Тема 18. Технические и экономические критерии эффективности АБС.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Выбор критериев оценки. 2. Технические критерии. 2. Экономические критерии.
Автоматизированная библиотека по своей сущности представляет некоторый искусственный, но обоснованный набор технологических процессов, операций, технических средств, с помощью которых в определенных условиях реализуются задачи и функции библиотеки по библиотечно-библиографическому и информационному обслуживанию читателей. Общественная полезность функционирования АБС является её важнейшей характеристикой, которую принято считать эффективностью функционирования. При оценке АБС различи два вида эффективности - техническую и экономическую. Каждый вид эффективности оценивают целевым комплексом критериев. Для оценки технической эффективности применяют критерий релевантности, пертинентности, полноты выдачи, сроков задержки в системе, комфортности, информативности. Что же касается оценки экономической эффективности, то её прежде всего связывают с расчетом тех изменений, которые связаны с уменьшен ем стоимости библиотечно-информационного обслуживания читателей, повышением производительности труда библиотечных работников. Поэтому экономическую эффективность просчитывают как сумму сэкономленных средств на библиотечной деятельности, библиографическом обслуживании, а также эффективности, полученной в результате взаимного обмена базами данных. Каждый критерий эффективности предназначен для оценки различных показателей функционирования АБС. Разработчики (проектировщики) АБС при оценке экономической эффективности сопоставляют затраты, которые обычно расходуются в традиционных библиотечных системах, с теми расходами, которые будут использованы при реализации проекта. Здесь важно подметить тот факт, что экономическая эффективность функционирования системы, по-видимому, лежит не только в русле вычисления денежного эффект. Экономическую эффективность надо рассматривать, прежде всего, с точки зрения самой системы как качественно новой организационно-технической и экономической человекомашинной системы, предназначенной для информационного и библиотечно-библиографического обслуживания потребностей советского общества. Автоматизация технологических процессов в библиотеках дает возможность применить принципиально новые формы библиотечного обслуживания науки и производства и в целом повысить эффективность общественного производства. Основной эффект от внедрения АБС выражается в принципиальном улучшении качественных показателей библиотечного обслуживания. Внедрение результатов проектирования АБС в общественную практику, будет проявляться в улучшении условий труда, в изменении характера самого тру да, а также в углублении специализации работников, занятых информационным и библиотечным обслуживанием.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Назовите критерии технической эффективности АБС. 2. Назовите критерии экономической эффективности АБС. 3. Попытайтесь оценить эффективность работы библиотеки, для чего составьте список критериев оценки работы библиотеки или отдельного структурного подразделения.
СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ"
В соответствии с тематическим планом прохождения курса "Основы проектирования АБС" часть лекционного материала должна закрепляться на практических занятиях, в т.ч. такие темы как предпроектное обследование объекта автоматизации; показатели оценки АБС и нормативно-справочная база, проектирование информационного и лингвистического обеспечения; выбор технологического оборудования; проектирование технологических процессов; оценка технико-экономических процессов; техническая и экономическая эффективность. В практическом задании по теме предпроектного обследования объекта автоматизации должен быть проведен системно-структурный анализ объектов автоматизации АБС по схеме:
где С - оборудование (аппарат); И - инструмент; П - установочное приспособление; К - контрольные приспособления; Т - транспортное устройство; Р - работы ; - качественные показатели состояния механизации и автоматизации.
Для определения качественной характеристики рекомендуются следующие классы: Р - при ручном использовании; Мр - механизированно-ручном; М - механизированном; А - автоматизированном. Количественные характеристики показателей коэффициента множественности: - число рабочих органов, несущих информацию: - общее число рабочих инструментов на операции; - общее число предметов труда (документов), обрабатываемых в операции; - отношение числа контрольных устройств, используемых на одной операции; - общее число документов, перемещаемых транспортными средствами; О - число обслуживаемых рабочих мест; О1 - число рабочих органов, несущих документов; - суммарное машинное время на объекта.; - суммарное машинное время, не перекрытое ручными действиями; - суммарная трудоемкость на объекте; - показатель состояния механизации и автоматизации живого труда, определяемое по формуле - показатель состояния механизации и автоматизации, определяемый по формуле.
Таким образом, в результате системно-структурного анализа объектов должен быть оценен уровень механизации и автоматизации технологических процессов обследуемой библиотеки. Цель второго практического задания - ознакомление с нормативно-справочной базой, которая дает возможность провести, прежде всего, расчеты по трудоемкости технологических процессов и операций в различных структурных, подразделениях, провести сопоставительный анализ трудозатрат по технологическим операциям и определить основные задачи автоматизации технологических процессов и операций, сформулировать задачи и описать их с позиции существующих характеристик: режима, периодичности решения объемов информации, сроков обработки, объемов хранения информации, оценить оперативную и достоверную память ЭВМ, описать потребителей результатов обработки информации. Выполняя практические задание по теме "Информационное обеспечение системы", студент должен рассчитать количественные и качественные параметры документального входного и выходного потоков, проанализировать существующие библиографические форматы описания различных видов документов, проанализировать состав баз данных, распространяемых информационными центрами; определить на основе анализа запросов (рубрикатора) коды данных, подлежащих преобразованию для удовлетворения информационных запросов. Целью практической работы по лингвистическому обеспечению является закрепление полученные знаний по ЛО на основе самостоятельного анализа информационных задач, решаемых в проектируемой автоматизированной библиотечной системе, и сформулировать требования к лингвистическому обеспечению, а также суметь разработать лингвистические средства для небольших фактографических ИПС, которые могут эксплуатироваться в АБС, как-то "Читатели", Библиотечные фонды", "Тематико-типологический план", "Периодика", "Библиотечные сети системы" и т.п. Пятое практическое занятие посвящается овладению методикой оптимального выбора технологического оборудования для всех подсистем АБС, проведению расчетов по расчету коэффициента загрузки оборудования на основе данных преобразования информации в проектируемой АБС. Шестое практическое занятие - это проектирование технологического процесса, технологических операций и посвящается овладению навыками проектирования технологических операций и составлению технологических карт, оценки спроектированного процесса по технологичности, себестоимости. Седьмое - девятое практические занятия посвящаются расчетам единовременных затрат - по созданию и внедрению АБС, которые можно записать, затем рассчитать. На десятом, завершающем, практическом занятии студенты выполняют расчеты основных показателей экономической эффективности АБС. ПРИМЕЧАНИЕ Расчетные формулы в книгах 1. Оценка экономической эффективности создания и внедрения автоматизированных систем научно-технической информации (Методические рекомендации).- М.: ВИНИТИ АН СССР, 1983.- 92 с. Методические указания по расчету экономической эффективности систем автоматического проектирования в строительстве, - М.: Госстрой СССР, 1981.- 139с.
ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ, ВЫПОЛНЯЕМОМУ СТУДЕНТАМИ, ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ"
Студент, получивший подготовку по специализации "Технолог автоматизированных библиотечных систем" и прослушавший курсы: "Автоматизированные информационные и библиотечные системы", "Системный анализ библиотечных систем", по информационному , лингвистическому, программному и техническому обеспечению, а также курс "Основы проектирования АБС", на завершающем этапе обучения вместо государственных экзаменов по специальным дисциплинам защищает дипломный проект. В качестве объектов проектирования могут являться создание баз данных, разработка их, подготовка, ведение, структура их организации. В качестве таких баз данных могут быть "Тематико-типологический план формирования документальных фондов АБС; "Нормативно-справочная информация"; "Документальные фонды"; "Абоненты МБА", "Читатели библиотеки"; "Библиотечные сети системы"; "Периодика региона"; "Сводные каталоги". Темы дипломного проекта могут быть связаны с автоматизацией технологических процессов, комплектования, учета, каталогизации, ведения справочного аппарата, библиотечного информационного и справочного обслуживания, а также связанные с разработкой автоматизированной системы управления библиотекой и др. Разрабатывая дипломный проект, студент должен показать, что он обладает достаточными профессиональными знаниями, способен не только выбрать, но и оценить специальную значимость решаемых вопросов в дипломном проекте, профессионально владеть методикой информационного поиска и самостоятельно, с помощью библиографических пособий, осуществить информационное обеспечение темы проекта, а также может собрать дополнительные материалы, относящиеся к так называемым внутренним источникам (отчеты о деятельности библиотеки, статотчеты, приказы и т.п.). Может дополнить сведения, полученные об объекте проектирования и извлеченные из документов, путем других методов получения информации (социологических), включая и проведенные эксперименты. В дипломном проекте, студент должен показать, что он хорошо владеет аналитико-синтетическими методами обработки информации, включая метод синтезирования информации до уровня получения новой информации. Пользуясь методами декомпозиции и композиции, студент может построить рубрикатор (план) написания пояснительной записки к дипломному проекту. Учитывая специфические особенности проектирования технологических процессов в АБС, а также создания баз данных, студент обязан показать, что он вполне владеет способами построения логических и физических моделей баз данных для решения информационных задач в документальных, фактографических информационно-поисковых системах. Что же касается лингвистического и программного обеспечения АБС, то в дипломном проекте решаются задачи по выбору комплекса ИПЯ для обеспечения ввода документов (запросов) в АБС. В отдельных случаях, исходя из требований, студент может отобрать пакеты программ для решения задач, представить решение информационной задачи в виде словесного описания алгоритма или блок-схемы для написания программы. В технологической части проекта студент самостоятельно разрабатывает технологические процессы или технологические операции в зависимости от выбранной технологии преобразования информации, которая должна отвечать современным достижениям науки и техники, передового производственного опыта. Пользуясь современными методами, студент должен наиболее рационально осуществить выбор оборудования для проектируемой АБС; провести экономическую и техническую оценку эффективности АБС.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |