Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы живём в знаменательное время, когда особо остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю, как единый мир для всего на ней живущего. Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом уже в школе он знакомится и с тем как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует.

Если же человека этому не научить, в его осмыслении понимания культуры вообще и своей национальной культуры в частности, наступает глубокое зияние. [19, 76]

Овладение культурой общения и поведения даётся ребёнку не легко. Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремиться быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения и поведения.

В воспитательной работе с детьми назрела необходимость специальных уроков- практикумов по этикету, где ученик мог бы постепенно упражняться в разумных, удобных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий и главное – почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе человеческих норм и правил.

 Уроки-практикумы могут включать в себя следующие логически взаимосвязанные компоненты: диагностическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил, диагностику и рефлексию, этические игры.

В процессе всего занятия педагог ведет этический диалог с учащимися. Важно знать, что детям не стоит «зазубривать» все правила этикета, а побуждать с помощью умело поставленных вопросов, ситуаций, этических задач размышлять над нравственной сутью поведенческого действия и подводить их к самостоятельным выводам, обобщениям, и «самооткрытию» правил и норм человеческих отношений. Значительное внимание следует отводить упражнениям- тренингам, т. е. проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. [21, 33]

      Какиеметодические приемы обеспечивают успех в развитии коммуникативных навыков в процессе занятий?

Неотъемлемый атрибут занятий - беседа, диалог. По форме она может быть разнообразной: это может быть и беседа - разъяснение понятий, правил; беседа - дискуссия,по предлагаемым или неожиданно возникшим проблемам, беседа - анализхудожественных произведений

Беседа - это диалог педагога с детьми. Педагогом составляются вопросы. Отвечая на них, учащиеся высказывают свои понимания, суждения, дополняют друг друга. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что хорошо известно детям, что мало известно, с чем дети совсем незнакомы.

В ходе беседы педагог:

1) Дополняет имеющиеся понятия:

2) Корректирует высказывания детей;

3) Приводит знания в определённую систему, подводит к выработке определённых правил;

4) Раскрывает секреты общения.

Большое значение имеет разъяснение общепринятых норм поведения, культуры общения. При разъяснении необходимо обращать внимание детей не речь, поступки и их последствия для других людей; на содержание правил общения, как разумных, и красивых способах действий, о необходимости их следованию.

Очень ценный источник знаний о нормах общения и поведения -художественное произведение. Чтение педагогом стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением действует на детей впечатляюще. С большим интересом дети воспринимают юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.

Важной формой занятий по выработке навыков и привычек правил являются тренировки– управление. Для занятий необходимо выбирать специальные упражнения с целью планомерной отработки отдельных коммуникативных навыков.

      Варианты  упражнений - ситуаций:

1) упражнения - проговаривания речевых формул. Проводятся с целью обогащения словарного запаса учащихся речевыми формулами этикета.

2) Упражнения - проигрывания речевых ситуаций (ролевые игры) включаются в занятия для выработки умений использовать речевые формулы в конкретных жизненных ситуациях. Детям предлагается проигрывать реальные ближние роли, жизненные ситуации самих детей, деловые речевые ситуации.

    Текстологическаяцепочка формирования коммуникативных уменийсостоит из трех действий:

    Действие первое: проигрывание ситуаций детьми на уровне их собственных представлений или сложившегося опыта общения;

    Действие второе: анализ проигранной ситуации, коллективный поиск
допущенных речевых и поведенческих ошибок и выбор нужных (уместных)

выражений и действий:

Действие третье:вторичное проигрывание ситуаций с учетом норм и правил общения и поведения.

Упражнение — выбор вежливого ответа или этикетного действия. Учащимся предлагается несколько вариантов выборов ответов или способов поведения. В таких ситуациях дети окатываются перед необходимостью сделать самостоятельный  выбор в соответствии или вопреки установившимся нормам поведения в обществе. Данные задачи активизируют мысль учеников.

Невербальные - несловесные средства общения, используются с целью научить умелому и уместному использованию жестов и мимики в процессе общения.

Эмоциональный подъем у детей всегда создает игра. Упражнения проводятся часто в виде игр. Умело организованная игра не только увлекает детей, но и служит эффективным средством формирования коммуникативных навыков.

У младших школьников необходимо  развивать следующих коммуникативных умений:

o умение слушать и слышать других;

o умение участвовать в свободной беседе;

o умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

o умение понимать чувство и настроение других;

o умение осмысливать свои поступки и поступки других.

      Закреплению социально-поведенческих  норм способствуют и «секреты общения» предлагаемые для запоминания:

o  называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также;

o  будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;

o  будь вежлив и у тебя будет много друзей;

o  умей внимательно слушать других, и ты можешь много узнать нового;

o умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его.

При организации   занятий необходимо учитывать следующее:

1) Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 40-45 минут.

2) Занятия проводятся в специальном помещении, где обстановка отличается от классной комнаты.

3) Класс делится на две группы (10-15 человек).

4) Занятия лучше проводить на последнем уроке, так как они   

помогают снять накопленное за день напряжение.                

Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям.

Необходимо создавать непринужденную обстановку чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок порицаний, замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, что принимаешь ребенка таким, каков он есть.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают поделиться с вами своими проблемами, а вам узнать и для себя  по-новому открыть его .возможность «раскрыться» его внутреннему миру, позволяют ему

Перед началом занятий детям предлагается завести альбомы, где они будут выполнять домашнее задание - рисунки, которые помогут им осмыслить свои действия, чувства, выразить свое настроение, сношение к себе и к другим. [9, 113]

Известно, что воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.

     М. Е. Богуславская в своей книге « весёлый этикет» пишет, что речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов; во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако, речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребёнком собственно речевых норм должно осуществляться в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

     Основой обучения может быть ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и др.) и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

Система общения должна привязывать усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для младшего школьника (дом, школа, общественный транспорт, театр и др.) ролевые позиции общающихся в этих ситуациях должны быть определены достаточно чётко: мальчик – мальчик, мальчик – девочка, девочка – девочка, брат – сестра, бабушка – внук, учитель – ученик, ребёнок – взрослый (знакомый или незнакомый).

 Речевое поведение в каждом случае определяется ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры,, ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. [2, 4]

C возрастом круг общения ребёнка расширяется, ситуации общения усложняются. Поступление в школу связано для детей с освоением новой роли – роли ученика и новой формой общения – делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе, в библиотеке и т. д. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребёнку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребёнок (особенно в общении с незнакомыми взрослыми), избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. [2, 5]

 Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат  нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Под руководством учителя ребёнок может прорабатывать учебные тексты и соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим.

Рассматриваемые рассказы могут служить отправным материалом для дидактических бесед, ролевых игр. В рассказах и диалогах можно использовать принцип контраста, позволяющий детям с одной стороны критиковать неправильное в поведении и речи, с другой – отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.

Каждое занятие должно носить занимательный игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.

На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно расковано: свободно говорить, смеяться, двигаться.

Нужно постараться, чтобы чтение и беседы вызывали интерес к обсуждаемой теме, использовать также примеры из жизни. Наблюдая за повседневным речевым поведением детей, нужно подсказывать им необходимые слова, напоминать примеры. [2, 6]

     Таким образом, анализ методической литературы позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективными средствами культурно-речевого развития можно считать:

o проведение специальных уроков общения;

o использование разнообразных методов обучения навыкам культурно-речевого общения (беседа, составление диалогов по картинкам, упражнения, приучения);

o проведение тренингов общения с использованием игровых упражнений.

 

 

 

                  2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)