Личностно-ориентированный подход
На нетрадиционных уроках географии Головина Е.М.
Одним из факторов личностно-ориентированного подхода учащихся являются нетрадиционные уроки, которые в практике приобретают все большее значение. Их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на её мотивационно-потребностную сферу, стимулирует познавательные интересы учащихся, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, воспитывает коллективизм, развивает творческие способности личности. Они увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность и смекалку. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника средствами массовой информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки отбора получаемой информации. Развивать подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний полученных на уроке и во внеурочное время. При изучении нового материала на уроках географии использую нетрадиционные уроки, такие, как уроки-путешествия, которые помогают осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, дают возможность, исходя из индивидуальных особенностей учащихся, связать их восприятие и осмысление с научными и прикладными знаниями.
Тема: Страны Азии (7 класс) Учебно-воспитательные задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о странах Азии; 2. Закрепить умения работать с картами различного содержания; 3. Способствовать развитию самостоятельности, самоуправлению, умению работать в группе; 4. Продолжать совершенствовать навыки анализа, объяснять информацию, делать умозаключения; 5. Продолжить интернациональное воспитание учащихся. Тип урока: изучение нового материала Метод обучения: коллективно групповая работа Средства обучения: физическая и политическая карта Азии, атласы, задания для групп, учебник, тестовые задания. Подготовительный этап Класс делиться на четыре группы. Дежурные готовят кабинет: вывешивают картины с изображением Азии, компоненты природы, физическую и политическую карты Азии, гербарий «Хлопчатника», набор открыток «Пряные растения», плакат-корабль. Группы готовят материал о странах Азии. Перед каждой группой поставлена проблема: Доказать, используя предложенный план, что их страна является наиболее привлекательной для туристов. План описания страны: 1. Название страны и ее столица. 2. Особенности географического положения страны: а) в какой части материка находится или занимает островное положение; б) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы); в) отношение к крупным рекам, морям, океанам. 3. Особенности природных условий страны: а) рельеф; б) климат; в) внутренние воды; г) природные зоны. 4. Население страны, особенности быта: а) количество и состав, плотность и размещение; б) основной род занятий и особенности быта (жилища, традиции и т. д.). 5. Особенности хозяйства: а) добываемые полезные ископаемые; б) выращиваемые сельскохозяйственные культуры; в) отрасли животноводства. 6. Основные достопримечательности страны. Интересные природные и культурные объекты.
Технологические ходы урока Организационный момент Актуализация знаний Учитель - Какие регионы Азии вы знаете? - Какие государства к ним относятся, приведите примеры. Ученики начинают путешествие по регионам Азии. Путешествие начинается с Западной Азии, далее по Южной Азии, потом по Восточной Азии. Изучение нового материала Учитель - Итак, мы садимся на корабль под названием «Ра» и отправляемся в далекое путешествие по странам Азии, но при выходе из Красного моря на нас вдруг напали пираты. Пираты (3-4 человека) – Мы пропустим ваш корабль, если вы решите наш кроссворд (учащиеся отгадывают задание) Кроссворд Вопросы: 1. Крупнейший массив суши. 2. Вдающаяся в сушу часть океана, моря или озера. 3. Самый большой остров земного шара. 4. Небольшой кольцеобразный остров. 5. Полуостров Индийского океана. 6. Линия, соединяющая точки с одинаковыми значениями глубин. 7. Атомный ледокол.
Ответы: 1. Материк. 2. Залив. 3. Гренландия. 4. Атолл. 5. Индостан. 6. Изобата. 7. Арктика. Учитель – Продолжаем наш путь дальше. Каждая группа расскажет нам о некоторых странах Азии (группы представляют информацию о Саудовской Аравии, Японии, Китае, Индии, используют настенные картины, карты, выставки, демонстрируют слайды). Подводятся итоги работы групп. Практическая работа Задание: Назвать страну по описанию, которое выдается каждому. Работа проводится по вариантам. После работы тетради сдаются на проверку. 1-й вариант В недрах этой страны скрывается четверть мировых запасов нефти и газа. Страна занимает третье место в мире по добыче нефти. Это малонаселенное королевство занимает большую часть огромного пустынного полуострова. Страна стала суверенным государством только в 1932 г. после того, как король Абдель Азиз ибн Сауд подчинил себе два десятка воинственных племен. О каком государстве идет речь? (Саудовская Аравия.) 2-й вариант Португальцы, голландцы, англичане называли свою колонию своим названием. Они не могли примириться с местным названием «Блистательный остров» (на сингальском языке). Прежнее имя вернули в 1972 г. В стране ананасы - самые дешевые фрукты: яблоки же, привозимые из Европы, являются деликатесом. О каком островном государстве идет речь? (Цейлон.) Это описание можно заменить на другое: Эту страну называют страной трех тысяч островов. На самом деле островов более тринадцати тысяч. 6000 из них имеют названия, 992 - заселены, остальные - необитаемы. Находится это государство в южной Азии. (Индонезия.) 3-й вариант Маленькое средневековое королевство в Южной Азии, граничащее с Китаем и Индией, долгое время называли «гималайским отшельником». Территория составляет 50 тыс. км". Народ, который там проживает, называет себя «народ страны драконов». Рабство здесь отменено только в 1954 г., сорок лет назад. Назовите это государство. (Непал.) Закрепление материала Тестовые задания. Установите соответствия: а) Юго-западная Азия; б) Восточная Азия; в) Южная Азия; г) Юго-восточная Азия. 1. Для региона характерны частые землетрясения, тайфуны, цунами; 2. Верблюд - незаменимое животное региона, финики - хлеб бедноты; 3. В области расположен вулкан Фудзияма; 4. В этом регионе находится святое место паломничества мусульман; 5. В регионе находятся самая высокая горная система; 6. Регион особенно богат нефтью и газом; 7. Регион в основном островной и полуостровной; 8. Находится крупнейший архипелаг мира; 9. Климат в большей степени тропический; 10. Климат в большей степени муссонный. Рефлексия Самой интересной информацией было… Для меня было открытием, что… Домашнее задание Приготовиться к обобщающему уроку по теме «Евразия». Дополнительный материал к уроку: Индия Официальное название- Республика Индия.
Географическое положение: Страна расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. Граничит на северо-западе с Пакистаном. Гималаи отделяют Индию на севере от Китая, Бутана, на северо-востоке от Непала, на востоке от Бангладеш. Государство омывают воды Индийского океана на юге, Аравийского моря — на западе, Бенгальского залива — на востоке. Площадь Индии составляет 3 269 000 км2. С севера на юг Индия простирается на 3214 км, с востока на запад — на 2933 км. Сухопутная граница Индии составляет 15 200 км, морская — 6083 км (с учетом береговой линии Никобарских и Лаккадийских островов — 7516 км). Китай Официальное название - Китайская Народная Республика.
Географическое положение: Государство расположено в Центральной и Восточной Азии. Граничит: на севере с Россией и Монголией, на юге — с Лаосом, Вьетнамом, на юго-западе — с Мьянмой, Бутаном, Непалом, Индией, на северо-западе — с Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Кыргыстаном, Казахстаном. Восточную часть омывают воды Восточно-Китайского моря, а юго-восток — Тихого океана. Площадь территории составляет 9 597 000 км2. Саудовская Аравия Официальное название -Королевство Саудовская Аравия.
Географическое положение: Государство расположено на юго-западе Азии, занимает большую часть Аравийского полуострова. Граничит на севере с Иорданией, Ираком, Кувейтом, на востоке — с Катаром, на юго-востоке — с Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом, на юге — с Республикой Йемен. Омывается водами Персидского залива на востоке, а на западе — Красным морем и заливом Акаба. Площадь территории равна 2,24 млн. км2. Природные условия На западе страны расположены горы высотой до 3353 м. Большая часть поверхности — пустынные плато. Климат тропический, жаркий, сухой; на юге — тропический, на севере — субтропический. Среднее количество осадков — около 100 мм в год (в горах до 400 мм). Температура в январе колеблется в разных районах от +8°С до +29°С, а в июле от +26°С до +42°С. В горах зимой возможен снег и мороз. Недра страны богаты запасами нефти, природного газа, в меньшей степени — железной руды, золота и меди. Япония Официальное название - Япония.
Географическое положение: Япония — островное государство, расположено в Восточной Азии на 4 крупных островах: Кюсю, Хонсю, Сикоку, Хаккайдо, острове Рюкю и тысяче мелких островов. Омывается водами Охотского моря на севере, на западе — Корейским проливом и Японским морем, на востоке — Восточно-Китайским морем и Тихим океаном. Площадь территории страны составляет 377 535 км2.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |