Урок 34. Праздник «Вятская Свистунья» для 3-х классов.
Цель: обобщить знания по курсу; способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки; поддержание духовных традиций Вятской земли. Оборудование: три скамейки для команд, свисток, карточки с заданиями, ручки для каждой команды, оборудование для спортивных игр, пометки на литию. 1) Лития. 2) Классы выстраиваются в одну линейку. 3) Вступительное слово: - Какой праздник праздновался на Вятской земле в четвертую субботу после Пасхи? - С каким событием Вятского предания связан этот праздник? - Почему он имеет такое название? - Расскажите, как проходил праздник? Какие развлечения были самыми любимыми у вятчан? - Почему этот праздник называют ещё «местной Пасхой»? - В чем смысл этого праздника? (через Пасху становится виднее смысл праздника, как победы света над тьмой, веры над неверием, поэтому называют «Вятскую свистунью» ещё и «местной Пасхой»; праздник стал покаянием вятских людей и символом их исцеления от греха слепородства). Мы с вами тоже собрались здесь, чтобы отпраздновать этот праздник. - А давайте подумаем, как каждый из нас должен себя вести во время праздника, чтобы нас не назвали потом «вятскими слепородами»? (не шуметь, помогать друг другу, никого не обижать, думать о других, работать дружно, слаженно и т. д.). В конце мы вместе подведем итог и выясним, кто проявил себя с самой лучшей стороны, тот получит подарок. Прежде, чем начать наш праздник, давайте разделимся на команды. (рассчитаться на 1-3-й и разделиться на 3 команды, команды рассаживаются на скамейках). 4) Ход: Задание 1. Отгадать, о каких событиях вятского предания идет речь в следующих фразах или отрывках? · «И избравше место прекрасно над рекою Вяткою, близ устья реки Хлыновицы…, и на оной горе начаша к созиданию града место устрояти, древеса готовити…»; · «В золотом поле, выходящая вправо из лазуревых облаков…, рука, держащая натянутый лук со стрелою; в правом углу – крест…»; · «Познав друг друга, ударились в несказанную печаль…»; · «В честь оставшихся после сражения вдов, продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и позолоченные…»; · «… Новгородцы подожгли их селение и кумирницу, которой поклонялись язычники, живущие не по христианской вере…»; · «…В воротах монастыря встретил преподобного Иона с братиею. Он припал к ногам старца и со слезами просил прощения у него…». Задание 2. Продолжите пословицы и объясните их смысл. · «Своя своих не познаша и …» · «Земля без праведника не …» · «Пример человекам – монахи, пример монахам - …» Задание 3. Вставить вместо пропусков. В тексте об основании города пропущены географические названия, необходимо вставить их в текст: «И избраше место прекрасно над рекою _________ близ устья течения реки ________________, на высокой горе иже ныне зовется _________________________. К созиданию града место устрояти, древеса готовити. И заутро восставшее, обретоша некаго Божиим промыслом все изготовление принесено по ____________- реке ниже на высокое же, паче пространейшее место и широкое поле, иже в то время нарицашеся _____________________________». (проверить правильность выполнения задания) Задание 4. Поэтический конкурс. Попробуйте вставить вместо пропусков слова в стихотворение. Вставленные вами слова должны рифмоваться и подходить по смыслу. Придумайте название стихотворению. Свистоплясы. Мы с татарами дралися, Устюжане подошли Мы их за ночь перебили, К утру поняли: свои! К Раздерихинскому спуску Со свистульками идем. Как отслужим панихиду, Свистопляску заведем. Вот у нас на Вятке Каковы порядки! Да, у нас на Вятке На все свои порядки! В. С. Федорова. (проверить выполнение задания и прочитать правильный вариант стихотворения) Задание 5. «Озвучить картинку». · Назвать событие вятского предания, которое изображено на рисунке. · Назвать архитектурный памятник и объяснить, каким образом он связан с событиями вятского предания.
Задание 6 «Живые иконы». О ком идет речь? (назовите имя вятского святого). · «…15 июля 1612 года к городу Хлынову медленно поднималась … ладья… на дне лодки лежал в монашеском одеянии старец, лет под 70… Осеняя себя крестом и наклонясь по направлению к своему монастырю, с помощью спутников выходит старец из ладьи и посылает своего слугу в обитель с просьбою не отказать ему в приюте…» · Значение его подвига в том, что он стал первым вятским святым – местным уроженцем и претерпел юродство, в то время, как местные жители пребывали в духовной слепоте. Подвиг юродства ради Христа он нес в течение 30 лет. Блаженный сподобился дара молитвенного созерцания Бога, прозорливости и исцеления. · «…Много ли мало ли времени прошло, а до Туриной горы (он) дошел. Оказалась она недалеко от города Лальска, который теперь к нашей Вятской губернии относится. Место путнику понравилось. Соорудил он хижину из ветвей и поселился в ней. Строго постился, дни и ночи молился – как же храм-то построить? С чего, как не с молитвы начать? Ему уже далеко за пятьдесят, человек он не молодой. Ни сил, ни денег нет…. Решил тогда монах здешним жителям о своем чудесном видении рассказать. Надеялся, что обрадуются и станут помогать…». · «…Решился, наконец, Симеон Петрович печатать свои сочинения. Вышли первые книжки с наставлениями. Он объяснял, что говорят святые о церкви, зачем нужно в праздничные дни в храм ходить… Увидел эти книжечки вятский архиерей – владыка Аполлос, прочитал. Симеона Петровича к себе позвал, долго с ним беседовал и понял, что перед ним не простой человек – перед ним монах, которого редко встретишь. Уговорил владыка его монашеский сан принять…». · «Он много раз обращался к своим духовным чадам словами преподобного Серафима Саровского: «Приходите на мою могилку, излейте все свое горе, расскажите, как живому все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения». Старец мирно скончался 29 мая 1927 года. Его похороны превратились в полноводный Крестный ход, свидетельство торжества православной веры, которую не удалось искоренить на Вятской земле безбожной власти…». · «Пришла пора узнать преподобному … и о нашей Вятской стране. Людей там, говорят, множество, изобилие всякое – богатство, значит. А вот монастыря на Вятке нет ни одного. Да как же так? Видно, в житейских заботах люди о Боге забывают. Если у них молитвы нет – вера оскудевает. Нет веры – народ пропадает. Надо, значит, идти на Вятку - молиться, помогать, души христианские спасать…». Итак, немного вспомнили основные события вятского предания, а сейчас для вас – спортивные игры. Спортивные игры проводит клуб «Дружина». 5) Заключение: Команды выстраиваются в одну шеренгу, подводятся итоги праздника. - Смогли ли мы сегодня преодолеть свое слепородство? Почему? (Или благодаря чему?).
А кто помог вятчанам исцелиться от недуга слепородства и основал на Вятке монастырь, чье имя носит наша гимназия? В каком веке он жил? И в настоящее время, как и много веков назад, преподобный Трифон является для нас небесным заступником и покровителем.
Сейчас мы с вами пойдем к преподобному Трифону, в Успенский собор Трифонова монастыря на благодарственный молебен.
А перед этим вы получите от классных руководителей подарки за участие в сегодняшнем празднике.
6) Молебен в Успенском соборе Трифонова монастыря.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |