Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе
Целенаправленная систематическая работа - это первое условие культурно- речевого развития младших школьников. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей, затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер Воспитание навыков культуры начинается в семье. Под руководством родителей дети усваивают правила, учатся самостоятельно следить за собой, выполняют правила гигиены, стараясь быть опрятными и аккуратными, вежливыми и приветливыми. Программа в детском саду включает все важнейшие требования к культуре поведения. И если в вопросах культуры поведения семьи и детских дошкольных учреждений соблюдают единство требований, к моменту поступления в школу ребенок успевает овладеть достаточным объемом информации. В школе дети знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны [4, с.29]. Соблюдение правил культурно-речевого поведения, прежде всего взрослыми – второе условие. Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил. Например, дети не знают, что не принято подавать первым руку, когда здороваются со взрослым; неприлично во время действия в театре жевать конфеты, чипсы... Другие правила поведения дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в Маленкова Л. И. подчеркивает, любое воспитательное воздействие строится в следующей логике:
Допустим, готовим третьеклассников к посещению театра: Знакомим с правилами культуры поведения в театре, отрабатываем в ролевой игре эти умения, следим за реализацией сформированных умений непосредственно в театре, затем учащиеся многократно повторяют эти умения, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык. Таким образом, закрепляется привычка культурного поведения [12, с.238]. Реализация современных педагогических подходов – четвёртое условие. «Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем восхождение ребенка по ступеням культуры» - отмечает Н. Е. Щуркова и предлагает осмысление уровней усвоения этикета. Первый уровень усвоения этикета - «Не мешай». Он выражается в прививании элементарных норм этикета (речевых, мимических), в соблюдении тишины и молчания, в сдержанности и дисциплинированности. Второй уровень - «Будь приятен окружающим людям». Данный уровень воспитанности предполагает умение вежливо общаться, проявлять интерес, внимание и доброжелательность к другому человек, умение разделить радость и горе. Третий уровень - «Помоги окружающим людям». Воспитанность человека проявляется в тактичности, вежливости, в почтении перед старшими,
Скромный человек склонен недооценивать свои силы, трудно входит в коллектив. Привлекательнейшее из достоинств - искренность в сочетании с другими качествами - со сдержанность и деликатностью. Неотъемлемый атрибут порядочности - обязательность, точность [22,69]. Подчеркнем, что стержнем основной истины культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей навыков культурно-речевого общения - непременное условие воспитанности культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым, к соседям, родным и близким, к незнакомым и, конечно же, к детям. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятой для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, прежде всего, является вежливость.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |