Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики 0.00 из 5.00 0 оценок




Булавина А. В.

 

Развитие личностного потенциала учащихся неразрывно связано с развитием творческих способностей школьников. Основной задачей общеобразовательных учреждений долгое время считалась передача учащимся необходимых знаний, умений и навыков. Все прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, практически оставались невостребованными. Как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколько-нибудь отличающимися от привычных. Социальный заказ современного общества системе образования связан с формированием самостоятельной, творческой личности. Выпускники школы должны владеть не только знаниями, но и быть способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с фантастическими темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технической революции. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идет к тому, что всего через несколько лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Чему учить? Как учить? Как научить ребенка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий? Как, не просто дать знания, а содействовать развитию творческих способностей и умений учащихся?» Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

В психологическом и педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознаёт свою значимость в качестве «преобразователя мира», открывателя нового, реализуя себя как личность. И там, где педагогу удалось этого добиться, можно говорить о формировании установки на творчество, которая также подразумевает наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений.

Компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка. Оно сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

В школьном курсе информатики в настоящее время появляется большое количество новых программных продуктов и, соответственно, новых компьютерных технологий. На сколько целесообразно их изучение в школьном курсе? Все зависит от количества часов, отведенных на информатику в школе. Возможны различные варианты преподавания этого предмета.

Первый вариант – традиционный. При этой технологии проведения, чаще всего теоретическая часть дополняется практической частью. В практической части урока, как правило, учащиеся выполняют упражнения или лабораторные работы по карточкам. Такая технология позволяет абстрактно изучать приложение, без рассмотрения конкретного применения полученных навыков и знаний. Такая форма работы не вызывает энтузиазма у учащихся и, часто приводит к выработке отрицательного отношения к изучаемому предмету. Традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая.

Второй вариант, инновационный, предполагает освоение материала с помощью творческих работ. В этом случае учащиеся не только на конкретном реальном примере осваивают новый программный продукт, но и развивают свой творческий потенциал. По результатам работ можно проводить творческие конкурсы. Чтобы работы отличались друг от друга, ученикам необходимо приложить немало усилий. Учитель получает возможность расширить рамки учебного предмета. Ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность учащегося, на раскрытие его творческого потенциала.

Как показывает опыт, такая форма преподавания дает хорошие результаты. Ученики не только успешно осваивают предмет и отдельные технологии, но и получают различные виды популярных на сегодняшний день профессий, такие как, дизайнер, программист и специалист в области мультимедиа.

Еще одной инновационной формой обучения является метод проектов. Для работы над проектами широко используется Интернет. Основа проектной работы - исследовательская деятельность, направленная на развитие познавательных процессов, на развитие творческих способностей ребенка. Применяются как индивидуальные, так и коллективные проекты. В коллективном проекте учитель имеет возможность дать более слабым ученикам задание попроще, не обижая детей и предоставляя им возможность активно реализоваться в общей работе. В тоже время творчески активные дети могут не только делать более сложные элементы, но и создавать по нескольку элементов, или, закончив свою работу, помогать товарищам, у которых что-то не получается. Ведь здесь все делают одно общее дело, а значит, заинтересованы в выполнении не только своего задания - это важный воспитательный момент коллективного проекта.

Новые информационные технологии, которыми овладевают учащиеся на уроках информатики, могут быть использованы в учебном процессе как инструменты познания, способствующие развитию творческой познавательной деятельности учащихся.

Так, работа учеников с инструментальными средствами по созданию мультимедиа приложений обеспечивает множественные каналы подачи информации, а также создаёт условия, когда различные среды дополняют друг друга, помогая строить новые знания. Перед учеником открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Интеграция всех этих сред в единый сложный продукт, превращает обучение в процесс творческого обучающего проектирования. Создание учеником мультимедиа продуктов позволяет глубже понять, как применять полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность и самостоятельность. Можно считать, что мультимедиа технологии выступают фактором развития и воспитания личности ученика, мощным инструментом развивающейся педагогики.

Так, создание Web - страниц это не только очень интересное занятие, но и полезное. Такая работа требует от ученика большой самостоятельности, хорошей подготовленности во владении компьютерными технологиями. Именно в такой работе ученик может проявить свои творческие возможности, художественный вкус (выбор дизайна, цветовой гаммы, формы представления информации и т.д.), оригинальность в преподнесении материала. Эту работу можно сравнить с созданием рекламного ролика. Ученик фактически рекламирует представляемую миру информацию. Так как результат этой работы (web-сайт) будет доступен любому пользователю Интернета, то на разработчиков ложится очень большая ответственность. Эту ответственность за себя, за свою школу, за страну дети уже хорошо понимают. Этот аспект работы имеет очень большое нравственное и воспитательное значение: с чем вы выходите в мир?

 С тех пор, как появились программы, позволяющие делать презентации на компьютере (такие как, например, Power Point), любой доклад можно подготовить в форме презентации (слайд-фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель. Программа Power Point предъявляет повышенные требования к творческим способностям и умениям автора, к его художественному вкусу. На уроках информатики учащиеся нашей школы готовят печатные материалы и презентации о ветеранах, проживающих в нашем микрорайоне, для Музея боевой славы школы.

Использование компьютерных редакторов позволяет создавать графические и анимационные экранные образы с использованием выразительной линии, формы, объёма, цвета, движения, повествования, предоставляет ученикам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды визуальной информации. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создаёт атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя. При этом компьютер является, не только мощным познавательным средством для изучения мировой культуры, но и инструментом освоения теоретических основ живописи, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей.

Так при изучении темы «Графический редактор Paint» ученики 8-9 классов нашей школы рисуют гербы районов Белгородской области, а в качестве творческого задания им предлагается нарисовать герб школы. Учитель знакомит учащихся с критерии оценки работы (соответствие цветовой гаммы, общий дизайн, применение технологии клонирования, а для творческого задания - оригинальность).

Знакомясь в 10 классе с графическим редактором Adobe PhotoShop, учащиеся должны создать портрет из предложенных фруктово-овощных элементов. Все элементы одинаковые, а полученные результаты поражают своим разнообразием.

Работая с текстовым редактором Word, ученики создают визитные карточки и открытки. Часто работы, выполненные в одном приложении, повторяются в другом. Так, визитные карточки и открытки повторяются в редакторе PhotoShop и мультимедийном приложении Power Point. Изменяется технология, изменяются возможности, изменятся и сами работы учащихся. Они становятся более зрелыми и более интересными.

Активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования позволит учителю информатики заменить иллюстративно-объяснительные методы обучения широким спектром разнообразных видов учебной деятельности. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

В завершении приведём высказывание Гарри Каспарова по поводу взаимодействия шахматиста и компьютера: «Человеческий и электронный мозг могут дополнить друг друга и выйти на новое качество интеллекта… » Творчество – это удел человека, но современные технологии могут помочь в развитии соответствующих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться всё более и более совершенных результатов. В современной информационной среде есть катализаторы творческого процесса, но они проявляют себя в том случае, если педагог ставит перед обучаемым творческие задачи.

Литература:

1. Гребенщикова В.Ю. Творческая группа учителей «Новые информационные технологии в учебном процессе».//Информационные технологии в образовании. Материалы VI Международной конференции. «ИТО-97». Москва, 1997.– С.40-41.

2. Гребенщикова В.Ю. Информатизация в организации творческой познавательной деятельности учащихся.//Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сборник научных статей. Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.– С.130-132.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.

4. Яковлева Е.И. Проекты по информатике./ Информатика и образование.- 1998.-№8.- С. 59-64

 

 



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)