Рекомендации по подготовке доклада. Темы докладов
Собранные сведения, источники по определенной теме могут служить основой для выступления с докладом на занятиях по культурологии. Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад (по содержанию, близкий к рефе-рату). Выступление с докладом выявляет умение работать с литературой; способность раскрыть сущность поставленной проблемы однокурсникам, ее актуальность; общую культурологическую подготовку. Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные ориентиры работы над докладом, постарайтесь ответить на следующие вопросы: ТЕМА → как это назвать? ПРОБЛЕМА → что надо изучить из того, что ранее не было изучено? АКТУАЛЬНОСТЬ → почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → что рассматривается? ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? ЦЕЛЬ → какой результат, работающий над темой, намерен получить, каким он его видит? ЗАДАЧИ → что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → что не очевидно в объекте, что докладчик видит в нем такого, чего не замечают другие? Отличительной чертой доклада является научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Этапы работы над докладом: · подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 4–10 источников); · составление библиографии; · обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений; · разработка плана доклада; · написание; · публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура такого доклада может быть следующей: 1) формулировка темы выступления; 2) актуальность темы (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам уделялось недостаточное внимание в данной теме, почему выбрана именно эта тема для изучения); 3) цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы выступления и может уточнять ее); 4) задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие); 5) методика проведения сбора материала (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов); 6) результаты. Краткое изложение новой информации, которую получил докладчик в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым мыслям. Желательно продемонстрировать иллюстрированные книги, копии иллюстраций, схемы; 7) выводы. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. В заключении выводы должны быть пронумерованы, обычно их не более четырех. При подготовке к сообщению (выступлению на семинаре по Если конспект будущего выступления оказывается слишком объемным, материала слишком много и сокращение его, казалось бы, невозможно, то необходимо, тренируясь, пересказать в устной форме отобранный материал. Неоценимую помощь в работе над докладом оказывают написанные на отдельных листах бумаги записи краткого плана ответа, а также записи имен, дат, названий произведений, которыми можно воспользоваться во время выступления. В то же время недопустимым является безотрывное чтение текста доклада, поэтому необходимо к нему тщательно готовиться. В конце выступления обычно подводят итог, делают выводы. Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей. Рекомендуемое время для выступления с сообщением на семинарском занятии по культурологии составляет 7–12 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов работы. Для успешного выступления с докладом необходимо выучить значение всех терминов, которые употребляются в докладе. При соблюдении этих правил получится интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен однокурсниками и преподавателем (Приложения А, Б). Способы заинтересовать слушателей доклада: 1. Начать выступление: – с проблемного или оригинального вопроса по теме выступления; – с интересной цитаты по теме выступления; – с конкретного примера из жизни, необычного факта; – с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью; – начать с истории, интересного случая; 2. Основное изложение: – после неординарного начала должны следовать обоснование темы, её актуальность, а также научное положение – тезис; – доклад допускает определенный экспромт (может полностью не совпадать с научной статьей), что привлекает слушателей; – используйте образные сравнения, контрасты; – помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования; – рассказывая, будьте конкретны; 3. Окончание выступления: – кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в речи; – процитировать что-нибудь по теме доклада; – создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой. Советы тем, кто выступает с докладом: · Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее. · Говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены. · Помните о теме своего выступления, акцентируя на главном. · Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное. · Приводите в тексте доклада больше фактов, избегая общих фраз. · Не забывайте о регламенте. · Следите за своими слушателями: если Вас перестали слушать, приведите интересный факт, пример, задайте риторический вопрос. · Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу. ПОМНИТЕ: по Вашей речи судят о Вас, о Вашей культуре! Тема доклада выбирается самостоятельно, по согласованию с преподавателем возможно формулирование новой темы. Основаниями для оценки доклада (реферата) являются следующие критерии: · актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы; · самостоятельность в отборе материала; · проявление творческого подхода при решении поставленных задач; · способность кратко и грамотно изложить суть работы, · умение вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения; · уровень культурологической подготовки, проявленный во время ответов на устные вопросы, · культура оформления представленных материалов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |