Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




 Целенаправленная систематическая работа - это первое условие культурно- речевого развития младших школьников.

 Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей, затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер т. д.

 Воспитание навыков культуры начинается в семье. Под руководством родителей дети усваивают правила, учатся самостоятельно следить за собой, выполняют правила гигиены, стараясь быть опрятными и аккуратными, вежливыми и приветливыми. Программа в детском саду включает все важнейшие требования к культуре поведения. И если в вопросах культуры поведения семьи и детских дошкольных учреждений соблюдают единство требований, к моменту поступления в школу ребенок успевает  овладеть достаточным объемом информации. В школе дети знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны. [ 4, 29] 

 Соблюдение правил культурно-речевого поведения, прежде всего взрослыми – второе условие. Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил. Например, дети не знают, что не принято подавать первым руку, когда здороваются со взрослым; неприлично во время действия в театре жевать конфеты, чипсы...  

Другие правила поведения дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в транспорте, но делают это навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться или разговаривать, не глядя на собеседника, Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как выполнять его. Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила поведения, знают, как их выполнять, но не выполняют. Например, с детского сада они прекрасно знают гигиенические правила, но не соблюдают их главным образом из-за отсутствия привычки. Ребята не выполняют некоторые правила, считая их ненужными, неважными: они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем-то заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных норм.

Например, среди сверстников они стесняются быть вежливыми, не считают зазорным быть неряшливыми или грубыми. Почему же это происходит? Одна, из серьезных причин в том, что взрослые далеко не всегда образцово ведут себя в общественных местах, дома и на улице, бывают раздражительными, грубыми, бестактными, позволяют себе поведение, которое резко осуждают у детей. Следовательно, требуя надлежащего поведения, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть обязательным правилом в культуре поведения. [4, 116]

Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности. Мы находим подтверждение этому у мыслителей прошлого И.Гете: «Поведение - Зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Г. Гегель: «Человек есть ни что иное, как ряд его поступков».  

Формирование опыта культурно-речевого поведения путём многократного повторения действий – условие третье.Значит для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной деятельности, формирующий группу привычек. А. С. Макаренко писал: «Ребенок должен правильно поступать не потому, что он сел и подумал, а потому что у него сформированы привычки нравственного поведения» [10, 54]

Маленкова Л. И. подчеркивает, любое воспитательное воздействие  

строится в следующей логике:

  

                         
 
 
 
 

 


 

Даем представление как надо что-либо делать
Действия и поступки, выполнение которых стало потребностью
Автоматизированное действие на основе многократных повторений
Усвоенные знания применяют на практике
         

        

 

 

Допустим, готовим третьеклассников к посещению театра: Знакомим с правилами культуры поведения в театре, отрабатываем в ролевой игре эти умения, следим за реализацией сформированных умений непосредственно в театре, затем учащиеся многократно повторяют эти умения, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык,

Таким образом, закрепляется привычка культурного поведения. [12, 238] 

 Реализация современных педагогических подходов – четвёртое условие.

«Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем  восхождение ребенка по ступеням культуры» - отмечает Н. Е. Щуркова и предлагает осмысление уровней усвоения этикета.

Первый уровень усвоения этикета - «Не мешай». Он выражается в прививании элементарных норм этикета (речевых, мимических), в соблюдении тишины и молчания, в сдержанности и дисциплинированности.

Второй уровень - «Будь приятен окружающим людям». Данный уровень воспитанности предполагает умение вежливо общаться, проявлять интерес, внимание и доброжелательность к другому человек, умение разделить радость и горе.

Третий уровень - «Помоги окружающим людям». Воспитанность человека проявляется в тактичности, вежливости, в почтении перед старшими, заботливом отношении к физически слабым людям, в умении дорожить своим и чужим временем, в готовности оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается.

Четвертый уровень усвоения этикета - «Будь естественнее», исполнение правил этикета на уровне навыка и привычки. Воспитанного человека характеризуют более тонкие и сложные проявления этикета: тактичность, деликатность, непринуждённость, изящество манер и т. д. [22, 18]

Реализация современных педагогических подходов – пятое условие.

 Мы читаем, что эффективность культурно-речевого  развития может быть осуществлена при реализации следующих педагогических подходов:

1) Уровневый подход. Содержание учитывает возраст школьников и ориентировано на уровень социально-нравственного развития.   

2) Опережающий подход. Содержание программы построено с учетом «зоны ближайшего развития личности» для учета завтрашней жизненной востребованности.

3) Тренинговый подход. Содержание занятий предусматривает большой объем практических упражнений для формирования умений культурно-речевого общения в обществе.

4) Деятельностный подход. Предполагает включение воспитанников в постоянную речевую и поведенческую практику.

5) Предупреждающий подход. В содержание занятий включается рассмотрение негативных явлений жизни; наряду с вежливостью рассматривается невежливость; наряду с красотой - безобразие, наряду с чистотой - беспорядок и др. для формирования установки по отношению к отрицательным явлениям жизни. [23, 68] 

Итак, работа по культурно-речевому развитию будет эффективна при соблюдении следующих педагогических условий:

§ если она проводится не от случая к случаю, а в определённой системе с использованием современных методов образования;

§ если поведение взрослых, внешний вид, стиль общения с учащимися является образцом поведения;

§ если педагог систематически отслеживает уровень развития культурно-поведенческих навыков, своевременно и обоснованно вносит необходимые коррективы в систему воспитательной работы;

§ если педагог и родители осуществляют единые требования к поведению детей;

§ если реализуются современные педагогические подходы.

 



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)