Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Весенние странички (4 часа)



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Весенние странички (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки 59-62-й. Изображение весны в искусстве

Цели уроков: 1) продолжение отработки навыков анали-за лирического текста, освоение детьми художественных

42

средств языка; 2) соотнесение пробуждения природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи.

Как всегда перед началом работы над произведениями, посвященными временам года, надо понаблюдать с детьми за изменениями в природе. На первом уроке дети своими словами рассказывают о признаках весны, а затем пойдёт чтение стихов Пушкина, в которых он вроде бы говорит о том же, но как ярко, точно и поэтично всё изображает! Ду-маем, что сами дети при медленном чтении и перечитыва-нии пушкинских строк отметят развёрнутую метафору, с помощью которой изображается пробуждение природы. И хоть понятие метафоры мы в начальной школе не даём, а олицетворение они научатся узнавать в четвёртом классе, какой удобный случай назвать учащимся этот термин сей-час: очень уж наглядно и точно он соответствует улыбке на липе Природы, нарисованной словами поэта.

В стихотворении А. Н. Майкова изображены так зримо и ярко образы Весны и Зимы, что анализ этого текста можно провести через рисунки учащихся. Дети должны догадать-ся, что свои чувства поэт выражает с помощью восклица-тельных предложений.

В очень подробном, детальном анализе художественных средств, с помощью которых уже знакомый детям С. А. Есе-нин изобразил расцветающий весною дерево-цветок черё-муху, помогут Вам наши подробные вопросы к тексту. Един­ственное, что хотелось бы посоветовать, это положить перед учениками листы бумаги и сразу после Вашего чтения на-чать рисовать то, что им представилось. Оказывается, мно-гие дети вообще «не заметили» ручей и не нарисовали его. И, разбираясь, почему это произошло, объясняли, что он маленький и не золотой, а серебряный. Но когда анализ текста коснулся последнего четверостишия, дети были бук-вально поражены тем, что произошло с ручьём: у него по-явилась волна, да ещё и «гремучая», и звукопись поддер-живает этот образ («вкрадчиво, под кручею»). «И вообще, это - про любовь», - заявила нам на уроке одна девочка.

Далее в учебнике, в разделе «Весенние странички», как-то сама собой возникла тема птиц, и наверное, это произошло

43

не случайно, ведь первыми, кто возвещает приход весны, являются птицы. И хотя ворона зимует с нами, но поэт А. А. Блок так ярко рисует, что происходит весной даже с этой птицей, что мы начали именно с неё. Поэт уверен, ворона переживает то же, что и мы: у неё «дух занялся» от вешних звонов, она довольна, ей «привольно дышать», и вообще, она ведёт себя совершенно по-детски, и, конечно, дети всё это с удовольствием изобразят. Но чтобы это сде-лать точно, как описывает поэт, надо не раз прочитать стихо-творение.

Читая прозу Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975), дети будут не только стараться представить себе нарисованный им лес, подснежники, но и поражаться тому, как и в прозе, оказывается, можно художественно и поэтически изобразить всё это. (Кто-то из детей наверняка вспомнит, как похоже изобразил подснежник поэт Ояр Ва-циетис: «Он разгрёб песок холодный корешком своим, как лапой»). Это стало возможным потому, что И. С. Соколов-Микитов из своего деревенского детства, от отца (лесника) и матери (крестьянки) вынес впечатления от родной приро-ды, бескрайних лесных просторов, света и тепла человечес-ких отношений, красоты русского слова и песни. Куда бы его ни бросала судьба, особенно во время службы матросом в торговом флоте Балтийского, Чёрного и Средиземного морей, участия в Первой мировой войне, вынужденного пре-бывания в европейских странах, откуда ему с трудом уда-лось вернуться в Россию, - везде он писал о России, о де-тях и для детей. Он знакомил их не только с родной природой (Сборник «Кузовок»), но и с русскими обычаями, детскими русскими играми («Заря-заряница. Народные детские игры»), народными сказками («Озорные сказки»).

Последний отрывок из произведения писателя «От вес-ны до весны» выводит на разговор о замечательной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) родился в семье мелкого московского купца. Мать его умерла рано, но его мачеха, заметив способности и тягу мальчика к ри-сованию, уговорила мужа отдать сына учиться живописи, а не торговому делу, как он хотел.

44

А. К. Саврасов был пейзажистом. На всю жизнь запомнил он слова своего учителя: «Прислушивайтесь к природе -она не обманет». Хотя художник и бывал за границей, бо-лее всего он любил рисовать русский пейзаж, простую, скромную деревенскую природу средней полосы России. В деревне Молвитино Костромской области была написана его знаменитая картина «Грачи прилетели». Что в ней та-кого особенного? Почему от этого скромного пейзажа, где изображены несколько кривеньких берёзок с грачиными гнёздами, так не хочется отрывать взгляд?

Художник любил изображать весну, но именно раннюю, когда природа только-только пробуждается, ещё лежит снег, но уже повеяло весною. Вот и на этой картине изображён потемневший, уже подтаивший, видимо, мартовский снег, на котором художник тщательно выписал упавшие веточ-ки. Яркого солнца нет, с трудом пробиваются солнечные лучи, лишь яркая белизна снега за берёзами да тени, от­брасываемые деревьями на снег и дощатый забор, обещают солнце.

Главная тема картины - это, конечно, грачи, вьющиеся в своих шумных хлопотах вокруг гнёзд, расположенных на берёзах. Сами берёзы - неказистые, кривые, к ним нельзя не испытывать жалость. Дойдя взглядом до берёзок, хочет­ся здесь «остаться», в этом обжитом пространстве, хотя художник нарисовал крыши домов, церквушку и в перс-пективе равнину, чёрную после растаявшего снега, с блес­тящими островками воды. И всё это такое русское, щемя-ще грустное, но светлое, такое родное, как небо, с ещё низкими по-зимнему облаками, но уже с ясными голубыми просветами, как надежда на приход весны, на радость и счастье.

Для сравнения можно рассмотреть картину И. И. Леви­тана «Март» на обложке учебника. Та же ранняя весна, но какая солнечная, яркая, тёплая картина нарисована худож­ником! Какое синее небо, какой рыхлый, но переливающийся всеми оттенками снег, хвойный зелёный лес и тоненькие, изящные на его фоне берёзки, каким лимонно-жёлтым цве-том сияет залитая солнцем стена дома! И какой радостью

45

веет от всей картины художника! Даже одинокая рыжая лошадь, такая же «солнечная», как и всё вокруг, хотя и может вызвать чувство уныния, не омрачает общий радост­ный тон картины. «Больше всего мне хочется покататься на ней», - сказал один из наших учеников, рассматриваю-щий картину.

Домашним заданием может быть сочинение по одной из картин или сравнение их между собой. В последнем случае нужно дать детям «опоры». Сравнить картины по содержа-нию, по краскам, по настроению, по впечатлению, какое они произвели. Можно дать задание написать творческую работу от имени грачей или тех, кто пробуждается весной: медведя, ручейка и т. д.



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Весенние странички (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Весенние странички (4 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)