Развитие личностного потенциала учащихся
На уроках и во внеклассной работе. Бабина Т.А.
Проблема личности в философии это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире. Причем, не только чем он фактически является, но и «... кем человек может стать, то есть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он "сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь». Прогрессивная педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности, подтверждая истинность мысли о том, что вся духовная жизнь человека связана с природой. Используя идеи классической педагогики, педагогическая наука и школа последовательно опираются в теории и практике на отношения человека и природы. Достойны развития глубокие мысли В. А. Сухомлинского об использовании природы в целях умственного и нравственно-эстетического воспитания. Возможность для воспитания во взаимодействии с природой неисчерпаемы. Природа, труд, мысль - это предметы специального исследования. За последние десятилетия выполнен ряд исследований, направленных на усиления экологического образования и воспитания, главным образом, в связи с изучением биологии. Междисциплинарность комплекса экологии определяет характер её влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны школьного обучения и воспитания. Содержание экологического образования и воспитания реализуется через межпредметные связи и основывается на системе следующих научных идей: - развитие и целостность природы в сфере жизни; - взаимосвязь истории общества и природы; - изменение природы в процессе труда; - влияние среды на здоровье человека; - природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Воспитание чувства добра и красоты взаимосвязаны. Доброе отношение ко всему живому на Земле развивает в ребенке чувство сострадания и заботы. Забота о растениях и животных воспитывает доброту и сердечность в отношении к человеку. Школьный курс биологии позволяет учащимся высокий гуманный смысл наук о животных системах, место человека в природе и его неразрывной связи с ней. Правомерно подчеркнуть роль биологических знаний, призванных служить сохранению мира на Земле и достижению гармонии в отношениях между человеком и природой. Всякие попытки разрушить мир также антиприродны, как и антигуманны разрушение природы, её бездумное использование. Таким образом, изучение биологии несет свой вклад в развитие нравственного здоровья и социального оптимизма школьников Эстетическое воспитание рассматривается как составная часть общепедагогической системы. Особое значение в теории эстетического воспитания придается творческой деятельности личности, её нравственному совершенствованию, развитию эмоциональной чуткости стремлению вносить красоту в жизнь, создавать прекрасное. Поэтому формирование потребности познавать красоту рассматривается в аспекте всестороннего развития личности. Для методики биологии особо значимы мысли великих ученых о природе как источнике красоты. К.А. Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, вечном движении и смене природных явлений». На своих уроках я выделяю систему эстетических понятий, раскрывающих красоту растительного мира, показываю их взаимосвязь с формированием научного миропонимания. На уроках зоологии понятия красоты раскрываются в пении птиц, изяществе движений, пропорциональности и совершенстве форм, поведении животных. Интересные мысли Герцена, Чехова, Горького о красоте человека глубоко захватывают учащихся, побуждают в них желание сохранять и развивать то, что создает прекрасное в человеке. Эти элементы эстетического воспитания тесно переплетаются с физической культурой, выработкой положительного отношения к спорту. Все эти понятия красной нитью проходят через уроки биологии человека. Важно иметь в виду, что при обращении к художественным произведениям следует избегать как примитивности эстетической терминологии, так и недооценки объективности отображения красоты природы в искусстве. Этот недостаток типичен для практического опыта использования искусства в преподавании биологии. Он, в известной мере, ограничивает художественное развитие учащихся. Задерживает их на первоначальном уровне эмоционального восприятия натуральной красоты. В методике биологии выделены большие возможности показать природу как источник художественного творчества, приобщить учащихся к нему. Этих целей я добиваюсь во внеклассной работе. Занимаясь в кружке «Школьное экологическое общество» вместе с детьми мы изучаем мир природы в картинах отечественных и зарубежных живописцев. Героико-романтичный образ суровой и прекрасной северной природы запечатлен, например, в картине А.А. Рыбакова «В голубом просторе». Пейзажи А.А.Рылова пронизаны солнечным цветом - «Жаркий полдень», «Зеленое кружево» -создают ощущения полноты жизни природы, показывают богатства её красок. Такие занятия проводятся обычно после посещения художественного музея. Дети, приходя к выводу, что мастера кисти прославляют величие и гармоничность природы, открывают людям её красоту, полноту бытия, призывают любить и бережно относится к окружающему миру. Исходя из взаимосвязи источников прекрасного, можно выделить следующие методические условия развития у школьников умения видеть и понимать красивое: - непосредственное общение с природой; - отображение красоты природы средствами литературы и искусства; - сочетание в творческой (изобразительной и литературной) деятельности учащихся научной сути объекта и его эстетической стороны. Постоянное внимание учителя к красоте формирование любого задания, будь то изготовление гербариев, посадка деревьев и так далее, имеет большое значение для эстетического развития учащихся. Всех этих целей я добиваюсь при работе учащихся на участке. Дети сами создают эскизы будущих клумб и цветников, на конкурсной основе утверждают план посадки растений на школьном участке. И затем сами же сажают и выращивают эти растения. Интересны работы детей в организации выставок, которые были проведены в этом году учащимися 8-х классов: - выставка композиций «Музыка, природа и фантазия»; - выставка «12 месяцев». Выставки сопровождались чтением стихов, музыкальным сопровождением на тему музыка и природа. Работая со старшеклассниками на внеклассных занятиях, была проведена конференция на тему «Природа глазами отечественных поэтов», где учащиеся с большим подъемом эмоционально читали стихи Бориса Пастернака, Николая Рубцова, Николая Гумилева, особенно, его стих о таинственном «шестом чувстве». Итогом этой работы является не только воспитание чувств, но и собственное отношение к окружающему миру, поиск своего места в жизни. Успешное усвоение знаний не всегда сразу приводит к возникновению новых качественных особенностей. Все зависит от правильного, наиболее полного включения ученика в соответствующую деятельность, от разумно организованного взаимодействия достигнутых им внутренних возможностей с влияниями , оказанными на него в учебном процессе. Воспитание чувства доброты, ответственности за все живое на Земле учитываем общедидактические принципы: научность, междисциплинарность. Принцип научности реализуем через урочную деятельность в сочетании с внеурочной и внеклассной. В школе у нас работает научное общество «ИНТЭК». (Интеллектуально-научно-теретически единая команда). В научном обществе школьники учатся анализировать важные экологические проблемы, выполнять экологические проекты. Эта работа помогает воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, настоящий патриотизм. Человек, наделенный экологической культурой обладает умением достигать гармонии с окружающим миром: другими людьми, природой, а также самим собой. В школьные годы это умение формируется благодаря усвоению специальных знаний, развитию эмоциональной сферы, формированию практических навыков. В рамках научного общества учащиеся ведут исследования, посвященные крови и кровообращению, влиянию радиации на здоровье человека, восприятию звука, исследуют допустимые уровни шума для населения, применение градостроительных мероприятий по защите от шума. При изучении морфо-экологической разнокачественности в биоценозе соснового леса учащиеся проводят комплексное изучение лесного биоценоза, выявляют конкретные факты, подтверждающие морфологическую и экологическую разнокачественность особей в популяции сосны лесной и делают выводы о значении этого явления в функционировании лесного сообщества. Для такого исследования потребовалось несколько месяцев. Опираясь на стремление учащихся к углубленному самопознанию, способность к адекватной самооценке, а также тягу к групповым формам деятельности – экологическая культура помогает учащимся увязать знания об окружающем мире с личностным самосовершенствованием.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |