Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Через урок технологии.



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Через урок технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Свиридова Л.И.

 

В процессе трудового обучения имеются большие возможности для творческого развития личности. Такие возможности заключены как в содержании программного материала, так и в организации процесса обучения, в его формах и методах

В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения в будущей самостоятельной трудовой жизни, его самоопределении, самореализации.

Переориентация общества в сфере духовных ценностей, растущий интерес к национальным традициям и искусству дают возможность учителю, особенно в разделе программы технология «Художественная вышивка», обеспечить единство обучения и творчества.

Нет смысла доказывать, что развитие руки способствует общему развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей являются своего рода «палочкой-выручалочкой». Они – подростки, получают возможность проявить себя среди сверстников, заслужить одобрение, преодолеть складывающиеся психологические комплексы. Именно этот мотив, большое желание детей приобщиться к истокам народного творчества, дает право внести изменения в программу. Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире представляется ребенку возможность по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

Ручная вышивка способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает. Профессиональное владение ручной вышивкой — это то преимущество, которое в дальнейшем пригодится каждой девушке как для себя, так и, возможно, даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности.

Искусство вышивания базируется на знании выполнения техники стежков, присущих определенному виду вышивки. Основа вышивки — безупречная отработка качества вышивания. Аккуратная и точная работа, даже очень простая по технике, намного выигрывает по сравнению с технически сложной, но небрежной работой.

В планировании раздела «Художественная вышивка с изготовлением изделия» 75% учебного времени отведено на практические работы по освоению техники ручных стежков и отработке навыка по выполнению вышивки непосредственно на изделии. Теоретические знания, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют ученицам большие возможности для осмысления понятия «соединение теории с практикой», для творческой активности, самовыражения. Именно в этом причина того, что данная сложная тема вызывает неподдельный интерес, желание получить максимально возможный уровень знаний и умений.

Каждая ученица — личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, она будет выражать в своих работах. Основная задача — помочь ей в этом и направить ее по пути духовного и профессионального совершенствования. Необходимо создать такие условия, чтобы ученица любого уровня подготовки и развития чувствовала себя свободной личностью, зная, что она сама выбирает уровень сложности работы, а учитель — помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства. Поэтому в основу тематического и поурочного планирования заложен дифференцированный подход к работе с учащимся. Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависит и от возрастных особенностей учащихся. В период с 11 до 15 лет идет перестройка организма учащихся, впервые дети начинают, по выражению взрослых «показывать характер», идет поиск собственного «Я». Для них не так важно освоение программных (обязательных) знаний и умений, главное - самоутверждение в творчестве, в практической направленности своего труда, в обязательном доведении изделия до определенного эстетического вида (в предметы украшения интерьера, подарки). Поэтому занятию отводится большее количество часов на самостоятельную работу и дается право выбирать изделие по своему желанию.

Но в чем же заключается творчество учащихся? В том, что на начальном этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, ученицы составляют свою композицию изделия. В рисунки непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые рисунки, в которые девушки по желанию могут вносить изменения. В каждом рисунке обязательно проявится индивидуальность исполнителя. Ученица сама, чувствуя рисунок, выбирает, как она будет использовать изучаемые техники для выполнения работы, устанавливает уровень сложности, исходя из своего «хочу» и «могу».

В ходе индивидуальной зачетной беседы оценивается не только работа в целом (внешний вид изделия, качество обработки срезов, качество техники выполнения стежков, уровень исполнения), но и каждый этап ее выполнения, причем по самому удавшемуся элементу, даже если этот элемент выполнен в дополнительное время.

Ученица смотрит на свою работу с позиции человека, уже имеющего начальный опыт выполнение вышивки, умеющего видеть свои ошибки и успехи. Задача педагога — во время беседы подтолкнуть ее к анализу собственных действий, что очень важно для развития творческих способностей.

Этот метод дает отличные результаты. Повышается интерес, нет страха перед плохой оценкой, появляется стремление сделать больше и лучше. Каждая ученица использует возможность сделать свою работу индивидуальной, неповторимой. По окончании обучения годовой программы большинство девочек выбирает для выполнения творческого проекта творческую работу, связанную с вышивкой. Это говорит о том, что мои ученицы, почувствовавшие вкус к творческой работе, стремятся к самовыражению и самоутверждению. Они хотят проявить свою индивидуальность, получить максимальное удовольствие от выполняемой работы.

Уроки технологии — особые уроки, На них, как ни на других, в силу специфики предмета учитель близок к ученику. Он стремится любую работу — вышивание, изготовление швейного изделия, вязание или плетение, лоскутное шитье или работу соломкой — сделать максимально индивидуальной. Ну а если из урока в урок учитель пробуждает мысль у детей, создает условия для творчества, если дети с нетерпением ждут урока, и на занятиях нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно». Приведу пример одного из урока раздела программы «Художественная вышивка».

 

Тема: Вышивка в стиле «рококо»

Практическая работа: изготовление изделий для домашнего обихода (прихватки, салфетки, игольницы) с использованием вышивки.

Цели урока: обучить учащихся приемам вышивки в технике «рококо»; ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки «рококо»; ознакомить со стилем «рококо»;

                развитие эстетического вкуса творческого потенциала; способствовать практической направленности ручного труда.

 

Наглядные пособия: образцы изделий с разными видами вышивок, иллюстрации - одежда 17 века, архитектура, скульптура 17-18 века, старинные подсвечники, свечи, старинная музыка.

Новые слова: рококо, стиль.

 

План занятия

 «Рукам работа - душе праздник»

(народная поговорка)

Учитель:

Один стежок, другой стежок

Не спи моя иголка

Раскрылся лист, расцвел цветок

Лазоревого шелка.

 

К себе я птиц сегодня жду

Они вернуться к маю

И это дерево в саду

Для них я вышиваю.

Т. Габбе.

 

По этим стихам вы уже догадались, что урок посвящен вышивке. Люди занимались этим искусством с очень древних времен и эта красота, переданная одним поколением другому (судя по изделиям в мастерской - их у нас много) вызывает у нас такие чувства, как зависть, восторг, удивление, просто поражаешься - умели люди создавать красоту - но есть способ утешиться - обучиться приемам прошлого. Достаточно знать один шов, чтобы создать шедевры: картины выполнены элементарным крестиком, скатерти, вышитые тамбуром, салфетки, вышитые гладью.

А, сегодня мы будем осваивать вид вышивки с очень интересным названием рококо. В народных вышивках такой шов называют «витой, кучерявый, крученный». Откуда такое название? Рококо в переводе с Португальского обозначает жемчужину неправильной формы виде завитка, ракушки. Название прекрасной вышивки дал стиль рококо - это целый период жизни 17 век - середина 18 века - эпоха роскоши.

Переселимся мысленно на несколько веков назад: в эту эпоху - этот стиль прослеживался во всем, во всей жизни: одежде, музыке, архитектуре. Расскажут нам об этом ученицы, самостоятельно подготовившие сообщения.



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Через урок технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Через урок технологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)