Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зимние странички (3 часа)



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Зимние странички (3 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки 39–41-й. Изображение зимы в искусстве

Цели уроков: 1) отработка навыков анализа поэтическо-го текста; 2) сопоставительный анализ произведений искус-ства на одну и ту же тему.

Отрывок из стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идёт» является связкой предыдущего материала и введением в новую тему, поскольку в нём автор создаёт образ времени, соединяет сиюминутное и вечное, жизнь и искусство. Сти­хи эти гениально просты, красивы и удивительно музы­кальны: их чёткий и плавный ритм создаётся не только строчками, но и паузой в середине строки, которую, вырав-нивая дыхание, хочется делать в соответствии с запятыми или даже без них:

Снег идёт || густой-густой.

В ногу с ним, || стопами теми,

В том же темпе, || с ленью той

Или с той же || быстротой,

Может быть, || проходит время?

Может быть, || за годом год

Следует, || как снег идёт

Или || как слова в поэме? Вводится тема и образ зимы стихами А. С. Пушкина, мы взяли начало пятой главы романа «Евгений Онегин». Рабо-та над стихами пойдёт в соответствии с целями и особенно-стями лирики: создание у читателя образа-переживания, передача чувств и настроений поэта и осознание читателем того, как это делается, т. е. поэтической художественной формы произведения. Методический приём - медленное чтение с остановками на ключевых словах и выражениях. Первые две строки - обычная информация. Но далее -уже чудо: оказывается, природа ждала зиму как успокое-

28

ние, сон, а не смерть, потому что за ним будет пробужде-ние. В одной этой фразе не просто олицетворение, оживле-ние природы, а суть пушкинской философии природы: для поэта природа не «храм» и не «мастерская», а олицетворе-ние вечных законов жизни, вечного её движения, жизни и смерти, и обновления. А дальше детали пейзажа и подроб-ности уже далёкой от нас жизни молодой дворянской де-вушки, но каждая прорисована поэтом так точно и ярко, что превращена в деталь художественную. Руку Пушкина узнать легко по его любимым эпитетам («лёгкие», «блиста-тельный»), по образам, например, снежного ковра, яркости изображения, теплоте и лиризму, которыми проникнута вся эта картина.

Контрастируют с картиной природы, изображённой Пуш-киным, зимние пейзажи С. Я. Маршака и художника М. В. Добужинского, и прежде всего ровными линиями, чёткой линейной графикой. Это происходит потому, что эти авторы изображают город, свой любимый Петербург, отли­чающийся именно чёткой, продуманной планировкой. По-этому у С. Я. Маршака зима - работница, которая ровно и чётко окаймляет прямоугольники домов и даже лес. Город выравнивают даже падающие с небес «в случайном беспо-рядке» снежинки. Единственные, кто не подвластен гео-метрически плоскому изображению, - это кусты, которые одеты автором в «пушистые полушубки».

Художник делает то же самое, достаточно посмотреть (и посчитать!) тщательно вырисовываемые им окна дома, ка-жущегося бесконечным из-за того, что он обрезан рамкой картины. Но Добужинский ещё подчёркивает социальные контрасты города, изображая приютившийся к огромному зданию маленький домик. Вот как говорит сам художник: «...Меня уколола изнанка города... своей совсем особенной безысходной печалью... Эти спящие каналы, бесконечные заборы, глухие задние стены домов... тёмные колодцы дво-ров...» Именно поэтому картина художника мрачна, печаль-на, краски тёмные, цвета приглушённые и навевают тоску. Стихотворение С. Я. Маршака более яркое, в нём много

29

белого цвета и настроение, с которым поэт изображает зим-ний городской пейзаж, созерцательно-спокойное, умиро-творённое.

Далее мы проводим сопоставление стихотворений двух поэтов, изображающих одно и то же дерево - берёзу, в одно и то же время года - зимой. Но какие разные по настроению получились эти картины! Ученики могут не увидеть этого при первом, самостоятельном чтении, особен-но если Вы не будете читать вслух стихи. Вот здесь-то и проявит свою силу подробный, грамотный анализ.

Пусть, перечитывая, учащиеся обратят внимание на не-обыкновенное сходство логики описания берёзы и подроб-ностей изображения: берёза стоит под окном, она в снегу, далее поэты крупным планом изображают заснеженные «ки-сти» берёзы, а в конце текста и у того, и у другого поэта появляется образ зари. Теперь пусть перечитают тексты и посмотрят, чем отличаются картины, нарисованные поэта-ми, а главное, чем разнятся они по настроению. И вот тут-то дети обратят внимание на то, что уже первое слово Фета -эпитет «печальная», и, обратившись к словарю в конце книги, поймут смысл выражения «прихоть мороза», заме-тят эпитет «траурный» и отметят слово «жаль» в самом конце стихотворения А. А. Фета.

И каким радостным и спокойным и по изображению, и по настроению кажется стихотворение С. А. Есенина. Сама картина, изображённая им, словно сияет белым цветом и отсвечивает серебром и золотом, «сонная тишина» успока-ивает, умиротворяет. А заря, появляющаяся в финале, ут­верждает вечность этой красоты и спокойствия, потому что обещает новое «серебро».

Чтобы поближе познакомить детей с этим замечатель-ным русским поэтом, следующим мы взяли его стихотворе-ние, в котором изображаются разные картины и чувства. Первое название, которое дал произведению С. А. Есенин, было «Воробышки». Впоследствии он убрал его, но образ остался, более того, стал центральным. В этом проявилась близкая и понятная детям любовь поэта к «зверью, как братьям нашим меньшим».

30

Очень интересен и своеобразен образ зимы в этом стихо-творении. Она живая, поёт, аукает, баюкает, как некое лес-ное древнее существо, а ворвавшись во двор, превращается в послушную метелицу, стелется шелковым ковром. Жи-вое, понятное и внятное поэту всё в этом мире. Вот почему он знает, как тоскуют, улетая в далёкую страну от родимой земли, «седые» облака. Чтобы вызвать у читателя похожие чувства, а главное, сострадание к воробышкам, поэт исполь-зует самое безошибочное сравнение с сиротливыми детка-ми, контрастные эпитеты: нежные - про пташек, и «беше-ная» - про вьюгу, а также другие художественные средства, которые дети найдут в тексте сами. Завершается стихотво-рение фольклорным образом Весны, которая противопос-тавляется злой и холодной Зиме.



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Зимние странички (3 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зимние странички (3 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)