Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV . Авторские сказки (10 часов)



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
IV . Авторские сказки (10 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки 42–44-й. Изучение авторских сказок. Работа над сказкой Г. X. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цели урока: 1) выяснение особенностей авторской сказ-ки, знакомство с жизнью и творчеством Г. X. Андерсена; 2) идейно-художественный анализ сказки «Стойкий оловян­ный солдатик».

Изучение сказок, написанных авторами, позволит начать серьёзную работу над представлениями учеников-читателей об авторе художественного произведения как человеке и ху-дожнике, об индивидуальности авторского стиля, о способах выражения авторской позиции в эпическом произведении.

Особенности авторской сказки:

1. Нетрадиционные сюжетные повороты.

2. Герои: необычные, совершающие обыкновенные и не-обыкновенные поступки, имеющие внутренний мир, испы-тывающие душевные переживания.

3. Изображение портрета героя и элементов пейзажа.

4. Бытовые подробности при наличии фантастического и чудесного, указание места действия и времени.

5. Нетрадиционные для сказок зачин и концовка.

31

Дети уже знакомы с авторской сказкой. Они читали сказ-ки братьев Гримм, А. М. Горького и Б. В. Заходера, изуча-ли «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, знакоми-лись с фрагментом сказки Г. X. Андерсена. Наверное, дети читали ранее сказки этого великого сказочника, но осозна-ние особенностей авторских сказок начнётся именно в этом учебном году.

К первому уроку по сказке «Стойкий оловянный солда-тик» можно предложить детям принести книги Г. X. Ан-дерсена для выставки, приготовить рисунки и рассказы о своих любимых героях из его произведений. На этом уроке учитель знакомит учащихся с жизнью великого датского сказочника.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) родился в Дании, в городке Оденсе. Отец его был башмачник, мать - прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателем и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пря-ли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивал своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их...» (К. Г. Паустовский).

Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним (он был некрасив, долговяз), часами сидел в малень-ком дворике у дома и сочинял истории. В 7 лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артис-том или певцом.

В 14 лет он уехал из дома в столицу Дании город Копен-гаген и пытался поступить в театр, но его не взяли: он был слишком худ и неуклюж для актёра. (Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но на самом деле о самом себе!)

Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчи-на пишет сказки! Но именно сказки прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду Копенгагена, а в море - памятник его Русалочке. Гражда-

32

не его родного города избрали Андерсена почётным гражда-нином, в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах были вывешены флаги и гирлянды, школьники были осво-бождены от занятий и вместе со взрослыми от души весели-лись на данном в честь Андерсена балу.

Сюжеты для своих сказок Андерсен черпал в фольклоре и бережно сохранял в них народные представления о добро-те как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, которая выражалась в самопожертвовании, о трудолюбии, о справедливости, которая в конце концов все-гда торжествует. Но обстоятельства его жизни, личная судь-ба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчива-лись печально. Но авторская сказка имеет право на это.

Особенностью авторских сказок является соединение ре-ального и чудесного, это сближает сказку с жизнью. Андер-сен устами своей героини - Бузинной матушки - говорит: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!»

У Андерсена наряду с волшебными действуют реальные герои. Явления природы, обстановка, вещи - всё это ре-альное, узнаваемое, герои его сказок - короли и принцес-сы, жуки и русалки - ведут себя как люди, живут и дей­ствуют по-человечески, и мы верим в их существование.

Автор в литературной сказке чаще всего рассказчик, но Андерсен - рассказчик, так явно проявляющий себя, своё сочувствие бедным, но добрым и благородным людям, нена-висть к жадным и злым, нечестным и завистливым. Его интонация доверительна и лирична, он рассказчик, кото-рый может начать сказку так: «Ну, начнём! Вот дойдём до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь...»

Работе над сказкой «Стойкий оловянный солдатик» мо-жет предшествовать её прочтение детьми дома с такими заданиями:

1. Отметьте все места в сказке, где слышится авторский голос.

2. Найдите чудесное и реальное в сказке.

3. Как вы поняли главную мысль и название сказки Андерсена?

