Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жадность — уроки на пути к неограниченному (и незаслуженному) богатству



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Жадность — уроки на пути к неограниченному (и незаслуженному) богатству 0.00 из 5.00 0 оценок




Причастна ли каким-нибудь образом к экономике жадность? Согласно мнению Гордона Гекко, да. Гекко известен тем, что объяснил, насколько хороша для нас жадность: «Дело в том, дамы и господа, что жадность — это благо. Жадность — это правильно. Жадность работает. Жадность проясняет, пронизывает, ухватывает суть эволюционного духа. Жадностью во всех ее проявлениях — к жизни, к деньгам, к любви, к знаниям — отмечен взлет человечества. И жадность — попомните мои слова — спасет не только «Teldar Paper», но и эту неисправную корпорацию, которая называется США». Последовав доброму совету Гекко, многие наши лидеры и в политике, и в экономике прибегают к жадности, дабы спасти положение. Правда, обычно они спасают только свое положение.

Конечно, Гекко — всего лишь вымышленный персонаж «Уолл-стрит», одной из кинокартин конца 80-х, но этот собирательный образ объединил в себе черты реальных людей, которые стали олицетворением жадности. Это знаменитые корпоративные «рейдеры» Иван Боэски, Майкл Милликен и Карл Ихан — капитаны «бросовых» облигаций, «инсайдерской торговли»[17] и недружественного поглощения предприятий, в честь которых получило свое имя «десятилетие жадности». Они продемонстрировали, как разбогатеть, потроша и уничтожая доходные компании, которые осмелились не быть жадными[18]. Именно Боэски произнес в 1986 году самую настоящую речь о пользе жадности в университете Калифорнии, в Беркли, поучая новоиспеченную американскую интеллигенцию: «Жадность — это нормально, и, я думаю, даже полезно. Вы можете быть жадными и при этом прекрасно себя чувствовать». Продюсеры фильма «Уолл-стрит» задумывали изобразить Гекко злодеем, но не учли того обстоятельства, что жадность среди населения растет. По иронии судьбы этот герой стал источником вдохновения, а сама картина — одним из самых эффективных вербовочных орудий в истории инвестиционно-учредительской индустрии.

Еще одним идейным вдохновителем всеобщей жадности стал никто иной как президент, правивший США большую часть 80-х, «Мошенник» Рональд Рейган. Будучи хорошим лидером, Рейган хотел сделать Америку местом, где кто-то всегда может разбогатеть. И его налоговая политика продемонстрировала, что лучше всего богатеют те, кто уже богат. Конечно, его налоговая реформа была не более, чем quid pro quo, недоразумением, но все эти уроки не прошли незамеченными для впечатлительной американской молодежи. Большая часть, 83% (!) детей контркультуры выросли в условиях тревожных разногласий 60-х годов, когда разработка глубокой философии жизни считалась важнее, чем финансовое благополучие, которое было значимым только для 44%. После «десятилетия жадности» цифры поменялись местами. К 1990 году доля американских абитуриентов, считающих финансовое благополучие важным для себя, удвоилась, составив 74%. Тех же, кто верит в осмысленную философию жизни, стало гораздо меньше — 43%[19]. «Бизнес-менеджмент», увенчанный степенью магистра, стал одним из самых популярных предметов в университетах и колледжах по всей Америке, а аудитории инженерных колледжей ныне заполняют иностранцами.

Безграничная жадность привела к ссудо-сберегательному кризису начала 80-х, который обошелся американским гражданам в 150 000 000 000 долларов, из которых 125 000 000 000 заплатило непосредственно правительство США (читай: налогоплательщики). Во время этого кризиса, в «величайшем и самом дорогом из всех когда-либо имевших место правонарушений, должностных преступлений и случаев воровства»,[20] разорилось свыше 1000 ссудо-сберегательных учреждений. Этот позор случился по большей части из-за отмены государственного контроля над банками, что позволило этим предприятиям вести финансовые дела без строгого надзора со стороны государства и породило замечательную атмосферу для развития беззакония. Неудивительно, что Правление системы федеральных банков по кредитованию жилищного строительства называли мошенниками, а злоупотребление служебной внутренней информацией — «важнейшим усугубляющим фактором» [причиной] в волне разорений ссудо-сберегательных компаний. Директора ССК сговаривались с посторонними и брали просроченные ссуды, за которые не нужно было платить, или подельничали с брокерскими конторами, давая ссуды определенным лицам, которые впоследствии могли получить доход. Можно было, например, купить «бросовые облигации» Майкла Милликена или войти в долю собственности, приобретенной взаймы. Существовало много способов пустить в ход банковскую силу ССК, и нередко деньги шли прямиком в чей-то карман. Среди виновников этого скандала оказался Нил Буш, сын тогдашнего вице-президента Джорджа Х.В. Буша.

Жадность продолжала свирепствовать на протяжении всех 90-х гг. И уже не в виде недружественного поглощения или выкупа в кредит контрольного пакета акций… Теперь в моде консолидация банков, нефтяных компаний, медиа — сами знаете, каких. Приобретение стало просто безумным. Покупается все и вся — только для того, чтобы принести доход. Антимонопольное законодательство, призванное защитить население от монополий, благополучно кануло в лету, а компании с аппетитом пожирают друг друга, толстея и расползаясь по всему земному шару. Доход этих мегалитов превышает ВНП некоторых стран. К примеру, доходы сигаретного гиганта «Филипп Моррис» превышают ВНП 140 стран (из 182). И хотя доходы их так велики, их главной целью по-прежнему остаются деньги. Доходы «Эксон Мобил» каждый год вырастают на 30-40%. И так год за годом, несмотря на энергетический кризис, к которому привела, главным образом, война в Ираке (а может быть, и благодаря этому кризису). Стоит ли говорить, что эти доходы — результат большого и неожиданного роста цен, который составил более 100% в период между 2005 и 2008 годом, несмотря на то, что рынок не испытывал недостатка в нефти. По некоторым исследованиям, этот рост цен — лишь следствие спекуляции и жажды наживы (т.е. жадности)[21].

Судя по тому, как устроена современная экономика, ее единственная цель — делать деньги. Точка. Притом, чем больше, тем лучше, а как — неважно. Корпорация «Энрон» еще недавно — седьмая по величине в США — одна из тех компаний, которые получили немалую прибыль, отказавшись от государственного контроля и проведя приватизацию, в случае «Энрона» речь шла о воде и электричестве. Компания была одним из «энергетических оптовиков», которые приобрели дурную славу тем, что разбогатели на энергетическом кризисе в Калифорнии в 2000 и 2001 годах. «Энрон» стал объектом отдельного расследования, предпринятого по случаю кризиса Федеральной комиссией по регулированию энергетики (FERC). Расследование касалось махинаций на энергетическом рынке, в которых были замешаны компании-посредники вроде «Энрон». Целью этих махинаций была сверхприбыль, а средством — всевозможные проекты наподобие преднамеренного ограничения энергетических ресурсов, которое привело к огромному скачку потребительских цен и необходимости веерных отключений электроэнергии. Кен Лэй, главный исполнительный директор «Энрона», иронизировал над попытками правительства помешать действиям «энергетических оптовиков»: «В конечном счете, меня не интересует, что вы там, чокнутые калифорнийцы, думаете, потому что на меня работают расторопные парни, которые всегда найдут способ, как делать деньги».[22] Для расторопных парней Лэя махинации, которые они затевали на рынке, были не более чем игрой. Они разработали множество игровых стратегий, которым даже давали названия: «Толстячок», «Мертвая звезда», «Мертвая петля Форни», «Рикошет», «Пинг-понг», «Черная вдова», «Снежный человек» и т.п.[23] Вот что говорит о стратегии «Мертвая звезда» сенатор Барбара Боксер: «Энергосистемы Северной и Южной Калифорнии связаны лишь одной линией. Маклеры «Энрона» умышлено заказывали объем поставок, превышающий потенциал этой линии. Это привело к тому, что у других возникла нехватка. А потом, по законам «свободного рынка» штата Калифорния «Энрону» было позволено содрать с людей столько денег, сколько ему заблагорассудится».[24] (курсив наш — Р.Д.)

В результате действий «энергетических оптовиков» мелкооптовым поставщикам коммунальных услуг приходилось выкладывать огромные деньги, а потребительские тарифы на электроэнергию регулировались и были фиксированными. Не имея возможности повысить тарифы, спустя год с небольшим, весной 2001 года, компания «Southern California Edison»[25] уже имела долг в 20 млрд. долларов. А компания «Pacific Gas & Electric» в том же году была вынуждена объявить о своем банкротстве.

Специальное расследование, предпринятое Комиссией по вопросам деятельности коммунальных служб Калифорнии, выявило также существование некоего картеля компаний, закрывавшего электростанции под предлогом «ненужных расходов», чтобы создать искусственный дефицит и вздуть цены на электричество, особенно когда государство сообщило о чрезвычайной ситуации, связанной с серьезным снижением уровня электроэнергии. Представитель Комиссии сказал, что «бывали случаи, когда электростанции в ответ на призыв продолжать работу, отказывались». Закрытие электростанций послужило главным фактором взлета цен на электроэнергию, которые выросли с 200 до 1900 долларов за мегаватт/час. Кроме того, представитель Комиссии заявил: «Готов поспорить, что это не случайно, это согласованная деятельность картеля»[26].

Центром этого картеля была компания «Reliant Energy Services», которая почти четыре года после кризиса по большей части не проявляла активности. Федеральное большое жюри Сан-Франциско предъявило ей обвинение в заговоре — искусственном завышении цен на электроэнергию путем закрытия электростанций. Когда внезапное снижение рыночных цен создало риск того, что она потеряет свои позиции на рынке, эта компания закрыла большую часть принадлежащих ей электростанций в Калифорнии. Они объявили о несуществующих превышениях экологических норм и проблемах с финансированием и отказали государству в дополнительном обеспечении электричеством, сообщает истец[27].

Расследование Федеральной комиссии по регулированию энергетики выявило, что «многие методы торговли, использованные «Энрон» и другими компаниями, [незаконно] нарушило анти-спекулятивные меры»[28]. «Энрон» играл и на той, и на другой стороне, против середины (граждан и правительства), поскольку целью его действий было увеличение своей прибыли в торговле электроэнергией и всем, что с ней связано, причем эта торговля специально была выведена из-под контроля Комиссии по фьючерсной биржевой торговле. Отчет Федеральной комиссии по регулированию энергетики содержит вывод, согласно которому рыночные махинации стали возможны из-за усложнения устройства рынка, вызванного процессом частичной отмены государственного регулирования. Иными словами, умышленное создание обманной системы, которая функционировала за счет граждан, произошло из-за того, что государство отказалось выполнять свои обязанности.

Вот что сказал относительно «Энрона» в самый разгар кризиса С. Дэвид Фримэн, председатель Управления по вопросам энергетики штата Калифорния: «…электричество коренным образом отличается от всего остального. Его невозможно хранить, его нельзя увидеть. И при этом мы не можем без него обойтись. Все это создает безграничные возможности использовать нерегулируемый рынок. Основание деятельности «Энрона» — секретность и недостаток ответственности. Компаний, подобных «Энрону», не должно быть на рынке. Они просто манипулируют системой, чтобы извлекать сверхприбыль, ничего не производя. Мы больше не допустим, чтобы частные интересы порождали искусственный или настоящий дефицит и контролировали положение». Хорошая мысль, но, похоже, никто так и не обратил на нее внимания. В 2008 году те же самые приемы были применены еще к двум предметам первой необходимости — продуктам питания и топливу. И тоже с резким взлетом цен.

Энергетический кризис удалось преодолеть, только когда компании, занимающиеся поставками электроэнергии, вновь перешли под контроль государства, количество электростанций снова выросло, и, наконец, правительство штата Калифорния выпустило на 11 млрд. долларов облигаций, чтобы возместить ущерб. Так на нескольких примерах мы увидели, что отсутствие государственного контроля за производством предметов первой необходимости приводит к махинациям на рынке и росту цен. Кому это выгодно? Мы знаем, кому, но что мы можем сделать, если представители власти, которых избрали для того, чтобы они охраняли интересы граждан, начинают работать на спекулянтов? Весной 2001 года, когда чиновники из Лос-Анджелесского департамента по энергетическим и водным ресурсам встретились с членами Государственной рабочей группы по энергетическим разработкам и попросили их установить контроль над ценами, дабы защитить потребителей, рабочая группа отказалась и настояла на том, чтобы политика отказа от государственного регулирования продолжалась. Неудивительно, что в январе 2001 года во главе этой рабочей группы поставили вице-президента Дика Чени, который прославился тем, что в свое время серьезно злоупотребил служебным положением, запустив руку в казну…

Гламурная жадность

На заре нового тысячелетия миллиардер Дональд Трамп стал ведущим популярного реалити-шоу, в котором молодые и энергичные участники соревнуются за «супер-приз» — пост президента в одной из его многочисленных компаний. Трамп, как и Боэски — поклонник жадности и подобно ему считает это качество желательным для успешной карьеры. Особо не смущаясь, он призывает всех и каждого: «Штука в том, что невозможно быть СЛИШКОМ жадным!» Сегодня жадность — уже не один из смертных грехов, она достойна зависти! Наверное, и зависть уже не числится среди серьезных прегрешений, но это мнение пусть останется только мнением наших друзей-материалистов. Эндрю Карнеги, один из идолов американского предпринимательства, барон разбойников, живущий на деньги других, признал, что жадность пагубна: «Я больше не могу постоянно жить с мыслями о том, как заработать побольше денег за возможно меньшее время. Это значит опускаться, деградировать без всякой надежды на воскрешение». К сожалению, его опыт не рекламировался так усердно, как высказывания Милликена и Боэски.



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Жадность — уроки на пути к неограниченному (и незаслуженному) богатству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жадность — уроки на пути к неограниченному (и незаслуженному) богатству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)