Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация личностного потенциала учащихся через игровые технологии на внеклассных мероприятиях



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Реализация личностного потенциала учащихся через игровые технологии на внеклассных мероприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сбитнева Т.В.

 

                                                             «Значительная часть игр ребенка

                                                             рассчитана на то, чтобы возбуждать

                                                              в уме процессы воспроизведения,

                                                              чтобы неугасимо поддерживать

                                                              искры мысли…»

                                                                                         И.А.Сикорский

 

       Сегодня жизнь предъявляет высокие требования к школе и учителю. Чтобы успешно решать задачи, продиктованные временем, необходимо добиваться высокой степени профессионализма, уметь эффективно применять научные знания с целью достижения наибольшего результата в обучении, воспитании, развитии личностного потенциала детей.

        В преподавании истории это означает использование современных технологий, методов и приемов обучения, которые активно способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, вырабатывают у них историческое мышление, формируют свою точку зрения на происходящие события. Широкое использование различных методик позволяет значительно повысить эффективность обучения на уроках истории и во внеурочной работе.

       Нужно отметить, что любая технология обладает средствами, актуализирующими деятельность учащихся, а в некоторых технологиях они составляют главную идею, основу обучения. К таким технологиям можно отнести игровые и коммуникативные, элементы которых я применяю на своих уроках и внеклассных мероприятиях. Это важно и актуально, т.к. процесс игры позволяет формировать у учащихся качества активных участников игрового процесса, учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, устанавливать контакты «ученик – ученик», «ученик – учитель»; позволяет создавать особую эмоциональную среду, применять учебный материал в новых ситуациях.

        Игровые технологии, которые относятся к педагогическим инновациям, предполагают личностный и творческий процесс образования и воспитания детей и охватывают всю сферу деятельности учителя, который выступает в роли эксперта, консультанта, педагога. 

       В процессе игры ученик реализует себя как личность, т.к. мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью участия, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации, раскрытии творческих способностей.

                   Игровые формы целесообразны при проведении нетрадиционных уроков и предметных недель. Ценность и особенность игры заключается в том, что одновременно присутствуют элементы соревновательной борьбы и сотрудничества между учениками, а учитель имеет возможность вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы, позволяющие проследить межпредметные связи, а также применять наглядные пособия и ТСО.

       Игровые формы обучения более эффективны, на мой взгляд, при повторении и обобщении материала главы или раздела учебника, т.к. в ходе игрового занятия происходит закрепление и углубление знаний, полученных на уроках; лучше запоминаются даты, определения, фактические сведения, активизируется самостоятельная деятельность, раскрепощается мышление ученика, совершенствуются умения и навыки, повышается интерес к предмету. Например, внеклассного мероприятия по истории в форме игры-соревнования

Брейн-ринг по теме: «История Отечества IX – XVI в.в», (1 час 30 мин)

Ход игры

I этап. Предварительная подготовка.

       Игру можно проводить на базе одного класса или параллели, от этого зависит и количество команд (2 – 4).

       Учитель заранее объявляет тему, список дополнительной литературы Определяется состав команд, их название, выбирается капитан, при этом учитываются интересы и мнение учеников. Каждая команда готовит бэйджи и сигнальную карточку определенного цвета. Подбираются наглядные пособия, ТСО. Учитель на этом этапе разрабатывает сценарий, определяет цели и задачи мероприятия.

 

II этап. Игра, в которой вопросы и задания разбиваются по блокам.

 

III этап. Подведение итогов. Рефлексия.

 

* Необходимо подготовить и оформить кабинет. На доске пишется название и тема мероприятия, задание для зрителей. Столы для команд расставляются в форме треугольника, для болельщиков – вдоль стен, оформляется место для жюри, которое выбирается из учителей истории, старшеклассников;

 

* Цели:

- выявить уровень подготовки учащихся, систематизировать, обобщить и закрепить полученные знания;

- помочь в усвоении дат, фактического и понятийного материала через игровую ситуацию;

- создать условия для реализации индивидуальных способностей, творческих и познавательных возможностей учащихся;

- способствовать формированию у учеников устойчивого интереса к предмету, навыков самостоятельной и коллективной деятельности, навыков и умений вести диалог, обсуждать выдвинутые версии, слушать, высказывать свое мнение, оценивать себя и других; развивать такие черты характера как решительность, коммуникабельность, инициативность, активность, уважение к людям; пробудить интерес к истории своей Родины.

 

*Литература:

1. Зверева Л.И. Тестовые задания для проверки знании и умений учащихся по истории России 6-7 кл. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

2. История России с древнейших времен до к. XVI в. : учебник для 6 кл./ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2003 г.

3. Смирнов Л.Г. Задачник по истории России. – М., 1993 г.

 

*Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, секундомер, сигнальные карточки, таблички с названиями команд.

 

*План мероприятия:

1. Блок вопросов на знание дат.

2. Блок вопросов на знание фактов.

3. Игра со зрителями.

4. Блок вопросов на знание терминов и определений.

5.Музыкальная пауза.

6. Блиц – вопросы.

7. Музыкальная пауза.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

       

 Перед началом игры учитель, он же ведущий, объясняет правила игры; раздает листы и карандаши игрокам.

- После прочтения вопроса дается 1 минута на обсуждение. Отвечает та команда, представитель которой первым поднимет сигнальную карточку.

- Если одна команда дает неправильный ответ, то отвечает другая.

- За правильный ответ команда получает 2 балла.

- За подсказки из зала с команд снимается 1 балл.

По окончании игры все участники поощряются оценками и призами, а команда-победительница награждается дипломом.

 

Сценарий

* Блок вопросов на знание дат.

       1. Какое событие произошло в 988 году? (Крещение Руси);

       2. В каком году произошло восстание древлян? (945 г.);

       3. В каком году состоялся съезд русских князей в г. Любече? (945 г.);                  4. В каком году состоялась Невская битва?(1240 г.);

       5. Когда состоялась Куликовская битва?(1380 г.);

       6. В каком году произошло свержение монголо-татарского владычества?

(1480 г.);

       7. Когда был принят Судебник Ивана III?(1497 г.);

       8. Когда была основана Москва? (1147 г.);

       9. В каком году был созван первый Земский Собор?(1549 г.);

       10. Укажите годы Ливонской войны (1558 – 1583 г.г.);

 

* Блок вопросов на знание фактов.

1. Как называлось самое древнее государство восточных славян? (Киевская Русь);

2. В каких городах Руси утверждался республиканский вечевой строй (Новгород, Псков);

3. Что установил Любечский съезд («Каждый да держит отчину свою» - принцип разделения Русской земли на отдельные княжества);

4. Когда получило развитие каменное строительство на Руси? (В конце Х в. После принятия Христианства);

5. Что использовали на Руси в качестве бумаги? (бересту – березовую кору);

6. Назовите главные политические центры Руси 12 – 13 в. (Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество);

7. Какой город и почему Батый назвал «злым городом»? (Козельск, т.к. оказывал сопротивление монголо-татарам в течение 2-х месяцев);

8. Каким событием завершилось монголо-татарское иго? (стояние на реке Угре);

9. С каким княжеством Москва боролась за политическое первенство? (Тверское княжество);

10 Что установил Судебник1497 г. для крестьян? (Юрьев день);

 

* Игра со зрителями. (Жюри подсчитывает и объявляет балы).

 

На доске зашифрованы два слова:

 

К У Ч У М

 

Вопрос: назовите хана Сибирской Орды, воевавшего с войском Ермака.

 

З А Д О Н Щ И Н А

 

 Вопрос: памятник древнерусской литературы конца 14 века, воинская повесть о Куликовской битве.

 

* Блок вопросов на знание терминов и определений.

 

1. Что такое «вече»? (Народное собрание на Руси);

2. Полюдье – это… (Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани);

3. Представитель ордынского хана на Руси, сборщик дани? (баскак);                         

4.Что такое ярлык? (ханская грамота на княжеские владения);                           

5.Как назывались картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке? (фрески);                                                        

6. Уделы – это… (наследственные земельные держания младших членов княжеского рода);

7. Архитектурный ансамбль – это … (единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий);

8. Как назывался высший совещательный орган при великом князе? (Боярская Дума);

9. Что такое опричнина? (особый порядок управления страной при Иване IV);

10. Что такое поместье? (условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования);

           

# Музыкальная пауза (Жюри подсчитывает и объявляет балы).

 

*Блиц – вопросы.

1. Кто такой Рюрик? (Варяг, основатель династии русских князей);

2. Князь, один из основателей Киева (Кий);

3. Древнерусский князь, соправитель Аскольда в Киеве в 882 году, убит князем Олегом? (Дир);

4. Киевский князь, убитый древлянами? (Игорь);

5. Кто крестил Русь? (Князь Владимир);

6. Автор повести временных лет? (монах Киево-Печерского монастыря Нестор);                 

7. За что князя Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу над шведами в 1240 г. на реке Неве);

8. Как звали великого хана монголов? (Темучин или Чингисхан);

9. Где произошло ледовое побоище? (на Чудском озере);

10. Кто является основателем династии Московских князей? (князь Даниил Александрович);

11. Кто командовал русскими войсками на Куликовском поле? (князь Дмитрий Донской);

12. Кто стал первым русским царем? (Иван IV Грозный);

13. Назовите имя русского книгопечатника (Иван Федоров);

14. Назовите самую известную икону Андрея Рублева («Святая Троица);

 

# Музыкальная пауза.

В это время жюри подводит итоги. Учитель раздает ученикам карты самоконтроля и предложений, которые они заполняют.

 

* Подведение итогов. Рефлексия.

На этом этапе учитель с учениками обсуждают результаты игры, выясняет понравилась ли такая форма занятия, обобщает материал, собирает карты самоконтроля и предложений учащихся.

Приложение 1.

 

Карта самоконтроля и предложений учащихся

 

Моменты занятия, вызвавшие интерес Что не понравилось? Предложения по совершенствованию занятия Какие вопросы вызвали затруднения
       

 

Список литературы

 

1. Бодровских Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: вопросы терминологии». М., «Педагогика», 1993г.

2. Кочетов Н.С. «Нестандартные уроки в школе». «История 8-11 кл.» . Волгоград, 2002г.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не совсем обычный урок. Практическое пособие». Ростов-на-Дону, изд. «Учитель», 2002г.

                

           

 



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Реализация личностного потенциала учащихся через игровые технологии на внеклассных мероприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация личностного потенциала учащихся через игровые технологии на внеклассных мероприятиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)