33

Работа в классе пойдёт по вопросам, данным в учебнике. Но очень важно, чтобы ученики-читатели поняли, что сю-жет в этой, как и в других литературных сказках, движется случайностью, что при всей трагичности финала - гибели главных героев сказки - автор изображает их настоящими героями, самоотверженными, противостоящими любым ис-пытаниям, сохранившими верность себе и своей любви. Хотя в этих сказках, как и в жизни, не всегда бывают счастли-вые концы историй, но великий Сказочник даже ради тор-жества справедливости никогда зло не обращал в добро и учил своих читателей «бороться и искать, не найти - и не сдаваться» (восстановим наконец-то истинный смысл извест-ного выражения).

На последнем уроке можно провести викторину по сказ-ке «Стойкий оловянный солдатик» и по другим сказкам Андерсена, любимых сегодня и детьми, и взрослыми, пото-му что в конце жизни он писал сказки для взрослых, кото-рые сегодня очень хорошо бы перечитать: «Новое платье короля», «Свинья-копилка», «Всему своё место» и др. Воп-росы придумают сами ребята, мы же можем предложить следующие:

1. Какая сказка начинается так: «Хорошо было за горо-дом! Стояло лето...»?

2. Сколько братьев было у оловянного солдатика?

3. Кому из героев сказок принадлежат следующие слова: «А король-то голый!», «Песнями сыт не будешь, чирикань-ем зимой не согреешься»?

4. Какую историю автор слышал от ласточки?

Уроки 45–47-й . Изучение «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина

Цели уроков: 1) продолжение работы над авторской сказ­кой и сказками А. С. Пушкина; 2) осмысление особеннос-ти художественной формы сказки и её языка, выведение и освоение нравственных уроков произведения.

Нам кажется, что задавать чтение этой сказки А. С. Пуш-кина на дом не стоит: она настолько художественно и му-

34

зыкально совершенна, сказочная речь так проста, повество-вание так пронизано лирической интонацией автора, что её надо читать учителю вслух, подчёркивая то авторское со-чувствие, то его ироническое отношение, а главное, играя, изображать голосом и жестами всё, о чём пишет поэт. При перечитывании сказки с детьми можно читать её, разбивая на смысловые части и составляя сюжетный план.

В изучении этой сказки и других сказок А. С. Пушкина Вам поможет книга замечательного современного пушки-новеда В. С. Непомнящего «Поэзия и судьба» (М.: Совет-ский писатель, 1983).

Говоря о начале сказки, необходимо, чтобы учащиеся увидели не только отсутствие сказочного зачина, свойствен­ного любой авторской сказке, а особенное, пушкинское изоб-ражение жизни, в деталях, подробностях, житейских ме-лочах. Здесь же - пейзаж, но это пушкинский пейзаж, где девятью словами изображено то, что мы видели в его лири­ке: «...вьётся вьюга, || снег ложится на поля, || вся белё-шенька земля». Особенно потрясает тёплое, ласковое, очень русское, народное слово «белёшенька», в котором чудятся и «пышная пелена», и «великолепные ковры». А как под­робно и точно изображены переживания царицы, которая наконец-то дождалась дорогого гостя!

А далее начинается «театр», как точно характеризует это свойство пушкинского изображения В. С. Непомнящий, именно с помощью движения и жеста раскрывается харак-тер новой жены царя. Пушкин рисует её портрет, в кото-ром сразу показывает противоречие внешнего и внутренне-го. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, - это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращенной к Чернавке, можно судить о завистливо-сти, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.

В противовес ей простая сенная девушка, Чернавка, хоть и не смела противиться жестокому приказу, но «не убила, не связала», а отпустила царевну, ласково сказав: «Не кру-чинься, Бог с тобой».

35

Голос автора прерывает изображение, то сетуя: «...но как быть? И он был грешен...», то возмущаясь: «Чёрт ли сла-дит с бабой гневной?», то любуясь: «...Белолица, чернобро-ва, нраву кроткого такого...», причём любуется, подчёрки-вая именно кроткий нрав.

Описывая пребывание царевны у богатырей, Пушкин как будто рассказывает не о царевне, а о простой работящей крестьянской девушке, трудолюбивой и скромной. Далее поэт будет подробно и детально описывать повседневные дела семи братьев и, параллельно их жизни, её обычные домаш-ние заботы. В основе их жизни - нравственные представ-ления народа о том, чем должна заниматься в доме женщи-на, а чем - мужчина, о верности невесты своему жениху, об уважении к слову, данному другому человеку.

Обратите внимание учащихся на «крупным планом» изоб­ражённые детали, например: «...подбираясь, поднялася на крыльцо...», т. е. подбирая подол платья, и ещё на то, что пёс к ней ласкается.

Эту часть уже можно дать читать детям, тем более что в диалоге братьев и их названой сестрицы такие живые инто-нации и много мест, где конец предложения не совпадает с окончанием строки, что вызывает затруднение у детей при чтении вслух, а значит, нужна тренировка.

Дальнейшее развитие сказочного сюжета позволяет срав-нить поведение верного пса в эпизоде появления царевны и старухи - так продолжается тема верности. И снова, но уже сами ученики-читатели, читая текст сказки, будут на-ходить подробности в изображении Соколко, в описании яблока, действий семерых братьев, которые нашли и схоро-нили царевну, и т. д. Пусть дети обращают внимание на проявление авторского отношения к героям (можно все ос­новные линии наблюдения за текстом отдать группам ре-бят, которые будут следить за героями, отмечать худо-жественные детали и подробности, выявлять авторскую позицию, искать реальное и фантастическое, традиционные сказочные элементы и т. д.).

Новый герой, появившийся в сюжете сказки, королевич Елисей, действует вроде бы традиционно: разыскивает свою

36

пропавшую невесту, обращается к силам природы, но ожив-ляет он её не поцелуем, как все царевичи, а по-другому: «И о гроб невесты милой он ударился всей силой». И дети объяс-нили, почему это так написано автором: царевна лежала под хрустальной крышкой, и прежде чем поцеловать её, надо было эту крышку разбить. Так выявилось подробное, реалистическое восприятие сказки учениками-читателями, что соответствовало особенностям её написания Пушкиным. В завершении анализа сказки Пушкина необходимо под-вести итоги освоению учащимися нравственных идей сказ-ки. На наш взгляд, они таковы:

1. Любовь - главная сила в мире, она побеждает всё, даже смерть.

2. Красота - внутреннее, а не внешнее свойство челове-ка; красота души определяется добротой, трудолюбием, скромностью- таковы народные представления о красоте человека.

3. Верность в дружбе и любви спасает и то, и другое, и спасает душу самого человека.

Для сравнения можно показать детям сюжет народной сказки, которая легла в основу сказки А. С. Пушкина, его конспективную запись:

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой - уби­рает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, -тут был кто-то..., коли мужчина, будь нам отец или брат, коли женщина, будь нам мать или сестра... Мачеха прихо-дит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется...»

Пусть учащиеся подумают, что и почему изменил поэт в народной сказке.

На последнем уроке можно читать наизусть любимые страницы из «Сказки о мёртвой царевне...» и других ска-зок Пушкина, инсценировать фрагменты сказки, отгады­вать кроссворды, составленные детьми, и ответить на воп­росы викторины, провести конкурс рисунков по сказкам великого русского поэта.

37

Уроки 48-50-й. Изучение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели уроков: 1) представление учащимся замечательного русского писателя, знакомство с особенностями его прозы; 2) осмысление нравственных коллизий, изображённых в произведении, восприятие его нравственных уроков.

Уроки можно и нужно начать с рассказа о жизни писате-ля, причём именно тех моментов его жизни, которые помо-гут учащимся лучше понять глубокий нравственный смысл сказки «Тёплый хлеб».

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) родил-ся в Москве, но детство своё провёл с дедушкой и бабушкой на Украине. У деда была богатая военная биография, и он много и очень живо и интересно рассказывал внуку о вой-не. К. Г. Паустовский тоже воевал, сначала был санитаром полевого санитарного поезда в Первую мировую войну, а во время Великой Отечественной войны был военным коррес­пондентом. На фронте, за несколько месяцев до Победы, он написал сказку «Тёплый хлеб».

Почему он на войне взялся писать сказку и почему напи-сал именно такую, нам и предстоит с вами понять.

Вот объяснения писателя, которыми Вы можете восполь-зоваться (конечно, не в начале работы над сказкой, а в кон­це, чтобы подтвердить правильность выводов детей). Кроме того, в этом высказывании великого мастера и человека содержатся удивительно просто и точно сформулированная цель и путь воспитания ребёнка через литературу.

«Война - дело жестокое, но не надо воспевать ожесто-чившиеся характеры, ...писать надо о добром, о хорошем, благородном и красивом в человеческой душе. И показы­вать, как добро, даже на войне, накапливается постепенно, так же постепенно, как и сама литература оказывает влия-ние на формирование в нас коренных представлений о доб-ре и зле, о цели жизни, о любви к Родине».

По нашим представлениям, сказка К. Г. Паустовского о добре и зле, о том, что зло помещается в душе человека, так же как и добро; о трудном пути к человеческому в себе, о препятствиях, с которыми человек может справиться толь-

38

ко сам, если честно судит себя и исправляет свои ошибки; о том, что на этом пути ему помогут люди, которые всегда помогают в правильном и праведном деле.

Сказка К. Г. Паустовского - высокохудожественное про-изведение, и нам особенно важно, чтобы дети не просто чи-тали его удивительные описания природы, а, так же как и мы, взрослые, восхищались мастерством писателя. Поэтому именно здесь мы вводим понятие пейзажа.

Урок 51-й . Контрольная работа №2

V. Басни (3часа)

Уроки 52- 54-й . Знакомство с жанром басни

Цели уроков: 1) освоение жанра басни, знакомство с про-изведениями баснописцев разных эпох; 2) освоение содер-жания и нравственных уроков басен.

С баснями дети уже знакомились, но представление об общих особенностях этого жанра они получат в этом году.

Ещё перед этими уроками можно дать детям задание на дом: вспомнить басни, которые они читали раньше, приго-товить их для исполнения вслух. И после чтения нескольких басен можно спросить у детей: на что похожи басни, чем они похожи на сказку и на рассказ, на стихи, а что в них особенного, что обязательно есть в каждой басне? Дети от­ветят на какие-то вопросы, может быть, неполно, но после чтения и анализа басен Вы вернётесь к этим вопросам, и уточните и углубите представления учащихся о главных особенностях басен: иносказании и назидательности.

Вхождение в жанр басни мы начинаем с басен легендар-ного Эзопа, жившего в Древней Греции в VI веке до н. э. Позднее его басни записали, получился большой сборник, который предназначался для изучения и воспитания детей в школах. К сюжетам басен Эзопа будут обращаться много лет спустя, переделывая их, как, например, наш великий русский баснописец И. А. Крылов.

39

Методика работы над баснями определяется тем, что это жанр эпоса, ведь в основе басни всегда лежит случай, в басне рассказывается история, в ней есть сюжет, который можно пересказать. Но в то же время нельзя не заметить, что почти все басни написаны в поэтической форме. Чтобы размер не сковывал живость басенного языка, И. А. Кры­лов, например, писал свои басни разностопным ямбом.

Очень часто под рукой талантливого автора история, ле-жащая в основе сюжета басни, превращается в сценку, по-этому чтение басен по ролям, постановка мини-спектаклей по басням - всё это методические приёмы работы с этим жанром на уроках. А завершит изучение басен в третьем классе их исполнение, инсценирование, возможно, и вне уроков для родителей или ребят из соседнего класса.

VI. Сказы (4 часа)

Уроки 55-57-й .

Знакомство с жанром сказа. Изучение сказа П. П. Бажова

«Серебряное Копытце»

Цели уроков: 1) формирование представлений учащихся о жанровых особенностях сказа и о художественном своеоб-разии уральских сказов П. П. Бажова; 2) знакомство с нрав-ственными ценностями русских «работных» людей.

Может быть, дети и читали сказы П. П. Бажова, его зна-менитую «Малахитовую шкатулку», но в школе творчество известного уральского сказочника ещё не изучалось. По-этому мы сразу дали в учебнике представление об этом жанре эпоса, а при чтении сказа «Серебряное Копытце» учащиеся сами увидят особенности сказа.

Вообще говоря, сказ - редкое и очень своеобразное лите-ратурное явление, это рассказ некоего вымышленного авто-ром рассказчика с индивидуальной речевой манерой, доста-точно удалённого от самого автора. Сказ ориентирован на читателя, и не просто слушателя, а как бы собеседника, к которому рассказчик обращается со своим словом, как буд-то ожидая ответа. Речь рассказчика, яркая, необычная и непривычная для читателя, заставляет внимательно вчиты-ваться, а вернее, вслушиваться в каждое слово. Разговор-

40

ная интонация придаёт повествованию особенно доверитель-ный и убедительный оттенок, поэтому в сказовой манере работали Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, М. М. Зощенко и др.

Жизнь П. П. Бажова сегодня известна немногим. По-скольку она может иметь воспитательное значение для ны­нешних детей, мы расскажем о ней подробнее.

Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился на Урале в семье заводского мастера, в потомственном пролетарском роду. Мальчик сызмальства видел тяжелейший труд взрос­лых, он постигал в детстве те нормы жизни, которые были свойственны настоящим рабочим людям. «Мы очень рано начинали себя сознавать ответственными членами семьи. Пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод или грибов». По вечерам, отдыхая от тяжёлой работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Позднее П. П. Бажов говорил: «Запас образов и сюжетов уральского рабочего твор-чества у меня был с детских лет... Но если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырёхкласс-ным образованием. Впервые получил томик Пушкина на довольно тяжёлых условиях - выучить его наизусть. Биб-лиотекарь, наверно, пошутил, но я отнёсся к делу серьёзно. Учить было довольно трудно, многое было непонятно. Но... потом стихи сами заучивались».

Когда он был в четвёртом классе, умер отец, мать почти потеряла зрение. Чтобы продолжить образование и поддер-жать мать, он начал работать. С тех пор кем только не был, но самым любимым делом было учительство: он работал учителем русского языка и литературы в деревне, потом в городе Екатеринбурге, всего 18 лет, параллельно записывал сказы, пословицы и поговорки и просто удивительные на-родные слова и присловья, например: «Людям речистым -дороги чисты. Бессловесным - проходы тесны», «Зимнее тепло что мачехино добро: греть не греет, а вид даёт», «Крута гора, да забывчива», «Для того узко горло дано, чтобы сло-во не скоро выходило».

Собирал материал П. П. Бажов долго, первую книгу свою опубликовал в 1939 году, называлась она «Малахитовая шкатулка». Главная её героиня, хозяйка Медной горы,

41

допускает в недра Земли-матушки и отдаёт свои богатства только честным, смелым и работящим людям, которые не на богатство зарятся, а красотой камня любуются. А сама она по народным представлениям, переданным «само­цветным» словом писателя, такова: «Коса ссиза-чёрная..., на конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь свет-леют и тонко этак позванивают... А одёжа... из шёлкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить».

Мы будем изучать в этом году всего один сказ П. П. Ба-жова, но Вы, наверное, прочитаете с детьми больше, пото-му что эти народные уральские сказы, как камни-самоцветы, свет и доброту излучают, да и просто захватывают интерес­ными сюжетами.

Читать и анализировать сказ «Серебряное Копытце» мож-но по вопросам учебника, но хотелось бы, чтобы ученики-читатели вынесли с этих уроков великие и простые нрав-ственные истины нашего народа: что красота выше любого богатства (вот почему Дарёнка упросила деда не трогать камни, чтобы утром при свете солнышка полюбоваться ими); что человеку надо о ком-то заботиться, как дедушка Коко-ваня о Дарёнке, Дарёнка - о Мурёнке), что жадность нака-зывается, а награждается смелость, честность и трудолю-бие (вот почему богатство показано было бедной сиротке и простому рабочему).

На последнем уроке можно устроить выставку книг П. П. Бажова, рисунков детей по его сказам, дети могут прочитать наизусть свои любимые страницы из его произ-ведений, инсценировать отрывки из них.

Урок 58-й . Контрольная работа №3



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
IV . Авторские сказки (10 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV . Авторские сказки (10 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)