Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Анализ педагогического опыта по культурно - речевому развитию

                                               младших школьников

 

 Нельзя говорить о духовном возрождении общества вне активной работы по формированию навыков культурного поведения и культурного общения, вне целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения в школе во всех её звеньях, на всех ступенях обучения. С этой целью могут быть использованы следующие основные типы уроков: вводный урок; урок по обогащению активного словаря учащихся формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; урок обучения учащихся – развёртывание устойчивых формул речевого этикета; урок по формированию навыков культурного поведения в различных ситуациях; урок обобщения и систематизации знаний по данной теме [7,  с.97].

 Михайлова В. Е. ставит ведущую цель – воспитывать осознанное понимание необходимости следовать правилам культурного поведения, прежде всего в школьной жизни. Обязательный составной элемент урока – необычное приветствие, вызывающее удивление учащихся. Следующий этап – учебный диалог с учащимися, цель которого – выявление имеющихся понятий и приобретение новых знаний первоклассниками по данной теме. Обязательным компонентом урока являются живые разминки, решение ситуативных речевых или поведенческих задач, например:

- Ты идёшь по коридору и видишь директора школы. Как нужно правильно поздороваться? Покажи.

- В класс входит учитель, как нужно его приветствовать?

    В особых случаях учитель вводит необычное приветствие - аплодисменты: это повышает эмоциональный положительный тонус у всех детей. С учётом психологических особенностей первоклассников в каждый урок

включаются игровые ситуации, например, на уроке «Ты – первоклассник»:

1) Игра «Цепочка волшебных слов». Дети становятся вокруг учителя, по его указанию первый игрок говорит любое «волшебное слово», второй – повторяет сказанное слово и добавляет своё и т.д.

2) Часто используется игра «Вежливо - невежливо»: поздороваться при встрече, толкнуть и не извиниться и т.д.

   На уроках часто используются игры-упражнения, ведь именно организованная игра служит эффективным средством включения детей в процесс познания и самостоятельного поиска.

   По её мнению, младшие школьники, особенно первоклассники, с трудом привыкают к порядку, дисциплине и правилам поведения. Требуются многократные объяснения правил, тренаж, повторение действий. Главное – не упустить время. Если элементарные нормы культурного поведения не привить детям с ранних лет, то позднее приходится заполнять пробел и проводить более трудную работу: перевоспитать детей, у которых укоренились отрицательные привычки. Чем раньше ребёнок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять. Систематическая, планомерная работа (не от случая к случаю) несомненно, принесёт свои плоды [13, с. 85].

    Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области культуры поведения, часто они не знают, что надо говорить и как поступить в той или иной ситуации.

    На уроке необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения и поведения, выработать навык поиска и анализа.

   Урок в начальной школе по культурно - речевому общению должен включать речевую гимнастику, анализ и разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, решение этических задач, этические игры [13, с.87]

   Учитель школы №3 г. Ртищево Саратовской области Р. С. Строкова считает, что необходима система работы по этическому воспитанию, предполагающая тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Такая система может включать следующие логически взаимосвязанные компоненты:

¾  курс занятий «Этическая грамматика» (на уроке гуманитарного цикла);

¾  ежедневное использование методик этического заряда и этической  

пятиминутки;

¾  общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение и взаимодействие, т. е. организация «Школы вежливости».

    Р. С. Строкова считает, что курс «Этическая грамматика» можно было бы выделить как специальный предмет, но в наших условиях реальнее внедрить его на уроках гуманитарного цикла. Важно чтобы изучение материала было последовательно и систематически связано с освоением норм нравственности.

    Каждый день учитель использует методику этического заряда, выражая ученикам свою уверенность в том, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга и в классе не возникнут конфликтные ситуации. Школьники говорят хором: «Мне хорошо и спокойно, у меня хорошая память, я быстро всё запоминаю. Я прошу прощения у всех, кого обидел. Я желаю всем добра». В таком же ключе и заканчивается день. Перед тем как учитель отпускает детей домой, организуется этическая пятиминутка, посвящённая анализу произошедших конфликтов. Ученики находят пути выхода их конфликтов и способы их предотвращения.

   Таким образом, в детском коллективе формируется привычка осуществлять моральную оценку поступков (как своих, так и одноклассников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже произошедших конфликтов, формируются задатки самоконтроля и устанавливается доброжелательная атмосфера. Важно, что данный методический приём дисциплинирует учителя, развивает в нём стремление к собственному нравственному контролю. [19, с.58]

    Для того чтобы уроки этической грамматики и взаимосвязанные с ними

методические приёмы этического заряда и этической пятиминутки расширили

диапазон своего влияния на учеников, во внеклассной работе Строкова открыла «Школу вежливости». Все занятия «Школы вежливости» должны показать ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Школьники должны убедиться, что в жизни встречается множество ситуаций, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводом правил, но если руководствоваться позицией доброго отношения к людям, то всегда можно соразмерить своё поведение с правилами воспитанности [19, с.59].

    Стремление учащихся быть приятными окружающим заставляет их следить за своими манерами и поступками, а красота и эстетика поступка являются также критериями воспитанности. На занятиях ученики убеждаются в том, что правила этикета продиктованы требованиями скромности говорить о себе, не демонстрировать свои знания и умения, а уметь сдерживать и ограничивать себя. Воспитанный человек не попытается пройти без очереди, не возьмёт с блюда лучший кусок, не потребует для себя особых привилегий, не станет подчёркивать своих заслуг и навязывать своё общество другим [19, с.60].

     Таким образом, выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков,  поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения, можно руководствоваться соображениями рассудка.

 



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)