Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ



2020-02-04 212 Обсуждений (0)
Тема 17. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура и природа, культура и общество, культура и личность. Культурная универсализация

План

1. Культура – посредник между человеком и природой, их взаимодействие.

2. Культура – общество – личность.

5. Основные характерные черты современной мировой культуры культуры XX века (по Л.Д. Столяренко).

6. Информационная концепция М. Маклюэна.

7. Глобальные проблемы современности.

8. Диалог культур – кризис европоцентризма.

9. Место и роль России в диалоге культур.

 

В процессе подготовки к данному занятию необходимо выяснить, существенное отличие природы от культуры. При этом надо охарактеризовать понятия «природа», «культура», опираясь на исследования культурологов, философов. Подробный анализ взаимодействия культуры и природы дан в учебных пособиях Т.В. Толпыкиной «Культурология» (Гл. 10), «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина, в энциклопедии «Культурология. XX век» и других источниках.

Для понимания различий в системе культура–общество рекомендуется первоначально обратиться к указанным выше источникам. Подробный анализ этих понятий дан в книге  М. Кагана «Философия культуры», в учебнике Ю.В. Рождественского «Введение в культуроведение».

Реализация личности осуществляется в культуре. Рассматривая понятие «личность» во взаимосвязи с культурой, важно начать с определения понятия «социализация», а затем в соответствии с предложенным планом к занятию. Проблемой культуры и личности занимались  Л. Франк, Н. Бердяев, Б.С. Ерасов, Ю.В. Рождественский и другие.

Постижение современной мировой культуры предполагает рассмотрение основных черт культуры XX–XXI вв., которые рассматриваются в учебнике «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина.

Этот этап связан с распространением ценностей Запада, с процессом вестернизации, с американизмом, с трансформацией знания в информацию, с прагматической направленностью, с ориентацией на прогресс и развитие техники. Успех европейской культурной модели во многом обеспечен демократизацией общества, всеобщностью специализации.


Другой автор Л.Д. Соляренко, подводя итог развитию современного мира, перечисляет основные черты: торжество науки, развитие человеческого интеллекта, многочисленность социальных потрясений. При этом замечает парадоксы: утверждение, с одной стороны, идеалов любви к человеку, равенства, демократии; с другой стороны, возникновение войн, обострение социального неравенства людей, стран. Для понимания сущности духовного кризиса XX века следует рассмотреть взаимоотношения науки и ценностей.

Стремясь разобраться в сущности современной культуры, важно  обратиться к работам, указанным в списке литературы, современных социологов, философов.

Популярные концепции XX века М. Маклюэна и Э. Тоффлера отражают появившиеся изменения в системе ценностей человека. Без знания основных черт этих теорий нельзя обрести ориентиры своего будущего.

В моделировании перспектив развития человечества получила известность деятельность Римского клуба, международной общественной организации (1968 г.), созданной с целью «углубления понимания особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции». Для понимания сущности глобальных проблем современности необходимо иметь представление о том, что представляет собой процесс глобализации, что является причиной кризиса XX века. Конкретизация этого понятия связана с рассмотрением факторов упадка современной цивилизации и источника всех наших проблем, на которые указывал Президент Римского клуба А. Печчеи.

Диалог культур – это процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает индивидуальную самобытность.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие природы от культуры?

2. Как проявляется взаимосвязь культуры и общества?

3. Что имеется в виду, когда говорят о социальной роли личности? Как соотносится социальное и культурное, с точки зрения Л. Назирадзе?

4. Как проявляется различие личностного начала в разных культурах?

5. Почему Л. Франк рассматривает свободу личности как средство культурного прогресса и конечную цель?

6. В чем заключается идея Л. Франка о равноценности всех людей?


7. В чем проявляется внутренняя взаимосвязь культуры и личности, по мнению Л. Франка?

8. Почему Л. Франк рассматривает тенденцию рационализации жизни как антикультурную?

9. Какими характерными чертами должна обладать личность будущего, по мнению Э.Тоффлера?

10. Какие характерные черты современного мира выделяют исследователи культуры?

11. По мнению многих исследователей культуры, современный кризис – в его ориентации на технологический, экономический и политический рационализм, массовое производство и потребление. Как Вы понимаете этот тезис?

12. Какие задачи ставил Римский клуб в решении проблем человечества?

13. Главная отличительная черта современного мира – продвижение человечества к взаимопониманию, к сотрудничеству. Какая роль в этом процессе отводится России?



2020-02-04 212 Обсуждений (0)
Тема 17. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)