Урок 3. Родители. Отчество.
Цель: сформировать представление о том, что такое отчество; объяснять, как образуются отчества, что значит называть по отчеству, почему мы называем людей по отчеству; уметь рассказывать об интересных случаях из детства родителей; отвечать на вопрос «какими должны быть лучшие в мире родители и дети?». Оборудование: рисунок дерева, электронная презентация, экран, компьютер, проектор. 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. 2. Актуализация ЗУН: Игра «Моё имя»: третьеклассникам необходимо встать в шеренгу, друг за другом по алфавиту (первая буква полного имени). Беседа: слайд 1. - Подумайте, почему мы начали урок с такой игры? - О чем вели разговор на прошлом уроке? - Что означает ваше имя? Откуда оно пришло? - После какого события на Русь пришли современные имена? - Каким образом до крещения Руси давались детям имена? - Что такое день рождения? Чем день рождения отличается от дня именин? - Почему именины также важны для человека, как и день рождения? - Почему нельзя обзывать других людей? Отгадайте ребусы, какие имена в них зашифрованы? Слайды 2, 3, 4.
Проверка домашнего задания: заслушивание рассказов детей (2-3 ученика). 3. Формирование ЗУН: Отгадайте ребус и подумайте, о чем пойдет речь на этом и следующих уроках? Слайд 5. Сегодня и на ближайших уроках речь пойдет о семье. Слайд 6. - Из кого состоит ваша семья? - Как одним словом можно назвать папу и маму? (Родители). Постановка познавательной задачи на урок: сегодня мы будем говорить о родителях, узнаем, что такое отчество, что значит «называть по отчеству», почему мы называем людей по отчеству? Работа с рисунком дерева: слайд 7 - Вспомните, когда мы сравнивали род с деревом, что говорили про листочки? (Листья дерева можно сравнить с детьми, листочки сами по себе не живут, оторвавшись от дерева они засыхают). - Как вы думаете, а ваши родители были когда-то «листочками»? (Да). Представьте себе, что ваши родители тоже когда-то были детьми, учились в 3-м классе, получали «5» и «4» за работу на уроке или домашние задания. Возможно, так же, как и вы, отвлекались на уроках, шалили на переменах, получали замечания в дневник. Но это было очень давно. А знаете ли вы, какие игры были любимыми у ваших родителей в детстве, какие у них были любимые игрушки, какие книги они любили читать, какие оценки чаще всего получали в школе, чем увлекались, кем мечтали стать? (Если знают, то спросить и объяснить, что это будет домашним заданием к следующему уроку). Работа в тетради: упражнение 2 урок 3. Слайд 8. (При выполнении этого упражнения можно организовать работу по вариантам. Например, 1-й вариант заполняет колонку «родители», 2-й вариант – колонку «дети». Затем оба варианта обмениваются результатами работы и заполняют оставшиеся колонки. Возможные варианты ответов: качества лучших в мире родителей – доброта, любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, отзывчивость, ласка и т. д.; качества лучших в мире детей – честность, послушание, доброта, уважение, жизнерадостность, отзывчивость, смирение и др. После этого учитель задает вопросы, которые даны к упражнению). Работа в тетради: упражнение 3. Слайд 9. Физкультминутка. Рабочая тетрадь, работа с понятиями: упражнение 1. - Какую часть вашего полного имени вы получаете от родителей, в частности от отца? (Отчество, о фамилии будем говорить на следующем уроке). - Слайд 10. Отгадайте загадку: Что есть у русских, но нет, ни у немцев, ни у англичан, ни у французов, ни у людей других национальностей? (Отчество). - Подберите однокоренные слова к слову «отчество»? (Отец, Отечество, отечественный, отеческий и т.д.). (Написать эти слова на доске). - Слайд 11. Что общего у этих слов? (У них один корень). - Что такое «отчество»? (Часть имени, которую мы получаем от отца). Через отчество Господь дает нам жизнь от наших родителей. - Что такое «Отечество»? (Земля наших отцов, наших предков, наша Родина). - Что такое «Родина»? (Страна, где мы родились, где наши корни). Записать значение понятий в тетрадь. Работа в тетради: чтение текста, работа со словами и ответы на вопросы: упражнение 4. Слайд 12, 13. «Называть по отчеству», значит, устанавливать духовную связь с нашими предками. Называя отца по отчеству, мы называем имя его отца, т. е. нашего деда, называя деда по отчеству, мы называем имя нашего прадеда и т. д. 4. Закрепление ЗУН: Итоговая беседа: - О чем говорили сегодня на уроке? - Как вы, дети, должны себя вести по отношению к родителям? Какими должны быть? - Что такое отчество? - Что значит «называть по отчеству»? - Почему мы называем людей по отчеству? 5. Объяснение домашнего задания: Домашнее задание к уроку 3. Выставление оценок за работу на уроке. Собрать рабочие тетради на проверку.
Урок 4. Происхождение фамилии. Цель: сформировать представление о понятиях «фамилия», «герб»; назвать способы образования фамилий; определять происхождение своей фамилии. Оборудование: рисунок дерева, электронная презентация, экран, компьютер, проектор. 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. 2. Актуализация ЗУН: - Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? - Как вы, дети, должны вести себя по отношению к родителям? Проверка домашнего задания – дети зачитывают рассказы о детстве своих родителей. - Из каких частей состоит ваше полное имя? - Какую часть имени вы получаете от имени отца? - Подберите однокоренные слова к слову «отчество»? - Установите взаимосвязь между словами «отчество»-«отец»-«Отечество». - Почему мы называем людей по отчеству? 3. Формирование ЗУН: - Слайд 1. Какую часть имени получают от отца все члены вашей семьи? (фамилия) Постановка познавательной задачи: сегодня мы с вами узнаем, что такое «фамилия», рассмотрим историю образования фамилий и попробуем выяснить, что означает ваша фамилия. Слайд 2. - Почему фамилию семья чаще всего получает именно от папы? (потому что он – глава семьи). Работа в тетради: упражнение 2, урок 4 (знакомство с текстом, словарная работа, ответы на вопросы, заполнение схемы). Слайды 3 – 12. Схема:
Физкультминутка . Работа с понятиями: упражнение 1. Фамилия – наследственное имя семьи. Но фамилия – это герб, то есть эмблема семьи. Герб может быть также у города или страны. Работа в тетради: совместно с учителем выполнить упражнения 3, 4, 5 (в качестве примеров можно привести имена святых благоверных князей Александра Невского, Андрея Боголюбского, князя Симеона Гордого, князя Святополка Окаянного и др.). Слайды 13 – 14. Упражнение 6. Слайд 15. - У каждого из вас есть имя, отчество и фамилия. Назовите их красиво, четко, громко, в правильной последовательности. Не ошибитесь! 4. Закрепление ЗУН: Итоговая беседа: - О чем вели разговор сегодня на уроке? - Что такое «фамилия»? - Когда появились первые фамилии на Руси? - Перечислите способы образования фамилий, о которых вы сегодня узнали? Приведите примеры. - Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии. Если затрудняетесь ответить, попробуйте дома вместе с родителями поискать, что означает ваша фамилия. Игра «Интеллектуальный турнир»: придумать по одному вопросу и задать его своим одноклассникам. 5. Объяснение домашнего задания: слайд 16. Домашнее задание к уроку 4. Выставление оценок за работу на уроке. Собрать рабочие тетради на проверку.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |