские, так как живем в Вятке. Это наша малая родина, город, где мы родились и живем. Мы любим свой город и изучаем его историю. В этом году мы будем знакомиться с историей нашего города.

(Третьеклассники записывают в тетрадь свое четвертое имя – «вятский(-ая)»).

5 имя (на доске – «русский») – имя, которое указывает на нашу принадлежность к тому или иному народу, к той или иной стране. Мы с вами – русские, потому что живем в России или Российской Федерации. Россию мы называем своей Родиной, так как мы здесь родились и своим Отечеством, потому что – это земля наших отцов, предков. У нашей страны – России – очень богатая история, изучать которую мы начнем на следующий год, в 4 классе.

(Записывают в тетрадь свое пятое имя – «русский(-ая)»).

Задание: громко назовите свою фамилию, имя, отчество, укажите на принадлежность к городу, к стране). (Ответы детей).

Со всеми этими именами мы будем подробнее знакомиться на уроках истории.

3. Формирование ЗУН :

Беседа с учащимися, работа с понятиями (упражнение 2):

- Что такое история? (прошлое людей).

- Что такое «прошлое»? (то, что уже было)

- Значит, что изучает история? (события, которые уже были)

- Зачем узнавать о событиях, которые были давно в прошлом? (третьеклассники предлагают множество вариантов ответа, в какой-то степени они все будут правильными, но особо нужно обратить внимание на следующий ответ – «о событиях, которые были давно в прошлом нужно знать, чтобы хранить память о них).

- Давайте обратимся к упражнению 4 и подумаем вместе, что значит «память живая» и «память мертвая»? (Ответ может вызвать у третьеклассников затруднение, тогда педагог сам дает пояснения, обращаясь к схеме, которая дана в упражнении, её следует воспроизвести на доске).

Хранить «живую память» - это значит помнить свое прошлое, знать историю своей семьи, молиться о своих предках, знать и любить историю своего города, своей страны.

«Мертвая память» - значит, ничего не признавать, ничего не помнить, не знать имен своих предков, оторваться от своих «корней», скитаться по свету, не знать историю своей малой родины, своей страны.

(Для первичного закрепления понятий можно задать вопросы «что такое история?», «что такое прошлое?», «зачем нужно изучать историю?», «что значит хранить «живую память» о прошлом?»).

Физкультминутка.

Беседа, работа с рисунком дерева (упражнение 3 и рисунок дерева – на доске):

- Назовите части дерева, которые изображены на рисунке? (Листья, ветви, ствол, корни).

- Какие из них мы видим? (Для правильного ответа, можно предложить детям посмотреть в окно).

- Какая часть дерева нам невидима, но мы знаем, что она существует? (Корни).

- Давайте сравним дерево с родом человека, что получится у нас при этом сравнении? Будьте внимательны, это будет частью вашего домашнего задания!

Корни – это наши предки, прабабушки и прадедушки, те родственники, которые уже умерли, ушли в мир иной. Скорее всего, мы их не видели, но по рассказам наших пап и мам и по хранящимся дома старинным фотографиям, мы знаем, как их звали и какими они были.

(По словарю С. Ожегова, корень - подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ; начало, источник чего-либо).Ствол и ветви – это наши родители: папы и мамы, а также наши ближайшие родственники: дяди и тёти).Листочки – это вы – дети, ваши братья и сестры.Листочки растут на веточках, держаться за них, получают питательные вещества.- Если листочек отпадет от дерева, сможет ли он один жить, сам по себе? Что с листочком в таком случае происходит? (Он засохнет и жить один самостоятельно, без дерева он не сможет).- А сейчас сравните с собой. Вы – «листочки» - отделились от семьи, захотели жить сами по себе, или решили не слушаться родителей, что с вами произойдет? Что вас ждет? (гибель).- Если дерево спилили или срубили и оставили от него один пенек, смогут ствол, ветви и листочки жить сами по себе? Что произойдет с деревом? (Оно засохнет).То же произойдет с семьей или родом. Если вы, ваши братья и сестры, папы и мамы не будут помнить о своих предках, то семья «духовно» умирает, не от чего будет семье «питаться».- Если корни дерева заболеют, или дерево выкорчуют вместе с корнями, что с ним произойдет? (дерево умрет).Если мы не храним память о своих предках, не знаем и не помним их имена, не интересуемся тем, как они жили, не молимся за них, не упоминаем их имена во время молитвенного правила, то и память наша «умирает», становится «мертвой». В семье начинаются трудности, проблемы, отношения не ладятся и т. д.- В каком случае память остается «живой»? (Только тогда, когда человек помнит свои корни, своих предков, молится за них, знает историю своей семьи и своего рода).Как дерево держится за землю, растет, питается от своих корней, так и мы «питаемся» «живой» памятью людей, которые ушли в мир иной. Мы молимся за них, а они молятся за нас.- С какой частью дерева можно сравнить историю? Почему? Историю можно сравнить с корнями, потому что корень нам невидим, это и есть наше прошлое, которое тоже невидимо, но тесно связано с нами. Прошлое нас «питает», учит, как надо жить, как поступать, какие правила в жизни нужно соблюдать.- Какая Божия заповедь соответствует теме нашего разговора? Объясните, как вы её понимаете?«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь, Бог твой, дает тебе». Будешь почитать родителей и своих предков, долго будешь жить.Работа с текстом басни И. А. Крылова «Листья и корни», ответы на вопросы. (Упражнение 5). При работе с любым текстом важно организовать словарную работу: по ходу громкого чтения дети карандашом подчеркивают мало знакомые или слова, значение которых они не знают, после окончания чтения всего текста или его отрывка, учитель вместе с ребятами выясняет значение непонятных слов, а потом уже третьеклассники начинают отвечать на вопросы по прочитанному.4. Закрепление ЗУН :Итоговая беседа:- Как называется наш предмет?- Что такое история?- Упражнение 7 (отгадайте ребус)- Зачем нужно изучать историю? (Упражнение 6).- Что значит сохранять «живую» память?- С чем мы сравнивали историю? Почему? Что общего?- А если сравним дерево с родом человека, что получится при этом сравнении?

(Чтобы быстрее запомнить имена третьеклассников, учитель, при наличии времени, может провести игру «Снежный ком»: дети остаются на своих местах, учитель называет имя первого ученика, затем имя первого и второго, затем имя первого, второго и третьего и т.д., в конце игры учитель называет имена всех детей в классе и старается их запомнить).

5. Объяснение домашнего задания:

Объяснить требования к выполнению домашних заданий: работать в тетради аккуратно и выполнять все задания.

Домашнее задание к уроку 1.

Выставление оценок за работу на уроке.

Урок 2. Мое имя.

Цель: познакомиться со способами образования имен на Руси, уметь их называть; объяснять значение своего имени; объяснять,  почему человек не может жить без имени, когда к нам пришли христианские имена, почему нельзя искажать имя другого, чем день рождения отличается от дня именин.

Оборудование: рисунок дерева, магниты.

1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.

2. Актуализация ЗУН:

Беседа с учащимися:- Как называется наш предмет?- Что такое история?- Зачем нужно изучать историю? - Что значит сохранять «живую» память?- С чем мы сравнивали историю? Почему? Что общего?- А если сравним дерево с родом человека, что получится при этом сравнении?

3. Формирование ЗУН:

Вводная беседа:

Тема, с которой мы начинаем изучать историю, называется «Я».

- Что означает это слово? (указание на себя)

- Как вы себя охарактеризуете? (мальчик – девочка, сын – дочь, ученик – ученица, брат – сестра, человек и т. д.).

- А что каждого из вас отличает от других? Как вас выделяет учитель в классе? Как узнать, что это ваша тетрадь и ваши оценки стоят в журнале? (по фамилии и имени).

Тема сегодняшнего урока «Мое имя».

Загадка: Что есть у каждого человека, живущего на Земле? Что каждый человек получает при рождении? (Имя).

- Есть ли кто-то у вас в классе без имени? А среди ваших родных, друзей, знакомых есть кто-то без имени? (Нет).

Имя есть у каждого человека на Земле.

Постановка познавательной задачи на урок: сегодня на уроке мы с вами узнаем как раньше на Руси, много столетий назад детям давались имена, когда и откуда пришли к нам наши имена, что означает мое имя и какое значение имеет имя для каждого человека?

Имена появлялись не случайно. В древности, на Руси, ещё до принятия христианства, когда люди не знали о вере в одного Бога, Иисуса Христа, а поклонялись силам природы, верили во множество богов и духов, детям давались имена очень похожие на прозвища. Давайте посмотрим, какие это были имена.

Работа в тетради (урок 2, упражнение 2).

- Сделайте вывод о том, каким образом появлялись имена в Древней Руси?

(Способы образования имен: 1 – по внешним особенностям человека; 2 - по характеру человека, его внутренним качествам; 3 – имя – «номерок»; 4 – по времени года, когда родились; 5 – по названию еды; 6 – от названия местности; 7 – от названия животных, птиц, насекомых и т.д.).

- Красиво ли звучат эти имена? (Нет, они больше похожи на клички или прозвища).

- Есть ли сейчас среди вас или ваших знакомых люди с такими именами? (Нет).

Работа в тетради (упражнение 3).

Большинство наших современных имен пришли на Русь после важного события – крещения Руси, которое произошло в 988 году, в X (10) веке. Все жители Руси приняли христианство. С христианской верой к нам пришли наши имена. Они пришли из Греции, Рима, Палестины, Египта и других государств, где уже была распространена христианская вера. Большинство имен, которые мы носим в переводе на русский язык имеют какое-то значение. Дома, вам нужно будет найти, какое значение имеет ваше имя, как оно переводится и откуда оно пришло.

(В помощь преподавателю – значение некоторых имен:

Анна – древнееврейское имя – «милость».

Екатерина – греческое – чистота, благородство, благопристойность.

Елена – греческое – солнечная, светлая.

Ирина – греческое – мир, покой.

Ксения – греческое – гостеприимная.

Лариса – греческое – чайка.

Мария – греческое – любимая, желанная.

Наталья – латинское – рождество, родная.

Ольга – скандинавское – святая.

Татьяна – греческое – учредительница.

Юлия – латинское – кудрявая.

Александр – греческое – защитник.

Алексей – греческое – отражающий, предотвращающий.

Анатолий – греческое – восток, восход, солнце.

Андрей – греческое – мужественный.

Василий – греческое – царственный.

Виктор – латинское – победитель.

Георгий (Егор, Юрий) – греческое – земледелец.

Илья – древнееврейское – сила Бога, «Бог мой, Яхве».

Иван – древнееврейское – Бог благословит.

Максим – латинское – величайший.

Леонид – греческое – похожий на льва.

Михаил – древнееврейское – кто как Бог, равен Богу.

Николай – греческое – победитель народов.

Олег – скандинавское – святой.

Павел – латинское – малый.

Петр – греческое – камень.

Сергей – латинское – высокий, высокочтимый.

Степан – греческое – венок, кольцо.

Федор – греческое – Божий дар.

Ева – древнееврейское – жизненная.

Елизавета – еврейское – почитающая Бога.

Даниил – еврейское – судья Божий.

Ефрем – еврейское – плодовитый.

Захар – еврейское – Божия память.

Артем – греческое – здоровый.

Евгений – греческое – благородный.

Никита – греческое – победитель.

Филипп – греческое – любящий коней.

Галина – греческое – тишина.

Зоя – греческое – жизнь.

Софья – греческое – мудрая.

Лидия – греческое – роскошная.

Антон – греческое – вступающий в бой.

Валентин – греческое – здоровяк.

Валерий – греческое – силач.

Константин – греческое – постоянный.

Алина – римское – народная.

Виктория – римское – победа.

Инна – римское – бурный поток.

Маргарита – римское – жемчужина.

Марина – римское – морская.

Артур – римское – большой медведь.

Дарья – римское – сильная.

Кирилл – римское – солнце.

Нина – египетское – плодородная.

Но есть имена, которые имеют чисто русское происхождение. Это значит, что их не надо переводить, их значение понятно из самого имени. Например, Владимир (владеющий миром), Всеволод (всем владеющий), Людмила (милая людям), Станислав (установивший славу), Вера, Надежда, Любовь и др.)

Физкультиминутка:

(третьеклассники встают около парт, руки опущены по бокам. Учитель называет имя, если оно распространено и встречается часто – хлопок над головой, если имя редкое – присесть или подпрыгнуть на месте.

Например, Наталья, Ирина, Александр, Клавдия, Захар, Юлия, дарья, Федор, Алексей, Валентина, Сергей, Артем, Артур).

Работа с понятиями:

- В какой важный момент нашей жизни мы получаем эти имена? (При рождении).

Но у каждого из нас есть ещё один важный день – день нашего «духовного» рождения – день, когда над нами совершается обряд крещения, после которого мы обретаем своего небесного покровителя, святого заступника.

При крещении родители смотрят в специальной книге – Святцах, когда отмечается день памяти святого, в честь которого вас назвали. Дата, следующая за днем вашего рождения, становится днем ваших именин.

- Чем день рождения отличается от дня именин? (День рождения – день, когда мы родились. День именин – день памяти святого, в честь которого ребенка крестили).

- Кто знает, когда у вас день именин? (Например, Дарья – 1 апреля, Татиана – 25 января, Наталия – 8 сентября. Если ребенок не может сразу ответить, поручить ему дома, вместе с родителями, найти, когда он может отпраздновать свои именины).

Работа в тетради: упражнение 5.

День именин важен для человека. Святой, в честь которого вас назвали, - человек, которой прожил всю свою жизнь таким образом, что сейчас он может заступиться за нас перед Богом. Он нам покровительствует, защищает нас, молится за нас перед Престолом Господним. Очень важно знать о том святом, имя которого мы носим.

- Что происходит, если мы искажаем имя другого человека: обзываем своего товарища, присваиваем ему клички и прозвища, ругаем его некрасивыми словами? (Если мы обзываем человека, то обзываем его святого заступника, ругаем его перед Богом, ругаем творение Божие, поэтому так делать нельзя).

- Как нужно праздновать именины? (Нужно сходить в храм, на богослужение, причаститься Святых Христовых Тайн, поставить свечку своему святому, помолиться перед его иконой).

Работа в тетради: упражнения 4, 6, 7. (Не забывать про словарную работу!)

Каждый человек должен соответствовать значению своего имени. Например, Татиана, значит «учредительница, распорядительница». Значит, во всем у неё должен быть порядок: и в душе, и на парте, и в ранце, и вообще в жизни. Имя имеем, но без наших собственных усилий его значение для нас не оправдается.

4. Закрепление ЗУН:

Итоговая беседа:

- О чем мы вели разговор сегодня на уроке?

- Что узнали нового?

- Может ли человек прожить без имени?

- Зачем необходимы имена?

- Как раньше на Руси, много столетий назад давались детям имена?

- Когда и откуда пришли к нам наши имена?

- Какое значение имеет имя для каждого из нас?

Работа в тетради: упражнение 8.

Игра: на листе ватмана начертить квадрат, в котором написать слоги, из которых состоят имена детей-учащихся класса. Детям необходимо найти и зачеркнуть свое имя.

5. Объяснение домашнего задания:

Напомнить требования к выполнению домашних заданий: работать в тетради аккуратно и выполнять все задания.

Домашнее задание к уроку 2.

Выставление оценок за работу на уроке.

Собрать рабочие тетради на проверку.

 

ТЕМА 2. МОЯ СЕМЬЯ.



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Ресурсное обеспечение рабочей программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ресурсное обеспечение рабочей программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)