Реализация личностного потенциала учащихся через игровые технологии на внеклассных мероприятиях
Сбитнева Т.В.
«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…» И.А.Сикорский
Сегодня жизнь предъявляет высокие требования к школе и учителю. Чтобы успешно решать задачи, продиктованные временем, необходимо добиваться высокой степени профессионализма, уметь эффективно применять научные знания с целью достижения наибольшего результата в обучении, воспитании, развитии личностного потенциала детей. В преподавании истории это означает использование современных технологий, методов и приемов обучения, которые активно способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, вырабатывают у них историческое мышление, формируют свою точку зрения на происходящие события. Широкое использование различных методик позволяет значительно повысить эффективность обучения на уроках истории и во внеурочной работе. Нужно отметить, что любая технология обладает средствами, актуализирующими деятельность учащихся, а в некоторых технологиях они составляют главную идею, основу обучения. К таким технологиям можно отнести игровые и коммуникативные, элементы которых я применяю на своих уроках и внеклассных мероприятиях. Это важно и актуально, т.к. процесс игры позволяет формировать у учащихся качества активных участников игрового процесса, учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, устанавливать контакты «ученик – ученик», «ученик – учитель»; позволяет создавать особую эмоциональную среду, применять учебный материал в новых ситуациях. Игровые технологии, которые относятся к педагогическим инновациям, предполагают личностный и творческий процесс образования и воспитания детей и охватывают всю сферу деятельности учителя, который выступает в роли эксперта, консультанта, педагога. В процессе игры ученик реализует себя как личность, т.к. мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью участия, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации, раскрытии творческих способностей. Игровые формы целесообразны при проведении нетрадиционных уроков и предметных недель. Ценность и особенность игры заключается в том, что одновременно присутствуют элементы соревновательной борьбы и сотрудничества между учениками, а учитель имеет возможность вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы, позволяющие проследить межпредметные связи, а также применять наглядные пособия и ТСО. Игровые формы обучения более эффективны, на мой взгляд, при повторении и обобщении материала главы или раздела учебника, т.к. в ходе игрового занятия происходит закрепление и углубление знаний, полученных на уроках; лучше запоминаются даты, определения, фактические сведения, активизируется самостоятельная деятельность, раскрепощается мышление ученика, совершенствуются умения и навыки, повышается интерес к предмету. Например, внеклассного мероприятия по истории в форме игры-соревнования Брейн-ринг по теме: «История Отечества IX – XVI в.в», (1 час 30 мин) Ход игры I этап. Предварительная подготовка. Игру можно проводить на базе одного класса или параллели, от этого зависит и количество команд (2 – 4). Учитель заранее объявляет тему, список дополнительной литературы Определяется состав команд, их название, выбирается капитан, при этом учитываются интересы и мнение учеников. Каждая команда готовит бэйджи и сигнальную карточку определенного цвета. Подбираются наглядные пособия, ТСО. Учитель на этом этапе разрабатывает сценарий, определяет цели и задачи мероприятия.
II этап. Игра, в которой вопросы и задания разбиваются по блокам.
III этап. Подведение итогов. Рефлексия.
* Необходимо подготовить и оформить кабинет. На доске пишется название и тема мероприятия, задание для зрителей. Столы для команд расставляются в форме треугольника, для болельщиков – вдоль стен, оформляется место для жюри, которое выбирается из учителей истории, старшеклассников;
* Цели: - выявить уровень подготовки учащихся, систематизировать, обобщить и закрепить полученные знания; - помочь в усвоении дат, фактического и понятийного материала через игровую ситуацию; - создать условия для реализации индивидуальных способностей, творческих и познавательных возможностей учащихся; - способствовать формированию у учеников устойчивого интереса к предмету, навыков самостоятельной и коллективной деятельности, навыков и умений вести диалог, обсуждать выдвинутые версии, слушать, высказывать свое мнение, оценивать себя и других; развивать такие черты характера как решительность, коммуникабельность, инициативность, активность, уважение к людям; пробудить интерес к истории своей Родины.
*Литература: 1. Зверева Л.И. Тестовые задания для проверки знании и умений учащихся по истории России 6-7 кл. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. 2. История России с древнейших времен до к. XVI в. : учебник для 6 кл./ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2003 г. 3. Смирнов Л.Г. Задачник по истории России. – М., 1993 г.
*Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, секундомер, сигнальные карточки, таблички с названиями команд.
*План мероприятия: 1. Блок вопросов на знание дат. 2. Блок вопросов на знание фактов. 3. Игра со зрителями. 4. Блок вопросов на знание терминов и определений. 5.Музыкальная пауза. 6. Блиц – вопросы. 7. Музыкальная пауза. 8. Подведение итогов. Рефлексия.
Перед началом игры учитель, он же ведущий, объясняет правила игры; раздает листы и карандаши игрокам. - После прочтения вопроса дается 1 минута на обсуждение. Отвечает та команда, представитель которой первым поднимет сигнальную карточку. - Если одна команда дает неправильный ответ, то отвечает другая. - За правильный ответ команда получает 2 балла. - За подсказки из зала с команд снимается 1 балл. По окончании игры все участники поощряются оценками и призами, а команда-победительница награждается дипломом.
Сценарий * Блок вопросов на знание дат. 1. Какое событие произошло в 988 году? (Крещение Руси); 2. В каком году произошло восстание древлян? (945 г.); 3. В каком году состоялся съезд русских князей в г. Любече? (945 г.); 4. В каком году состоялась Невская битва?(1240 г.); 5. Когда состоялась Куликовская битва?(1380 г.); 6. В каком году произошло свержение монголо-татарского владычества? (1480 г.); 7. Когда был принят Судебник Ивана III?(1497 г.); 8. Когда была основана Москва? (1147 г.); 9. В каком году был созван первый Земский Собор?(1549 г.); 10. Укажите годы Ливонской войны (1558 – 1583 г.г.);
* Блок вопросов на знание фактов. 1. Как называлось самое древнее государство восточных славян? (Киевская Русь); 2. В каких городах Руси утверждался республиканский вечевой строй (Новгород, Псков); 3. Что установил Любечский съезд («Каждый да держит отчину свою» - принцип разделения Русской земли на отдельные княжества); 4. Когда получило развитие каменное строительство на Руси? (В конце Х в. После принятия Христианства); 5. Что использовали на Руси в качестве бумаги? (бересту – березовую кору); 6. Назовите главные политические центры Руси 12 – 13 в. (Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество); 7. Какой город и почему Батый назвал «злым городом»? (Козельск, т.к. оказывал сопротивление монголо-татарам в течение 2-х месяцев); 8. Каким событием завершилось монголо-татарское иго? (стояние на реке Угре); 9. С каким княжеством Москва боролась за политическое первенство? (Тверское княжество); 10 Что установил Судебник1497 г. для крестьян? (Юрьев день);
* Игра со зрителями. (Жюри подсчитывает и объявляет балы).
На доске зашифрованы два слова:
Вопрос: назовите хана Сибирской Орды, воевавшего с войском Ермака.
Вопрос: памятник древнерусской литературы конца 14 века, воинская повесть о Куликовской битве.
* Блок вопросов на знание терминов и определений.
1. Что такое «вече»? (Народное собрание на Руси); 2. Полюдье – это… (Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани); 3. Представитель ордынского хана на Руси, сборщик дани? (баскак); 4.Что такое ярлык? (ханская грамота на княжеские владения); 5.Как назывались картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке? (фрески); 6. Уделы – это… (наследственные земельные держания младших членов княжеского рода); 7. Архитектурный ансамбль – это … (единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий); 8. Как назывался высший совещательный орган при великом князе? (Боярская Дума); 9. Что такое опричнина? (особый порядок управления страной при Иване IV); 10. Что такое поместье? (условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования);
# Музыкальная пауза (Жюри подсчитывает и объявляет балы).
*Блиц – вопросы. 1. Кто такой Рюрик? (Варяг, основатель династии русских князей); 2. Князь, один из основателей Киева (Кий); 3. Древнерусский князь, соправитель Аскольда в Киеве в 882 году, убит князем Олегом? (Дир); 4. Киевский князь, убитый древлянами? (Игорь); 5. Кто крестил Русь? (Князь Владимир); 6. Автор повести временных лет? (монах Киево-Печерского монастыря Нестор); 7. За что князя Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу над шведами в 1240 г. на реке Неве); 8. Как звали великого хана монголов? (Темучин или Чингисхан); 9. Где произошло ледовое побоище? (на Чудском озере); 10. Кто является основателем династии Московских князей? (князь Даниил Александрович); 11. Кто командовал русскими войсками на Куликовском поле? (князь Дмитрий Донской); 12. Кто стал первым русским царем? (Иван IV Грозный); 13. Назовите имя русского книгопечатника (Иван Федоров); 14. Назовите самую известную икону Андрея Рублева («Святая Троица);
# Музыкальная пауза. В это время жюри подводит итоги. Учитель раздает ученикам карты самоконтроля и предложений, которые они заполняют.
* Подведение итогов. Рефлексия. На этом этапе учитель с учениками обсуждают результаты игры, выясняет понравилась ли такая форма занятия, обобщает материал, собирает карты самоконтроля и предложений учащихся. Приложение 1.
Карта самоконтроля и предложений учащихся
Список литературы
1. Бодровских Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: вопросы терминологии». М., «Педагогика», 1993г. 2. Кочетов Н.С. «Нестандартные уроки в школе». «История 8-11 кл.» . Волгоград, 2002г. 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не совсем обычный урок. Практическое пособие». Ростов-на-Дону, изд. «Учитель», 2002г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |