Весенние странички (4 часа)
Уроки 59-62-й. Изображение весны в искусстве Цели уроков: 1) продолжение отработки навыков анали-за лирического текста, освоение детьми художественных 42 средств языка; 2) соотнесение пробуждения природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи. Как всегда перед началом работы над произведениями, посвященными временам года, надо понаблюдать с детьми за изменениями в природе. На первом уроке дети своими словами рассказывают о признаках весны, а затем пойдёт чтение стихов Пушкина, в которых он вроде бы говорит о том же, но как ярко, точно и поэтично всё изображает! Ду-маем, что сами дети при медленном чтении и перечитыва-нии пушкинских строк отметят развёрнутую метафору, с помощью которой изображается пробуждение природы. И хоть понятие метафоры мы в начальной школе не даём, а олицетворение они научатся узнавать в четвёртом классе, какой удобный случай назвать учащимся этот термин сей-час: очень уж наглядно и точно он соответствует улыбке на липе Природы, нарисованной словами поэта. В стихотворении А. Н. Майкова изображены так зримо и ярко образы Весны и Зимы, что анализ этого текста можно провести через рисунки учащихся. Дети должны догадать-ся, что свои чувства поэт выражает с помощью восклица-тельных предложений. В очень подробном, детальном анализе художественных средств, с помощью которых уже знакомый детям С. А. Есе-нин изобразил расцветающий весною дерево-цветок черё-муху, помогут Вам наши подробные вопросы к тексту. Единственное, что хотелось бы посоветовать, это положить перед учениками листы бумаги и сразу после Вашего чтения на-чать рисовать то, что им представилось. Оказывается, мно-гие дети вообще «не заметили» ручей и не нарисовали его. И, разбираясь, почему это произошло, объясняли, что он маленький и не золотой, а серебряный. Но когда анализ текста коснулся последнего четверостишия, дети были бук-вально поражены тем, что произошло с ручьём: у него по-явилась волна, да ещё и «гремучая», и звукопись поддер-живает этот образ («вкрадчиво, под кручею»). «И вообще, это - про любовь», - заявила нам на уроке одна девочка. Далее в учебнике, в разделе «Весенние странички», как-то сама собой возникла тема птиц, и наверное, это произошло 43 не случайно, ведь первыми, кто возвещает приход весны, являются птицы. И хотя ворона зимует с нами, но поэт А. А. Блок так ярко рисует, что происходит весной даже с этой птицей, что мы начали именно с неё. Поэт уверен, ворона переживает то же, что и мы: у неё «дух занялся» от вешних звонов, она довольна, ей «привольно дышать», и вообще, она ведёт себя совершенно по-детски, и, конечно, дети всё это с удовольствием изобразят. Но чтобы это сде-лать точно, как описывает поэт, надо не раз прочитать стихо-творение. Читая прозу Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975), дети будут не только стараться представить себе нарисованный им лес, подснежники, но и поражаться тому, как и в прозе, оказывается, можно художественно и поэтически изобразить всё это. (Кто-то из детей наверняка вспомнит, как похоже изобразил подснежник поэт Ояр Ва-циетис: «Он разгрёб песок холодный корешком своим, как лапой»). Это стало возможным потому, что И. С. Соколов-Микитов из своего деревенского детства, от отца (лесника) и матери (крестьянки) вынес впечатления от родной приро-ды, бескрайних лесных просторов, света и тепла человечес-ких отношений, красоты русского слова и песни. Куда бы его ни бросала судьба, особенно во время службы матросом в торговом флоте Балтийского, Чёрного и Средиземного морей, участия в Первой мировой войне, вынужденного пре-бывания в европейских странах, откуда ему с трудом уда-лось вернуться в Россию, - везде он писал о России, о де-тях и для детей. Он знакомил их не только с родной природой (Сборник «Кузовок»), но и с русскими обычаями, детскими русскими играми («Заря-заряница. Народные детские игры»), народными сказками («Озорные сказки»). Последний отрывок из произведения писателя «От вес-ны до весны» выводит на разговор о замечательной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) родился в семье мелкого московского купца. Мать его умерла рано, но его мачеха, заметив способности и тягу мальчика к ри-сованию, уговорила мужа отдать сына учиться живописи, а не торговому делу, как он хотел. 44 А. К. Саврасов был пейзажистом. На всю жизнь запомнил он слова своего учителя: «Прислушивайтесь к природе -она не обманет». Хотя художник и бывал за границей, бо-лее всего он любил рисовать русский пейзаж, простую, скромную деревенскую природу средней полосы России. В деревне Молвитино Костромской области была написана его знаменитая картина «Грачи прилетели». Что в ней та-кого особенного? Почему от этого скромного пейзажа, где изображены несколько кривеньких берёзок с грачиными гнёздами, так не хочется отрывать взгляд? Художник любил изображать весну, но именно раннюю, когда природа только-только пробуждается, ещё лежит снег, но уже повеяло весною. Вот и на этой картине изображён потемневший, уже подтаивший, видимо, мартовский снег, на котором художник тщательно выписал упавшие веточ-ки. Яркого солнца нет, с трудом пробиваются солнечные лучи, лишь яркая белизна снега за берёзами да тени, отбрасываемые деревьями на снег и дощатый забор, обещают солнце. Главная тема картины - это, конечно, грачи, вьющиеся в своих шумных хлопотах вокруг гнёзд, расположенных на берёзах. Сами берёзы - неказистые, кривые, к ним нельзя не испытывать жалость. Дойдя взглядом до берёзок, хочется здесь «остаться», в этом обжитом пространстве, хотя художник нарисовал крыши домов, церквушку и в перс-пективе равнину, чёрную после растаявшего снега, с блестящими островками воды. И всё это такое русское, щемя-ще грустное, но светлое, такое родное, как небо, с ещё низкими по-зимнему облаками, но уже с ясными голубыми просветами, как надежда на приход весны, на радость и счастье. Для сравнения можно рассмотреть картину И. И. Левитана «Март» на обложке учебника. Та же ранняя весна, но какая солнечная, яркая, тёплая картина нарисована художником! Какое синее небо, какой рыхлый, но переливающийся всеми оттенками снег, хвойный зелёный лес и тоненькие, изящные на его фоне берёзки, каким лимонно-жёлтым цве-том сияет залитая солнцем стена дома! И какой радостью 45 веет от всей картины художника! Даже одинокая рыжая лошадь, такая же «солнечная», как и всё вокруг, хотя и может вызвать чувство уныния, не омрачает общий радостный тон картины. «Больше всего мне хочется покататься на ней», - сказал один из наших учеников, рассматриваю-щий картину. Домашним заданием может быть сочинение по одной из картин или сравнение их между собой. В последнем случае нужно дать детям «опоры». Сравнить картины по содержа-нию, по краскам, по настроению, по впечатлению, какое они произвели. Можно дать задание написать творческую работу от имени грачей или тех, кто пробуждается весной: медведя, ручейка и т. д.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |