Урок 5. Наши бабушки и дедушки.
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к людям старшего поколения; узнать имена, фамилии, отчества своих бабушек и дедушек; составить рассказ о детстве бабушек и дедушек. Оборудование: рисунок дерева, магниты. 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. Актуализация ЗУН: Работа по группам: (задание заранее написано на доске): Задание 1 группе: Объяснить, как на Руси давались детям имена? Когда и после какого события пришли к нам современные имена? Почему нельзя обзывать другого человека? Задание 2 группе: Что такое отчество? Что значит называть по отчеству? Почему мы называем людей по отчеству? Задание 3 группе: Что такое фамилия? Какие существуют способы образования фамилий? Перечислите их и приведите примеры. По очереди каждая группа отвечает на вопросы. Проверка домашнего задания: рассказать о происхождении своей фамилии, представить герб своей семьи. 2. Формирование ЗУН: - На прошлых уроках мы вели разговор о вас и о ваших родителях. Как вы думаете, о ком из членов вашей семьи пойдет речь сегодня на уроке? (О бабушках и дедушках). Постановка познавательной задачи на урок: сегодня мы будем говорить о ваших бабушках и дедушках, поговорим об их детстве и узнаем, почему к ним нужно относиться уважительно. Работа с рисунком дерева, беседа: - Вспомните, пожалуйста, когда мы сравнивали дерево с родом человека, что у нас получилось при этом сравнении? - Когда мы говорили с вами о родителях, то сказали, что они когда-то были «листочками», т. е. были детьми. Вы узнали, как учились ваши папы и мамы, чем они интересовались, в какие игры играли, какие интересные случаи произошли с вашими родителями в детстве. Как вы думаете, ваши бабушки и дедушки были когда-нибудь «листочками»? Конечно, были, но было это очень-очень давно. Наверное, они также, как и вы, не всегда слушались взрослых, у них были свои любимые игры, книги и желания. - Поднимите руки, кто знает, как зовут ваших бабушек и дедушек, полностью ФИО? (Как правило, полностью ФИО бабушек и дедушек знает мало детей, обратить их внимание на то, что это нужно знать обязательно, а кто не знает - необходимо уточнить). - Знаете ли вы, сколько лет вашим бабушкам и дедушкам? Когда у них день рождения? - Что они рассказывали вам о своем детстве? Что-нибудь удивляло вас в этих рассказах? Что вызывало уважение в поступках бабушек и дедушек? В чем бы вы хотели быть на них похожими? (выслушать ответы третьеклассников) Наши бабушки и дедушки всегда находятся рядом с нами, мы чувствуем их любовь и заботу, даже когда они не живут с нами под одной крышей. Физкультминутка. Работа в тетради: упражнение 1 урок 5, вопросы 1-2. - Поднимите руки, кто не забывает благодарить своих бабушек и дедушек за их заботу, теплоту и любовь, которую они нам дарят? - Скажите, как мы должны относиться к милым и родным нашим бабушкам и дедушкам? (С любовью и уважением, помогать им во всем, слушаться их, заботиться о них). Все бабушки и дедушки любят своих внуков. Наверняка, одно из первых слов, которое вы произнесли в детстве совсем малышами, были слова «бабушка» или «дедушка». Наши бабушки и дедушки добрые и мудрые. Они учат нас доброте, вежливости, любви, справедливости, честности. Бабушки и дедушки прожили долгую жизнь, выдержали много испытаний. К их советам нужно прислушиваться. Может быть, у кого-то из них неважное здоровье, поэтому им нужно помогать, поддерживать их, навещать, если они одни. Работа в тетради: упражнение 2. 3. Закрепление ЗУН: Итоговая беседа: - О чем говорили сегодня на уроке? - Что нового вы для себя узнали на уроке? Какое открытие сделали? - Почему к бабушкам и дедушкам нужно относиться уважительно? Вспомните пословицы и объясните их смысл: «Не имя крестит человека, но человек крестит свое имя» «Наши – вичи едят калачи». 4. Объяснение домашнего задания: Домашнее задание к уроку 5. Также напомнить о том, что нужно узнать имена, отчества и фамилии своих бабушек и дедушек, сколько им лет. Выставление оценок за работу на уроке. Собрать рабочие тетради на проверку.
