Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 18. Технические и экономические критерии эффективности АБС.



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Тема 18. Технические и экономические критерии эффективности АБС. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Выбор критериев оценки.

2. Технические критерии.

2. Экономические критерии.

 

Автоматизированная библиотека по своей сущности представляет некоторый искусственный, но обоснованный набор технологических процессов, операций, технических средств, с помощью которых в определенных условиях реализуются задачи и функции библиотеки по библиотечно-библиографическому и информационному обслуживанию читателей. Общественная полезность функционирования АБС является её важнейшей характеристикой, которую принято считать эффективностью функционирования. При оценке АБС различи два вида эффективности - техническую и экономическую.

Каждый вид эффективности оценивают целевым комплексом критериев. Для оценки технической эффективности применяют критерий релевантности, пертинентности, полноты выдачи, сроков задержки в системе, комфортности, информативности. Что же касается оценки экономической эффективности, то её прежде всего связывают с расчетом тех изменений, которые связаны с уменьшен ем стоимости библиотечно-информационного обслуживания читателей, повышением производительности труда библиотечных работников. Поэтому экономическую эффективность просчитывают как сумму сэкономленных средств на библиотечной деятельности, библиографическом обслуживании, а также эффективности, полученной в результате взаимного обмена базами данных.

Каждый критерий эффективности предназначен для оценки различных показателей функционирования АБС. Разработчики (проектировщики) АБС при оценке экономической эффективности сопоставляют затраты, которые обычно расходуются в традиционных библиотечных системах, с теми расходами, которые будут использованы при реализации проекта. Здесь важно подметить тот факт, что экономическая эффективность функционирования системы, по-видимому, лежит не только в русле вычисления денежного эффект. Экономическую эффективность надо рассматривать, прежде всего, с точки зрения самой системы как качественно новой организацион­но-технической и экономической человекомашинной системы, предназначенной для информационного и библиотечно-библиографического обслуживания потребностей советского общества.

Автоматизация технологических процессов в библиотеках дает возможность применить принципиально новые формы библио­течного обслуживания науки и производства и в целом повысить эффективность общественного производства. Основной эффект от внедрения АБС выражается в принципиальном улучшении качественных показателей библиотечного обслуживания. Внедрение результа­тов проектирования АБС в общественную практику, будет проявляться в улучшении условий труда, в изменении характера самого тру да, а также в углублении специализации работников, занятых ин­формационным и библиотечным обслуживанием.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите критерии технической эффективности АБС.

2. Назовите критерии экономической эффективности АБС.

3. Попытайтесь оценить эффективность работы библиотеки, для чего составьте список критериев оценки работы библиотеки или отдельного структурного подразделения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ"

 

В соответствии с тематическим планом прохождения курса "Основы проектирования АБС" часть лекционного материала долж­на закрепляться на практических занятиях, в т.ч. такие темы как предпроектное обследование объекта автоматизации; показатели оценки АБС и нормативно-справочная база,  проектирование ин­формационного и лингвистического обеспечения; выбор технологи­ческого оборудования; проектирование технологических процессов; оценка технико-экономических процессов; техническая и экономи­ческая эффективность.

В практическом задании по теме предпроектного обследова­ния объекта автоматизации должен быть проведен системно-струк­турный анализ объектов автоматизации АБС по схеме:

 

Шифр Элементы объекта Структурная трудоемкость Показатели состояния автоматизации и механизации

 

где С - оборудование (аппарат); И - инструмент; П - установочное приспособление; К - контрольные приспособления; Т - транспортное устройство; Р - работы ;   - качественные показатели состояния механизации и автоматизации.

 

Для определения качественной характеристики рекоменду­ются следующие классы: Р - при ручном использовании; Мр - механизированно-ручном; М - механизированном; А - автоматизиро­ванном.

Количественные характеристики показателей коэффициента множественности: - число рабочих органов, несущих информа­цию:  

- общее число рабочих инструментов на операции;

- общее число предметов труда (документов), обрабатывае­мых в операции;

- отношение числа контрольных устройств, используемых на одной операции;

- общее число документов, перемещаемых транспортными средствами;

О - число обслуживаемых рабочих мест;

О1 - число рабочих органов, несущих документов;

- суммарное машинное время на объекта.;

- суммарное машинное время, не перекрытое ручными дей­ствиями;

- суммарная трудоемкость на объекте;

- показатель состояния механизации и автоматизации жи­вого труда, определяемое по формуле

- показатель состояния механизации и автоматизации, оп­ределяемый по формуле.

 

Таким образом, в результате системно-структурного анали­за объектов должен быть оценен уровень механизации и автомати­зации технологических процессов обследуемой библиотеки.

Цель второго практического задания - ознакомление с нор­мативно-справочной базой, которая дает возможность провести, прежде всего, расчеты по трудоемкости технологических процес­сов и операций в различных структурных, подразделениях, провес­ти сопоставительный анализ трудозатрат по технологическим опе­рациям и определить основные задачи автоматизации технологи­ческих процессов и операций, сформулировать задачи и описать их с позиции существующих характеристик: режима, периодичнос­ти решения объемов информации, сроков обработки, объемов хра­нения информации, оценить оперативную и достоверную память ЭВМ, описать потребителей результатов обработки информации.

Выполняя практические задание по теме "Информационное обеспечение системы", студент должен рассчитать количественные и качественные параметры документального входного и выходного потоков, проанализировать существующие библиографические фор­маты описания различных видов документов, проанализировать сос­тав баз данных, распространяемых информационными центрами; определить на основе анализа запросов (рубрикатора) коды дан­ных, подлежащих преобразованию для удовлетворения информацион­ных запросов.

Целью практической работы по лингвистическому обеспе­чению является закрепление полученные знаний по ЛО на основе самостоятельного анализа информационных задач, решаемых в проектируемой автоматизированной библиотечной системе, и сфор­мулировать требования к лингвистическому обеспечению, а также суметь разработать лингвистические средства для небольших фак­тографических ИПС, которые могут эксплуатироваться в АБС, как-то "Читатели", Библиотечные фонды", "Тематико-типологический план", "Периодика", "Библиотечные сети системы" и т.п.

Пятое практическое занятие посвящается овладению методи­кой оптимального выбора технологического оборудования для всех подсистем АБС, проведению расчетов по расчету коэффициента загрузки оборудования на основе данных преобразования информа­ции в проектируемой АБС.

Шестое практическое занятие - это проектирование техно­логического процесса, технологических операций и посвящается овладению навыками проектирования технологических операций и составлению технологических карт, оценки спроектированного процесса по технологичности, себестоимости.

Седьмое - девятое практические занятия посвящаются рас­четам единовременных затрат - по созданию и внедрению АБС, которые можно записать, затем рассчитать.

На десятом, завершающем, практическом занятии студенты выполняют расчеты основных показателей экономической эффек­тивности АБС.

ПРИМЕЧАНИЕ

Расчетные формулы в книгах 1. Оценка экономической эф­фективности создания и внедрения автоматизированных систем науч­но-технической информации (Методические рекомендации).- М.: ВИНИТИ АН СССР, 1983.- 92 с.

Методические указания по расчету экономической эффектив­ности систем автоматического проектирования в строительстве, - М.: Госстрой СССР, 1981.- 139с.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ, ВЫПОЛНЯЕМОМУ СТУДЕНТАМИ, ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "ТЕХНОЛОГ АВТОМА­ТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ"

 

Студент, получивший подготовку по специализации "Техно­лог автоматизированных библиотечных систем" и прослушавший курсы: "Автоматизированные информационные и библиотечные сис­темы", "Системный анализ библиотечных систем", по информаци­онному , лингвистическому, программному и техническому обеспе­чению, а также курс "Основы проектирования АБС", на завершаю­щем этапе обучения вместо государственных экзаменов по спе­циальным дисциплинам защищает дипломный проект. В качестве объектов проектирования могут являться создание баз данных, разработка их, подготовка, ведение, структура их организации. В качестве таких баз данных могут быть "Тематико-типологический план формирования документальных фондов АБС; "Норма­тивно-справочная информация"; "Документальные фонды"; "Або­ненты МБА", "Читатели библиотеки"; "Библиотечные сети систе­мы"; "Периодика региона"; "Сводные каталоги".

Темы дипломного проекта могут быть связаны с автомати­зацией технологических процессов, комплектования, учета, ката­логизации, ведения справочного аппарата, библиотечного информа­ционного и справочного обслуживания, а также связанные с раз­работкой автоматизированной системы управления библиотекой и др.

Разрабатывая дипломный проект, студент должен показать, что он обладает достаточными профессиональными знаниями, способен не только выбрать, но и оценить специальную значи­мость решаемых вопросов в дипломном проекте, профессионально владеть методикой информационного поиска и самостоятельно, с помощью библиографических пособий, осуществить информацион­ное обеспечение темы проекта, а также может собрать дополни­тельные материалы, относящиеся к так называемым внутренним источникам (отчеты о деятельности библиотеки, статотчеты, прика­зы и т.п.). Может дополнить сведения, полученные об объекте проектирования и извлеченные из документов, путем других мето­дов получения информации (социологических), включая и проведен­ные эксперименты.

В дипломном проекте, студент должен показать, что он хорошо владеет аналитико-синтетическими методами обработки информации, включая метод синтезирования информации до уров­ня получения новой информации. Пользуясь методами декомпозиции и композиции, студент может построить рубрикатор (план) напи­сания пояснительной записки к дипломному проекту.

Учитывая специфические особенности проектирования техно­логических процессов в АБС, а также создания баз данных, сту­дент обязан показать, что он вполне владеет способами построе­ния логических и физических моделей баз данных для решения информационных задач в документальных, фактографических ин­формационно-поисковых системах.

Что же касается лингвистического и программного обеспече­ния АБС, то в дипломном проекте решаются задачи по выбору комплекса ИПЯ для обеспечения ввода документов (запросов) в АБС. В отдельных случаях, исходя из требований, студент мо­жет отобрать пакеты программ для решения задач, представить решение информационной задачи в виде словесного описания ал­горитма или блок-схемы для написания программы.

В технологической части проекта студент самостоятельно разрабатывает технологические процессы или технологические операции в зависимости от выбранной технологии преобразования информации, которая должна отвечать современным достижениям науки и техники, передового производственного опыта.

Пользуясь современными методами, студент должен наиболее рационально осуществить выбор оборудования для проектируемой АБС; провести экономическую и техническую оценку эффективности АБС.

 

 



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Тема 18. Технические и экономические критерии эффективности АБС. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 18. Технические и экономические критерии эффективности АБС.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)