Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение волшебных сказок. Анализ сказок «Баба Яга»,



2020-02-04 271 Обсуждений (0)
Изучение волшебных сказок. Анализ сказок «Баба Яга», 0.00 из 5.00 0 оценок




«Сивка-бурка», «Деревянный орёл», «Бой на Калиновом мосту»

Цель уроков: выявление и осознание детьми особеннос­тей волшебных сказок.

Прежде всего необходимо вспомнить особенности русских народных сказок, которые уже знакомы учащимся. Они скажут, что это вид устного народного творчества, что ге-роями сказок могут быть звери, люди и вообще фантасти-ческие существа, что сказка - сказывается. Говоря об осо-бенностях сказочной речи, необходимо добиться, чтобы дети сами поняли, отчего язык сказки так прост, лаконичен, почему в сказках имеются повторы, устойчивые выраже-ния, почему сказочные эпитеты постоянны, что это не при­знак бедности языка, а следствие сложности устного расска-зывания. Можно поиграть с ребятами в игру, похожую на «испорченный телефон», только передают в ней не слово, а небольшую историю. Побеждает та группа, которая сумеет передать историю слово в слово.

12

Дети разбиваются на группы и садятся цепочкой. Веду-щий каждой группы рассказывает небольшую историю пер-вому сидящему, тот передаёт её второму, второй - третье-му и т. д. Последний рассказывает историю вслух, а ведущий отмечает ошибки в рассказе. Конечно, никто не сможет пе-ресказать историю дословно. Но дети наглядно увидят, что происходит с текстом, когда его передают «из уст в уста», как трудно удержать в памяти точные и яркие слова и вы­ражения и как облегчают задачу рассказчика повторы, по-стоянные эпитеты и устойчивые выражения.

После повторения учитель может обобщить уже сказан­ное и добавить то, чего дети не знают, углубляя их пред-ставления об исторических корнях сказки. Например, можно сказать следующее:

«Как вы уже знаете, сказки сочинялись людьми очень давно, в те времена, когда человек искренне верил в чуде-са, считал, что мир населён, кроме него, другими живыми существами. Он думал, что природа, окружающая его, -живая, что каждый зверь, каждое дерево или цветок име-ют душу и разум, живут своей жизнью. Более того, наш прадед думал, что эта жизнь - общая, что с живой приро-дой можно общаться, что она может либо помогать челове-ку, либо мешать ему. Если он делает что-то не так, природа может гневаться на него, и гнев этот бывает страшным. Люди в те времена надеялись на чудесное вмешательство сил при­роды в дела человека, и всё это нашло своё отражение в сказках, которые сочинялись именно в то далёкое время. Надежда людей на помощь могущественных сил природы в добрых делах человека, на справедливость этих сил, на по-беду добра воплощается в счастливых концовках сказок, в обязательной победе над злом простого, но доброго и трудолюбивого человека. Поэтому все сказки заканчивают­ся хорошо, а главные герои их, незнатные и не очень кра-сивые, получают награду за свои добрые дела.

Почему у разных народов есть сказки с похожими чуде-сами или чудесными превращениями, например о Золуш-ке? Видимо, потому, что вера в подобное чудо, и не просто

13

в чудо, а в жизненную справедливость, всегда была у людей, у всех людей, независимо от того, в какой стране они жили.

Мы начнём читать с вами волшебные сказки. Почему они так называются, вы сами догадаетесь».

Методика работы над сказками традиционна для анализа эпического произведения и народной сказки: читаем, идём по сюжету вслед за автором, составляем сюжетный план, выходим на характеристику образов героев, помня, что в сказке характер героя определяется его поступками, форму-лируем главную мысль, то, чему сказка учит читателя и слушателя. Но в этом году, работая над волшебными сказ-ками, нам надо, чтобы дети увидели сами особенности вол-шебной сказки, и прежде всего её сюжета. Литературное развитие учащихся будет осуществляться, если самостоя-тельность детей будет возрастать от сказки к сказке. В орга-низации этой работы вам помогут наши вопросы и задания.

Один из виднейших филологов, исследователей русского фольклора и русской народной сказки, В. Я. Пропп, в сво-ей работе «Морфология сказки» говорит об особенности сюжетов волшебных сказок, их общей сюжетной основе:

«Действие начинается с того, что происходит какое-то несчастье и герой, чаще всего молодой человек, отправля-ется из дома. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели.

В пути он встречает волшебных помощников, это стари-ки или старухи, которые указывают ему путь, или живот-ные, которые в благодарность за помощь, оказанную им героем, помогают ему попасть в иную страну, «тридесятое царство».

Там он встречается с похитителем, происходит бой с ним, и герой, иногда с помощью волшебных помощников, по-беждает своего врага.

Затем он возвращается домой и награждается, чаще все-го женившись на своей избраннице».

Все эти повторяющиеся элементы сюжета ученики-чита-тели найдут во всех волшебных сказках, которые будут изу-чать в третьем классе.

Говоря о героях сказок, разбираясь в особенностях их изображения, надо обратить внимание детей на то, что их

14

внешность не изображается, а о характере каждого из них слушатель судил по поступкам. И награждался или нака-зывался герой в финале повествования в зависимости от того, на что были направлены его действия, искал ли он своей выгоды или действовал бескорыстно: спасал, помо-гал, выручал, стоял насмерть за правое дело. И по тому, кого коллективный автор народных сказок - русский на-род - награждал, а кого наказывал, можно судить о нрав-ственных ценностях нашего народа.

Главной особенностью изображения героев сказки явля-ется то, что «внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет его прекрасным. Это идеализиро-ванный герой. Его основное качество - бескорыстность» (В. Я. Пропп).

Анализируя особенности сказочной речи, надо обратить внимание учащихся на традиционные для сказки троекрат­ные повторения событий и другие повторы, постоянные эпи-теты, устойчивые сказочные слова и выражения.

Сказка «Баба Яга» относится к тем сказкам, в основе которых лежит «испытание девушки или детей. Сказки эти коротки. Испытание имеет место сразу после завязки. Мож­но сказать, что эти испытания не идут дальше испытания, награждения и возвращения» (В. Я. Пропп).

Образ Бабы Яги встречается во многих русских народ-ных сказках. «Яга - очень сложный и далеко не однознач-ный персонаж», - говорит исследователь. Героя-искателя она встречает недружелюбно, т. к. сама принадлежит не к человеческому миру, а к миру потустороннему, границы и вход в который она охраняет. Она пропускает только дос-тойных. В сказках с падчерицей Яга испытывает героиню и награждает её».

Анализируя сказку «Баба Яга», необходимо обратить внимание на сюжет: в нём необычный сюжетный поворот, когда рассказывается, как перед тем, как попасть к Бабе Яге, девочка побывала у своей родной тётки.

Традиционны в этой сказке образ молодой героини, от­сутствие описания её внешности, помощники, помогающие ей в благодарность за её доброту, характер героини, вы-

15

воды о котором ученики-читатели будут делать из её по-ступков. Характерен для народной сказки и финал, где на-казывается жадность, корыстолюбие, а награждается девоч-ка за её доброту, умение сочувствовать, трудолюбие. Так утверждает коллективный автор сказки эти народные нрав-ственные ценности.

В сказке «Сивка-бурка» нам особенно интересен Иван. Очень важно разобраться в образе любимого народного ге-роя, которого называют дураком, но которому в итоге всё удаётся и достаётся награда. Порассуждайте с детьми об этом. В работе над этой сказкой ученики-читатели должны быть более самостоятельны, ведь они давно уже изучают этот жанр эпоса и только что получили образец анализа волшебной сказки. При составлении плана и кратком пере-сказе сюжета сказки учащиеся легко найдут троекратное повторение событий и выражений и в то же время увидят, насколько полный текст сказки интереснее и ярче. Сказка богата подробностями, например описанием разношерстно-го коня или такими бытовыми деталями: «подкрался ду-рак на четвереньках...», «...аркан шею давит», «Братья его не скоро посторонились, так он их шёлковой плёткой хлест-нул» и т. д. Видимо, эта сказка создавалась позднее преды-дущей.

Работая над образами героев, дети убедятся в том, что в сказке нет портретов героев, а про красоту царевны сказано классическим сказочным выражением. Характеристику всем героям учащиеся смогут составить самостоятельно, надо только обратить их внимание на то, что дураком главного героя чаще всего называют именно его братья.

В сказочной речи этого произведения так много живых интонаций, язык её настолько богат, что стоит читать сказ-ку по ролям или сказывать. И можно предложить девочкам нарисовать красавицу царевну из этой сказки и одеть её в русский национальный наряд. (Мальчикам мы подобное задание дадим после изучения сказки «Бой на Калиновом мосту».)

Сказку «Деревянный орёл» мы выбрали для изучения потому, что в ней утверждается важнейшие для нашего

16

народа нравственные ценности: трудолюбие, уважение мас-терства рабочего человека, к сожалению, сегодня забытые.

(Чтобы не быть голословной, приведу такой факт. Я мно-го лет на первом уроке в каждом новом классе прошу уче-ников назвать в порядке убывания значимости нравственные качества, которые они ценят в людях. Если лет двадцать назад дети писали «трудолюбие», то сегодня никто не пи-шет этого слова. Никто.)

Анализируя эту сказку, дети должны прийти к выводу, что она, видимо, написана ещё позже, потому что в ней есть такие слова и выражения, такие подробности, особенно про винтик, которым можно управлять летающим орлом, какие не могли появиться в древние времена.

В сказке «Деревянный орёл» много действующих лиц, у неё очень интересный сюжет, поэтому домашнее задание может быть разнообразным, чтобы дети могли выбрать: со-ставить кроссворд по сказке, нарисовать свою иллюстра-цию к ней или комикс, приготовить чтение по ролям фраг-мента из сказки.

В сказке «Бой на Калиновом мосту» очень ярко и эмоци-онально и художественно выражена патриотическая идея, а также идея товарищества, братства, взаимопомощи и вза-имовыручки. Кроме того, в ней уже прослеживаются соци-альные мотивы.

Патриотическая идея выражена в сказке в словах цари-цы, которая говорит как русская женщина, думая не о себе, а обо «всех» людях, которых в плен взяли, и о земле Рус-ской, которую разорили. Она же называет Калинов мост «чистым», что делает его образом всей Русской земли, не зря ведь сказка заканчивается словами, выделенными крас­ной строкой: «Отстояли Калинов мост». Но сегодня очень важна мысль сказки, что победил врага родины, змея лю-того, именно Иван - крестьянский сын.

Эту сказку можно предложить прочитать дома и подго-товить к пересказу. Думается, учащиеся сами предложат Вам сначала составить план, ведь они уже знают, что с его помощью легче пересказывать произведение. Материал сказ-ки способствует обобщению всего того, что мы говорили о сюжете и об особенностях сказочного сюжета.

17

Урок можно начать с того, что несколько учеников будут по очереди сказывать сказку, каждый - по одному смыс­ловому фрагменту. Затем можно проводить по материалу фрагмента беседу, выясняя после первого пересказа, напри-мер, что Иван - сын чернавки, беднее своих братьев сна-ряжен, после второго - осмыслить обращение царицы к сыновьям о защите земли Русской и т. д.

Интересно проследить за тем, как меняются социальные роли братьев. Сначала главным является Иван-царевич, но он только на словах главный, а не на деле. Победителем змея окажется именно Иван - крестьянский сын. Обсуж-дая причины такого различия братьев, можно выйти с деть-ми на проблему воспитания детей в царской, богатой, семье, и в трудовой, крестьянской.

Очень интересна композиция сказки, троекратные повто-рения сюжета и выражений. Всё это учащиеся отметят сами и докажут текстом, сохраняя в своём пересказе, а значит, запомнят. А подробности в этой сказке ещё более красоч-ные, превращающиеся в художественные детали, помогаю-щие чётко и ярко представить себе картину, например: «...змей глаза протирал, брови прочищал...» Язык сказки, речь героев богаты эмоционально яркими выражениями. В качестве домашнего задания можно предложить нарисо-вать главных героев сказки в их боевом вооружении, а ге-роинь - в костюмах, соответствующих их положению в обществе.

Восемнадцатый урок посвящается обобщению всего того, что дети узнали о волшебной сказке. Они вспоминают про-читанные ими сказки и самостоятельно доказывают, что каждая сказка может быть названа волшебной. На этом уроке возможна групповая работа.

Уроки 19-22-й. Изучение бытовых сказок

Цель уроков: формирование представлений учащихся о своеобразии бытовых сказок в процессе их изучения.

Если в изучении волшебных сказок мы шли дедуктив-ным путём: об общего к частному, ведь дети в вашем рас-

18

сказе получили в виде обобщённого знания представление об особенностях волшебной сказки, а потом во время рабо-ты над текстом находили эти особенности сами, то особен­ности бытовой сказки они должны вывести сами.

Перед чтением сказки «Дочь-семилетка» поставьте пе-ред учащимися следующие вопросы (причём в сильном клас-се можно ограничиться только первым):

1. Можно ли назвать эту сказку волшебной? Какие чер-ты волшебной сказки вы будете искать?

2. Кто герои сказки? Есть ли среди них фантастические существа?

3. Как побеждают герои своих противников? Есть ли у них волшебные помощники?

4. Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

5. Зачем сочинялись сказки?

6. Какие особенности сказочной речи вы будете искать?

Урок по сказке «Каша из топора» можно начать с её ин-сценирования и после этого побеседовать в русле ключевой проблемы.

Бытовые сказки, их сюжеты, поступки главных героев убеждают читателя, может быть, ярче, чем все другие сказ-ки, в необходимости в жизни активного действия, учат на-деяться на собственные силы и ум.

Мы воспользовались работой над бытовыми сказками, чтобы повторить с учащимися пословицы, поскольку они являются обобщением многочисленных случаев жизни на-рода.

Уроки 23-24-й. Знакомство со сказками других народов мира

Цель урока: восприятие национального колорита и ха-рактера другого народа по японской и американской сказ-кам.

Изучая народные сказки, особенно в сегодняшней ситуа-ции, мы через литературу можем открыть детям окно в мир, познакомить их с устным народным творчеством других народов, тем более что художественное произведение, осо-

19

бенно народная сказка, просто и верно изображает своеоб-разие народной души.

Мы выбрали для знакомства очень интересные и непохо-жие страны: Японию и США.

Работая над японской сказкой «Земляника под снегом», дети наверняка вспомнят, что они уже читали сказки с по-хожими сюжетами и героями: о злой мачехе, её родных дочерях и бедной падчерице. Кроме того, кто-то из ребят, наверное, читал или видел мультфильм по сказке С. Я. Мар-шака «Двенадцать месяцев», где обыгрывается сюжет с найденными падчерицей зимой подснежниками. А в ста-ром дедушке с белой бородой из японской сказки можно узнать нашего Деда Мороза. Дети сами смогут объяснить возникновение у разных народов похожих, «бродячих» сю-жетов, поскольку похожи жизнь людей и их проблемы.

Американская сказка очень ярко рисует характер наро-да спокойного, добродушного, склонного пошутить, посме-яться. Причём шутит Кролик, т. е. заяц, а объекты его шу-ток - Лис, Волк и Медведь. А Матушка Медоус и другие «леди» ведут себя так же, как и наши русские, да и, навер-ное, любые девочки: они любопытны, смешливы и, когда им страшно, взвизгивают. Так что между народами разных стран и жизнью людей в них больше общего, чем различно-го, а значит, мы всегда можем жить в мире и, если нужно, договориться.

Нам кажется, что ученики сами увидят, что первая сказ-ка - волшебная, а вторая - бытовая. Можно этот вопрос задать детям как вопрос для контрольной работы.

Урок 25-й. Театрализованная игра «В свете есть такое чэдо...»

Театрализованная игра похожа по методам проведения на урок-праздник. Можно предложить детям поговорить о мече или кольчуге (мальчикам) и платке (девочкам).

В сценарий праздника может войти:

. ярмарка с зазывалами, коробейниками, рекламирую-щими платки, взятые из дома или сделанные своими рука-ми, и самодельное древнее оружие;

20

. рассказы об истории платка и оружия;

. рассказы «Мамин платок» или истории о мече-кладен-це из сказок;

. песни и стихи, например «Подари мне платок» или стихотворение Р. Гамзатова «Две шали»;

. танцы с платками, бои на мечах;

. народные игры и песни: хороводы, «ручеёк», игра «пой-май хвост» (ребята делятся на несколько групп, выстраива-ются в затылок, каждый крепко обхватывает руками за пояс предыдущего и «голова» - первый человек в этой змейке -пытается схватить последнего - «хвост», а вся змейка не даёт ему это сделать);

. показ моделей: «модельеры» готовят эскизы платков и оружия и демонстрируют их.

Домашним заданием после этого урока может быть сочи­нение сказки по заданиям учебника, с. 67.

II. Былины (3 часа)

Уроки 26-28-й. Изучение былин

Цели уроков: 1) знакомство учащихся с жанром были­ны, сопоставление литературного произведения и картины художника на одну и ту же тему; 2) подготовка к напи-санию сочинения по картине.

Думаем, не надо особенно доказывать, что одно из важ-нейших направлений в воспитании детей сегодня - воспи-тание патриотизма, любви к своей Родине, своему народу. Изучение устного народного творчества - сказок, посло-виц, поговорок и других его видов - помогает учащимся войти в мир русской народной культуры, в нравственный мир простого русского человека. Насколько же этот мир духовно богаче, ярче и нравственнее, чем то, чем сегодня потчуют детей телевизор, компьютерные игры и некоторые современные книги, пресловутый «Гарри Поттер» например.

Особое место в приобщении детей к народным нравствен-ным нормам занимают былины, прежде всего потому, что в

21

них изображаются настоящие герои, совершающие истин-ные подвиги для спасения и во славу своего Отечества.

Но язык былин достаточно сложен, а пересказывать про-зой былины мы не хотели: теряется поэтичность и сила сло-ва. Поэтому мы взяли фрагменты из былин, описывающих трёх самых известных русских богатырей, которые изобра-жены на прекрасной картине В. М. Васнецова, и на уроках будем работать над сопоставлением поэтического и зритель-ного образов (если есть такая возможность, можно при этом слушать музыку «Богатырской симфонии» А. П. Бороди-на).

Прежде чем начать рассматривать картину и читать тек-сты былин, расскажите детям о В. М. Васнецове.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в Вятской губернии, в деревне, затерявшейся среди поистине сказочных лесов и гор Предуралья. В семье его отца, сель-ского священника, было шестеро сыновей. Они жили среди простых крестьян, зимой были у братьев на всех одни ва-ленки и полушубок, а летом, как и все деревенские ребя-тишки, они бегали босиком. Позднее Васнецов скажет: «Я жил в селе, среди мужиков и баб и любил их... как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, за-слушивался, сидя на посиделках при свете и треске лу-чины...» Тогда-то и полюбил он навсегда народное искусст­во, знаменитую вятскую игрушку, северные старинные песни, сказки и былины. И всю свою жизнь художник боль-ше всего любил рисовать героев народных сказок: Ивана-царевича на сером волке, Алёнушку, Кощея Бессмертного, царевну-лягушку, Снегурочку, русских богатырей, гусля­ров, - всех не перечислить.

Учился живописи он в Петербурге, а «Богатырей» писал в Москве, говорил, что именно здесь, в этом городе, тёплом, нарядном, сохраняющем древний свой облик, можно было их написать. В Москве он по своему проекту построил дом, в котором прожил 32 года и который до сих пор стоит (те-перь это Дом-музей В. М. Васнецова), рядом с домом -настоящий терем, сложенный из толстых брёвен, с шатро-

22

вой крышей, высоким крыльцом. А печи как в деревне, только нарядные, в разноцветных изразцах, в комнатах всё из дерева, и всё резьбой изукрашено. Будете в Москве -сходите в дом художника, как бы в гости к нему.

Начнём разговор о богатырях с рассматривания репро-дукции картины В. М. Васнецова. Наверное, это была его главная картина, ведь работал над нею художник 12 лет и сам сказал о ней, что она была его «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Прежде всего пусть дети рассмотрят боевое снаряжение богатырей и их коней (совсем недавно мальчики представляли вооружение рус­ских воинов в театрализованной игре - им и карты в руки).

Рассказывая о вооружении богатырей, дети должны от­метить, что самые богатые доспехи у Добрыни: щит из до-рогого красного металла, украшенный золотым узором и драгоценными камнями, высокий узорчатый шлем, коль-чуга сияет серебром, меч булатный в золотых ножнах, обут он в нарядные, бирюзового цвета сапоги. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, и готов в любую минуту ринуться на врага. И конь его в красивой, нарядной сбруе и тоже вглядывается в даль, -кажется, уберёт Илья копьё - он рванётся в бой.

Действительно, Добрыня Никитич - сын рязанского куп­ца, из былин мы знаем, что он образован, знает «манеры», «вежество», т. е. умеет себя вести, умеет петь, играть на гуслях, искусный шахматист.

В центре композиции - Илья Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый народом, воспетый не в одной былине богатырь. У Ильи благородное русское лицо, зор-кие очи, прямой нос, во всём его облике чувствуется мощь и сила, мудрость и выдержка. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная в 40 пудов, за спиной виден колчан со стрелами, а в левой руке - громадное «мур-завецкое» копьё. Зорко всматривается он из-под узорной рукавицы в степную даль, и «если он двинется, загудит от шага его земля». Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, он не способен на хитрости и уловки. Илья

23

старший на заставе, без его приказа богатырская застава не двинется с места. И конь его богатырский тоже самый мо-гучий, на его сбруе и в уздечке «пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют», косит он злым глазом в сторону врага, всматривается он в степь.

Третий богатырь - Алёша Попович, сын ростовского купца Леонтия. Он тоже храбр и силён, но былина говорит о нём, «что он силой не силён, зато напуском смел». Где не взять силой, он берёт ловкостью, хитростью и находчивос­тью, он не только сражаться горазд, он и в пирах лихо ба-лагурит, и песни горазд петь. Сбоку у него видны гусли. Рыжий конь его низко опустил голову, собираясь травки пощипать, но уши навострил: ждёт команды. Хитёр Алё-ша, вроде и не смотрит грозно в сторону врага, а погляды-вает в ту же сторону, что и его товарищи, и лук свой с «тугой стрелочкой» наготове держит.

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейза-жа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего они действительно выглядят мощно и грозно. Сим­метричное расположение фигур в центре картины передаёт сплочённость и силу их единства, желание не пропустить врага на Русскую землю. На заднем плане картины - хол­мы с перелесками, нависшее над ними грозовое небо со свин-цовыми тучами, - вся необъятная Русская земля. Конт­раст светлых тонов зелёного и белого цвета переднего плана картины и тёмно-фиолетовых, почти чёрных тонов вызыва-ет чувство тревоги и настороженности, но мощь и сила бо-гатырей доказывает, что врагу не пробраться через бога-тырскую заставу.

Мы так подробно описали картину В. М. Васнецова, по-тому что ученики будут писать по ней сочинение и им са-мим будет достаточно сложно разобраться в образах героев картины, в её композиции и главной мысли, тем более что они не знают исторического и литературного материала. Именно поэтому мы сначала будем рассматривать картину, доспехи и вооружение богатырей, о которых уже говорили в классе, многое учащиеся узнали из Вашего рассказа, а теперь они заинтересованно прочитают фрагменты из бы-

24

лин, откуда почерпнут сведения о действиях и подвигах богатырей. И тогда напишут сочинение на тему: «Славна богатырями земля Русская». Конечно, детям надо помочь, например дать план сочинения, который может быть та-ким:

1. Почему художник взялся за эту картину?

2. Описание богатырей (выражение лица, вооружение, одежда, поза; богатырский конь).

3. Природа на картине.

4.  Мысли и чувства, которые вызывает во мне картина.
В анализе фрагментов былин Вам помогут наши вопро-
сы к текстам из учебника.

III . Мифы (10 часов)

Уроки 29-33-й . Знакомство с мифами. Изучение древнегреческих мифов

Цель уроков: формирование представлений учащихся о мифе как выражении миропонимания древнего человека, знакомство с содержанием мифов и героями древней Элла-ды.

При чтении учениками мифов очень важно, чтобы они поняли, что миф - это не сказка, не вымысел, а литератур-но-историческое свидетельство того, как представляли и понимали мир древние люди. В форме мифа с помощью фантазии люди объясняли то, чему не знали научного объяс-нения. В школе мифологии учились все народы, но самая древняя мифологическая школа - древнегреческая, позднее вместе с письменностью её позаимствовали древние евро-пейские народы. Поэтому знакомство с мифологией мы на-чинаем с изучения древнегреческих мифов.

На первом уроке в этой теме необходимо проработать с детьми статьи учебника, которые теперь будут занимать всё больше и больше места в процессе обучения. Если в Вашей школе не изучается курс истории в начальных классах, сле-дует познакомить детей с местоположением, историей и куль-турой Древней Греции, показать имеющийся иллюстратив-

25

ный материал. Возможно домашнее задание, предваряющее эти уроки, наверняка у кого-то дома есть какие-то книги о Древней Греции. Формой закрепления полученных знаний могут быть, кроме традиционного пересказа, кроссворды, составленные детьми по второй статье учебника.

Для ознакомления детей с древнегреческими мифами мы выбрали самые важные из них, самые значимые для чело-вечества: миф о Прометее, объясняющий появление огня и других необходимых человеку вещей и показывающий при-мер подвига героя во имя людей, мифы о нескольких под-вигах любимого древними греками героя Геракла и миф о Пандоре, в котором говорится о появлении бед и несчастий на Земле. Методика изучения мифов проста: они читаются и пересказываются учениками. В работе над содержанием мифов Вам помогут наши вопросы в учебнике.

После знакомства с содержанием мифов можно предло-жить учащимся придумать и написать свой миф по образцу древнегреческих, поскольку дети тоже многое, особенно не-понятное им, объясняют мифологически, т. е. с помощью фантазии. Предложите ученикам следующий алгоритм их работы:

. вспомните явление природы, объяснение которому вы не знаете;

. придумайте фантастическую историю, которая может объяснить это явление;

. придумайте сюжет и героев и запишите свой миф.

Творческим закреплением изучения этой темы может послужить театрализованная игра «Древнегреческие боги на Олимпе». Цель игры - закрепить и расширить знания учащихся по древнегреческой мифологии.

Учащиеся выбирают самого интересного для себя бога или богиню из тех, о ком они читали в учебнике или само-стоятельно. Они должны выучить миф о нём, приготовить костюм и затем на уроке рассказать. Можно инсценировать миф, выбрав из него то, что интересно и посильно детям, например взять миф об амазонках из «Подвигов Геракла» и поставить его. К уроку можно подготовить кроссворды и рисунки.

26

Уроки 34-37-й. Изучение славянской мифологии

Цель уроков: знакомство учащихся с мифологией пред-ков русского народа, их верованиями и нравственными пред-ставлениями.

Знакомство с мифологией древних славян и русов, засе-ливших восток Европы, осложняется тем, что они не сохра-нились. С принятием христианства древние славянские язы-ческие боги и мифы были объявлены вне закона, и деревянные идолы, стоявшие в капище (так назывался русский Панте-он) на берегу Днепра в Киеве, по повелению князя Владими-ра в 988 году были сброшены в реку.

У славян к этому времени ещё не было письменности, поэтому славянские мифы существовали только в виде уст­ных преданий, которые запрещались и постепенно уходили из народной памяти. Но представления о духах - хозяевах леса, воды, поля, дома - не были преданы забвению, и до сих пор русские люди, особенно деревенские, более близ-кие к народной культуре, верят в домовых, леших, русалок и прочих духов-хозяев. Остатки языческих представлений в сегодняшней нашей жизни - это вера в приметы, кото-рые есть не что иное, как предвестье дурного.

Надо ли говорить, как важно сегодня русским детям знать о жизни и верованиях наших предков, тем более что следы этих верований остались в языке и что, по сути дела, они несут в себе и сохраняют нравственные представления на-рода.

Работа над славянскими мифами идёт аналогично изуче-нию древнегреческих мифов. Хотелось бы обратить внима-ние на знакомство детей с родословным деревом древних славян, поскольку очень важный момент - составление уче-ником родословного дерева своей семьи, к которому он, не-сомненно, привлечёт родителей, дедушек и бабушек, что очень важно в воспитательном отношении.

Очень помогут Вам в работе книги, изданные в издатель-стве «Белый город» в 2001-2003 гг.: «Славянская мифоло-гия», «Боги древних славян», «Легенды Древней Руси» и др.

27

Урок 38-й. Контрольная работа №1



2020-02-04 271 Обсуждений (0)
Изучение волшебных сказок. Анализ сказок «Баба Яга», 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение волшебных сказок. Анализ сказок «Баба Яга»,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)