ТЕМА 3. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. Урок 6. Родословная. Цель: знать и объяснять значение понятий: «род», «родословное древо», «семья», «поколение», «потомки», «предки»; научиться составлять свою родословную; отвечать на вопрос: почему важно хранить память о своих предках и знать свою родословную. Оборудование: рисунок дерева, магниты. 1. Организационный момент : учащиеся готовятся к уроку, приветствие 2. Актуализация ЗУН: Проверка домашнего задания: рассказы детей о детстве бабушек и дедушек, представить орден или медаль, которую они бы вручили своим бабушкам и дедушкам. - Объясните, почему нужно уважительно относиться к бабушкам и дедушкам? 3. Формирование ЗУН: Вводная беседа: - Кто узнал, сколько лет вашим бабушкам и дедушкам? Вашим родителям? А вам? - Если мы изобразим ваш возраст, возраст пап и мам, бабушек и дедушек в виде прямой линии, чья прямая будет длиннее? Работа со схемой на доске: Я – 10 лет ----------------------- Мамы и папы – 30-35 лет ------------------------------------------------------------------- Бабушки и дедушки – 60-70 лет ------------------------------------------------------------------------------------------------------- - Чья история жизни длиннее? Чья - самая короткая? - Можно ли сказать, что ваша семья имеет свою историю? Прошлое есть у вас, и у ваших пап и мам, бабушек и дедушек, и у всей вашей семьи. - Кто может сказать, сколько лет насчитывает история вашей семьи? От какой даты начинать отсчет истории вашей семьи? От вашего дня рождения или от дня рождения ваших бабушек и дедушек? Ответить на эти вопросы не так просто, мы попробуем найти на них ответ в конце сегодняшнего урока. Постановка познавательной задачи: сегодня мы с вами узнаем, что такое родословная, будем учиться составлять свою родословную, ответим на вопрос, почему важно знать свою родословную и хранить память о своих предках, а также выясним значение понятий: «род», «поколение», «потомки», «предки», «семья». Беседа: - Как вы думаете, у ваших бабушек и дедушек были родители? (Да). - Кем они являются по отношению к вам? (Прабабушками и прадедушками). - А у ваших прабабушек и прадедушек были родители? (Да). - Кем они являются по отношению к вам? (Прапрабабушками и прапрадедушками). Можно продолжать и дальше. - А кто из вас сможет назвать полное имя, отчество и фамилию прабабушек и прадедушек, прапрабабушек и прапрадедушек? - Кто знает, куда заносится информация о всех ваших родственниках, родителях, бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках? Работа с понятием: Информация о всех родственниках заносится в специальные таблицы, которые называются родословные, родословные таблицы или родословное древо. Работа с рисунком в тетради: урок 6, с. 19. Задание: посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопрос, почему родословную называют «родословным древом»? Родственников может быть так много, как веточек на дереве, поэтому удобнее родословную представлять в виде дерева. На этом рисунке мы видим мальчика и его родственников. Основателем его рода был древнерусский воин, князь. Может быть, вашим предком, основателем вашего рода тоже был древнерусский воин, храбрый военачальник или полководец. Физкультминутка. Работа в тетради: упражнение 2 (чтение текста, словарная работа и ответы на вопросы). Работа с понятиями: упражнение 1, 3. Кроссворд:
Закрепление понятий: - Как можно назвать вас всех, находящихся в этом классе? (Потомки). - А если вас объединить со 2-ми и 4-ми классами, какое в таком случае подойдет понятие? (Потомки). - Вас, ваших пап и мам, братьев и сестер, каким одним словом можно назвать? (Семья). - Как можно назвать ваших прапрабабушек и прапрадедушек? (Предки). - Каким одним словом можно назвать всех ваших родственников? (Род). Работа с рисунком дерева: - С помощью рисунка, на котором изображено дерево, попробуйте объяснить, почему нужно знать свою родословную и хранить память о своих предках? Наши предки – это «корни» нашего родословного древа. Как дерево без корней не живет, так и вашего рода: вас, ваших братьев, сестер, пап, мам, бабушек и дедушек не было бы, если бы не предки. Поэтому нужно помнить о них, знать, как их зовут, молиться за них, т. е. хранить «живую память», иначе ваше родословное древо погибнет. Работа в тетради: упражнение 4, 5. 4. Закрепление ЗУН: Игра «Историческая цепочка» (по очереди объяснить значение понятия, написанного на доске). Если с урока определения понятий учащиеся не запомнили, можно разрешить им пользоваться тетрадями, но настраивать детей на то, что значение понятий нужно знать наизусть. Родословная, род, предки, потомки, поколение, семья, прабабушка Беседа: - Объясните, почему нужно знать свою родословную и хранить память о своих предках? - Кто может сказать, сколько лет насчитывает история вашей семьи? От какой даты начинать отсчет истории вашей семьи? От вашего дня рождения или от дня рождения ваших бабушек и дедушек? Сказать, сколько лет насчитывает история вашей семьи трудно, потому что не просто определиться с той датой, от которой берет начало ваша семейная история. Мне бы хотелось, чтобы после изучения темы «Родословная», вы поняли, что история семьи начинается с того времени, когда жили ваши предки, память о которых является «живой». 5. Объяснение домашнего задания: Домашнее задание к уроку 6 (объяснить правила составления родословной: родословная составляется по нисходящей линии; по возможности, имена, отчества, фамилии родных записывать полностью; если известно, то можно записать годы жизни прабабушек и прадедушек, кем они были, где работали, в какой семье жили, сохранить в семейном архиве их фотографии). Если на уроке не успели сделать упражнения 4, 5, то выполнить их дома. Выставление оценок за работу на уроке. Собрать рабочие тетради на проверку.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |