Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осенние странички (8часов)



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Осенние странички (8часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 3-го класса

Москва

Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова

ОНИКС

2005

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4 Л 17

Лазарева В. А.

Л 17 Методические рекомендации к учебнику «Литера-турное чтение» для 3-го класса. - М.: Институт ин­новаций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель-ство Оникс, 2005. - 64 с.

ISBN 5-488-00059-3

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4

© АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова», 2005
ISBN 5-488-00059-3                              © ООО «Издательство Оникс», 2005

© В. А. Лазарева, 2005

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с задачами третьего года обучения по на-шей программе*) учебник выстроен на основе родо-жанро-вого принципа (термины эпос, лирика, драма не вводятся) и характеризуется дальнейшим освоением природы худо-жественного текста через расширение представлений уча-щихся о жанрах.

Ученики познакомились ранее с эпическими произведе-ниями - сказками и рассказами; теперь они на более высо-ком уровне возвращаются к ним и получают представление о новых для них жанрах эпоса: мифе, былине, сказе, басне. Мы начали учебник с народных сказок и былин, чтобы под-готовить детей к изучению более сложных текстов - мифов.

Далее учащиеся анализируют лирические тексты (эту главу для простоты детского восприятия мы назвали «Поэ-зия»), а затем идёт драма, представленная пьесой, которую, как и в прошлом учебном году, предлагается поставить.

Главное направление в учебной деятельности третьего года обучения - углубление в литературный материал и усиле-ние доли самостоятельной работы учеников-читателей. Чтобы дети лучше освоили особенности разных жанров и умели их отличать, мы предлагаем много практических работ по ана-лизу текстов и творческие работы, позволяющие детям глу-боко и на личностном уровне войти в литературный род или жанр и освоиться в нём.

В этом учебном году дети должны и по своим возрастным возможностям, и по уже достаточно большому и серьёзно-му опыту работы с литературными произведениями много и результативно, как говорил С. Я. Маршак, «думать, чув-ствовать, догадываться, воображать». Наша задача, чтобы литературный материал, который вливается в душу ребён­ка, «был отличного качества». Вспомним прекрасные и

*) См. Литературное чтение. Программа для четырёхлетней началь-ной школы (Система начального обучения Л. В. Занкова). - М.: Инсти-тут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство «Оникс», 2005.

3

мудрые слова К. Д. Ушинского, который, по сути дела, го-ворил о главных принципах воспитания и образования че-ловека через искусство и литературу. «В огне, оживляю­щем юность, отливается характер человека. Вот почему следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы мате-риал, который в это время вливается в душу юности, был отличного качества».

В учебнике продолжается линия сопоставления литера-туры с живописью, очень важная для понимания учащи-мися общей образной природы искусства и возможностей и своеобразия каждого из них.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Осенние странички (8часов)

Уроки 1-2-й. Воспоминания о лете. Изображение осени в искусстве

Цели уроков: 1) обобщённое повторение сведений о поэ-зии и возможностях поэтического слова в изображении при-роды и чувств человека; 2) анализ стихотворений.

Во втором классе учащиеся читали и анализировали много поэтических текстов. Учебник для 3-го класса начинается с осенних поэтических страниц, что соответствует календа-рю. Читая стихотворения, посвященные осени, мы будем углублять представления детей о лирике, способах поэти-ческого изображения мира природы и передачи настроения человека.

Задачи первого урока подскажут вам форму его проведе-ния. Начать урок можно с воспоминаний детей о самых ярких днях лета, о той золотой осени, которая провожала их в школу, и о тех прекрасных стихах об осени, прочитан­ных детьми в учебнике для 2-го класса.

Осеннюю страничку учебника откроют стихи А. С. Пуш-кина, потому что нет в русской поэзии более простого и

4

точного изображения природы всех времён года, чем это сделал поэт.

Казалось бы, в отрывке из XL строфы 4-й главы романа «Евгений Онегин» идёт простое перечисление примет осе-ни. Но если Вы попросите детей назвать эти приметы и сравните с тем, как изображает осень Пушкин, сразу ста-нет ясно, что поэт не просто их перечисляет, поэт одушев-ляет, очеловечивает природу, находя в своём любимом вре-мени года «очей очарованье», о котором Вы говорили с детьми во втором классе.

После Вашего прочтения детям текста начните с ними перечитывать стихи Пушкина и искать в каждой строке необыкновенные слова, поэтическое чудо, которое затем все вместе вы будете разгадывать. Дадим вопросы для обсужде-ния:

1. Как изображает поэт небо? Что здесь необычного? По-чему он так говорит?

2. Как называет поэт солнце? Почему? Зачем соединяет это слово с холодноватым словом «блистало»?

3. Как Пушкин говорит об осенних лесах?

4. Какие звуки слышатся в стихах Пушкина?

5. Какие ещё стихи А. С. Пушкина об осени вы знаете, помните наизусть? Что их выделяет среди других стихов?

В стихотворении современного поэта Г. А. Ладонщикова тоже изображается осень, её приметы, но, конечно, автор делает это по-своему. Прежде всего обратите внимание де-тей на рифмовку стихотворения. Если обозначить буквами рифмы:

1-е четверостишие - А, А, Б, В,

2-е четверостишие - Г, Г, Д, В,

3-е четверостишие - Е, Е, Ё, Ж,

4-е четверостишие - 3, 3, И, Ж, получается, что стихотворение - это два восьмистишия. Эта структура подчиняется смыслу стихотворения, посколь-ку в первом восьмистишии перечислены приметы осени, а второе представляет собой как бы вывод, объяснение и ве-сёлое замечание автора, что всё это для учеников примета того, что начинается школьная жизнь.

5

Уроки 3-4-й.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева

«Есть в осени первоначальной...»

Цель уроков: формирование представлений учащихся об эпитете.

Ученики, работавшие по нашим учебникам, уже с перво-го класса знают, что словами можно нарисовать картину, и такие слова мы называли «рисующими». В этом учебном году мы вводим понятие «эпитет» и объясняем его детям на примере прекрасного стихотворения Ф. И. Тютчева, изоби-лующего этими средствами изображения. По сути дела, толь-ко слово «зимний» не является в этом стихотворении эпи-тетом, обозначая просто время года.

Прежде всего хотелось бы заметить, что не всякое опре-деление предмета можно назвать эпитетом, а только то, ко-торое даёт «дополнительную художественную характерис-тику предмету в виде скрытого сравнения», как говорит словарь литературоведческих терминов. Это легко понима-ют дети при сопоставлении двух значений слова «хрусталь-ный» во втором задании к стихотворению. Возможны и дру-гие эпитеты - более простые определения, в которых содержатся эмоциональные оценочные оттенки, выражаю-щие субъективное отношение автора, например «притвор-ная» нежность, «прекрасный» огонь и т. д., или слова, изображающие цвет, запах, вкус и другие качества, напри-мер в бунинском предложении: «Зарница осторожно мель-кала над тёмным Трошиным лесом, и тепло, сухо пахло дубом».

Ещё одно важное положение: эпитет подбирается авто-ром, чтобы подчеркнуть самую существенную для автора черту или особенность предмета, например: «мосты мгно-венные шумят» - быстроту мелькания мостов, «ржавый лист валился» - лист, разъеденный ржавчиной умирания, «праз-дная борозда» - на которой уже никто не работает, и т. д.

При медленном чтении и перечитывании стихотворения учащиеся будут искать эпитеты - эти художественные оп­ределения, помогающие им представить именно то, что хо-тел изобразить поэт.

6

Стихотворение А. К. Толстого интересно тем, что в нём образ осени изображается не только наглядно и красочно, но и с помощью звукописи. Ученики работали с этим тер-мином ещё в первом классе. Пусть они вспомнят его значе-ние и найдут повторение согласного «с», создающего шум осыпающихся с деревьев листьев.

Уроки 5-6-й.

Изучение стихотворений Д. Б. Кедрина «Осенняя песня»

и С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»

Цели уроков: 1) анализ изобразительно-выразительных средств поэтического произведения; 2) отработка умений находить и объяснять эпитеты.

Стихотворение Д. Б. Кедрина поражает обилием художе-ственных средств, многофигурностью и многоплановостью. Чтобы дети ярко представили себе всё, что изображает поэт, можно сразу же после Вашего чтения сориентировать их на создание иллюстрации. Для этого надо перечитывать текст вместе с учениками-читателями и помогать им представить себе улетающих птиц и гору, под которой растёт уже обна-жившийся лес, холодную чёрно-белую землю, неяркое, «сит­цевое» русское осеннее небо, облетевшие цветы в саду, гру-стные рябины... В этом разговоре ученики должны, естественно, находить эпитеты и сравнения, с которыми они познакомились во втором классе. Работа эта может быть групповой (6 групп работают над строфой) или парной.

Нужно обговорить с детьми композицию картины: на заднем плане - гора, в центре картины - домик с рябиной под окном, перед ним - сад, на крыльцо вышла, как нам представляется, девушка. Очень интересно обсудить, где и как изображать паучка. В литературном произведении он выглядит нормально, в кино можно «наехать» на него ка-мерой и изобразить крупным планом. А в живописи... Но, может быть, дети сумеют решить эту проблему.

Для учителя сообщаем, что в этом тексте много метафор, например: «холодный серый мрамор» - земля, «ситцевая занавеска небес», «стукнут пальчики дождя». Но мы не даём

7

этого понятия в начальной школе, поэтому только ищем в метафоре эпитеты.

Это стихотворение ещё интересно тем, что в нём много повторяющихся звуков, особенно «озвучено» четвёртое чет­веростишие, в нём звучит и гласный «у», и согласные «в», «т», «с».

Стихотворение С. А. Есенина можно отдать для самосто-ятельной работы учащихся, чтобы они нашли в нём эпите-ты и определили настроение, выраженное автором.

Уроки 7-8-й. Работа над картиной И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цели уроков: рассматривание и анализ изобразительно-выразительных средств живописи, «вхождение» в карти­ну, выполнение творческих работ.

В прошлом учебном году мы уже рассматривали репро-дукции картин художников и соотносили их с литератур-ными произведениями на ту же тему. В этом году мы будем заниматься в основном пейзажной живописью, соотнося картины художников с поэзией, изображающей разные вре-мена года, и более глубоко анализировать основные изобра-зительные средства художников: цветовую гамму, её воз-действие на зрителя, свет, микротемы, соотнесение переднего плана и фона и др. Наша главная задача, чтобы учащиеся осознали единую образную природу искусства и получили представление о специальных средствах, с помощью кото-рых создаётся образ в разных видах искусства.

В подготовке к урокам по анализу картин художников Вам поможет методическое пособие В. И. Воробьёвой и С. К. Тивиковой «Сочинение по картинам в начальных клас­сах» (М.: ACT, 2002).

Перед рассматриванием картины И. С. Остроухова луч-ше всего прогуляться с ребятами по лесу или парку, где они смогут наблюдать осенние изменения в природе: небо, землю, деревья, листья и т. д. Связь этого урока с преды-дущими выявится в первом вопросе, который можно задать учащимся: «Какое из стихотворений, изученных вами на

8

прошлых уроках, лучше всего соотносится с картиной ху-дожника И. С. Остроухова?»

Иван Семёнович Остроухов (1858-1929) родился в Моск­ве и в детстве очень увлекался живой природой. Позднее это увлечение соединилось с любовью к рисованию и от­крывшимися способностями к живописи. И. С. Остроухов, по сути дела, художник-самоучка: он брал уроки живописи, особенно дорожил советами И. И. Шишкина и И. Е. Репи-на. Наиболее известные его картины, кроме «Золотой осе-ни», «Первая зелень» и «Сиверко». Пейзажи И. С. Остро-ухова напоминают своим лиризмом и свежестью восприятия русской природы работы и манеру И. И. Левитана, но в них нет той печали и грусти, как в картинах этого художника.

Беседу по картине можно провести по следующим вопро-сам:

1. Что изображено на картине, какой это период осени?

2. Какие деревья изобразил художник? В какие группы они объединены? Какие ещё микротемы вы видите на кар-тине?

3. Какие цвета преобладают в картине? Они близки по тону или контрастны?

4. Какое впечатление производит цветовая гамма, подо-бранная художником? Назовите оттенки цветов, которые подбирает художник.

5. Какое настроение вызывает у вас картина? Составьте словарь настроений (синонимов) к картине художника, её отдельным микротемам (старые клёны на переднем плане, молоденькие клёны, дубы в левой части картины, тропин-ка, сороки...).

6. Как распределяется свет в картине? Как изображено небо? Почему?

7. Чувствуется ли присутствие человека в картине ху-дожника? Кто оживляет этот уголок леса?

8. Что вы можете рассказать об авторском замысле и настроении, с которым он писал картину, его отношении к природе?

9. Обобщите всё, что вы увидели в картине художника, и расскажите о ней по следующему плану: тема картины;

9

её композиция; описание каждой микротемы картины, её содержания, цвета, настроения, которое она вызывает; ваше восприятие картины художника.

После беседы и пристального, подробного рассматрива-ния картины можно предложить детям на выбор три твор-ческих задания:

1. Придумайте и разыграйте диалог сорок.

2. Представьте себе, что вы идёте по тропинке в глубь леса. Расскажите, что вы там увидите, кого повстречаете, запишите свой рассказ.

3*. Продолжите стихотворение А. Г. Майкова «Осень»: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Восьмой урок может быть уроком-концертом, когда класс украшен детскими рисунками, а дети читают стихи об осе-ни и самые лучшие творческие работы.



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Осенние странички (8часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Осенние странички (8часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)