Общие методические указания к изучению курса
Сбитнев С.А. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ( МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА)
Кемерово 1985 Предисловие Коммунистическая партия своей высшей целью считает неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности общественного производства, роста социальной и трудовой активности советских людей. Успешное решение задач, поставленных КПСС в области экономического и социального развития общества, в той или иной мере зависит от организации информационного и библиотечного обслуживания ученых, ведущих специалистов, новаторов производства, занятых в различных отраслях народного хозяйства, от уровня управления информационной и библиотечной системами в стране. Несмотря на безусловные преимущества библиотечных систем, полученные в результате централизации библиотечного дела, мы вправе обратить внимание на ограниченность библиотечно-библиографических ресурсов ЦБС, что, в конечном итоге, снижает ожидаемые результаты и не повышает уровня надежности функционирования библиотечных систем. Даже и те мероприятия, которые будут направлены на изменение видовой, типологической и отраслевой структуры документальных фондов ЦБС, и резкое возрастание количественных параметров не приведут к повышению качества работы библиотек. И, наконец, если даже увеличить штатную численность библиотечных работников ЦБС, все это вместе взятое не обеспечит принципиально нового качественного справочно-библиографического и библиотечного обслуживания читателей. Решение проблемы максимально полного использования библиотечно-библиографических ресурсов надо искать в новой библиотечной технологии, ориентированной на широкое применение технических средств для автоматизации технологических процессов в библиотеках, с одной стороны, и создание реальных условий для реализации принципов взаимодействия и совместимости, которые заложены в реализацию создания единой автоматизированной государственной системы научно-технической информации, в которой библиотеки выступают как информационные центры и книгохранилища, обеспечивающие организацию эксплуатации документальных фондов. Целью «Основ проектирования ...» является, прежде всего, овладение теоретическими знаниями с приобретением практических навыков для непосредственного участия технолога автоматизированных библиотечных систем в разработке технологических процессов и операций автоматизации библиотечно-библиографических работ; овладение методикой выбора объектов автоматизации, описания информационных задач, подлежащих автоматизации, а также адаптации в реальных автоматизированных системах технологических процессов и операций по машинной обработке информации. Поэтому изучению курса должно предшествовать освоение студентом существующей библиотечной технологии, которая охватывает технологические процессы комплектования и учета библиотечных фондов, библиографического описания., систематизации и предметизации, организации библиотечных фондов, работы с читателями, т.е. дисциплин, входящих в цикл дисциплин специальной подготовки. Курс «Основы проектирования...» является прикладным и его изучение строится на знаниях, полученных студентами при изучении курса: «Системный анализ и дисциплин информационное, лингвистическое, программное и техническое обеспечение автоматизированных библиотечных систем» Возрастание экономического потенциала Советского государства, достигнутые им успехи в области вычислительной техники, прикладной лингвистики, информатики, библиотековедения и библиографоведения, с одной стороны, и созданные условия централизации библиотечного дела, с другой стороны, наконец, распространение магнитоленточных изданий создают сейчас благоприятные условия для широкого использования технических средств в крупных ЦБС и прежде всего областных, краевых и республиканских универсальных библиотек. Всё это вместе взятое стимулирует усилия по подготовке нового типа библиотечного работника, который бы, в конечном итоге, не только овладел, но и широко использовал средства автоматизации в практике работы библиотек. С этой точки зрения изучение теоретических и методических приемов проектирования АБС, излагаемых в курсе, должны обеспечивать методически дипломное проектирование, которым завершается подготовка студентов по специализации «Технология автоматизированных библиотечных систем». Курс «Основы проектирования АБС читается в 6 и 7 семестрах в объеме 60 ч. из них 38 -лекционные и 22 - практические (лабораторные) занятия. Курс завершается экзаменом.
Общие методические указания к изучению курса Работа над изучением программного материала осложняется тем, что сейчас нет учебников и учебных пособий по проблеме проектирования автоматизированных библиотечных систем. Накопленный опыт проектирования автоматизированных информационных систем до может быть механически перенесен в условия функционирования автоматизированной библиотеки. Библиотека в автоматизированной информационной системе выступает как подсистема, в которой реализуются специфические технологические процессы, присущие данному типу учреждения. Это и обусловливает трудности, связанные с адаптацией проектных разработок по АИС для условий автоматизированных библиотечных систем. Поэтому содержание материала в курсе связано с привязкой отдельных теоретических положений и практических приемов проектирования АИС для условий АБС. В курсе лекций в той или иной мере используется опыт автора по проектированию АБС в условиях Кемеровской областной библиотеки. Ограниченный список литературы ни в коей мере не исчерпывает всех сторон проектирования автоматизированных библиотечных систем, поэтому он должен постоянно дополняться, а курс лекций - наполняться новым содержанием с учетом достигнутого уровня проектирования АБС. Если проанализировать список рекомендуемой литературы к изучению курса, то его можно разделить на две группы документов. Одна из них освещает общие вопросы, связанные с проектированием автоматизированных библиотечных систем и в той или иной мере освещает опыт проектирования и эксплуатации документальных АИС. Другую группу представляет нормативно-техническая документация, включая ГОСТы, методические указания, справочники, которые должны лежать в основе регламентирующих документов. Изучение литературных источников при достаточной усидчивости не вызывает особых трудностей, но в то же время требует понимания технологических процессов и строгости - обязательности рассмотрения вопросов в документах, которые выполняются в ходе проектирования автоматизированной библиотечной системы или технологического процесса. Овладение теоретическими положениями курса и приобретение практических навыков по проектированию АБС обеспечивается курсом прочитанных лекций, выполненным курсовым проектом и теми расчетными работами, которые студент должен выполнить самостоятельно дома.
Тематический план курса "Основы проектирования автоматизированных библиотечных систем"
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |