Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фирма в системе рыночных отношений. Сущность предпринимательства, его характерные черты



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Фирма в системе рыночных отношений. Сущность предпринимательства, его характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным экономическим звеном рыночной экономики является предприятие (фирма). Фирма - это экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и использующий факторы производства с целью получения прибыли.

Предпринимательство можно классифицировать по различным признакам

1. В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:

Производственное - осуществляется производство товаров, услуг.

Коммерческое - операции и сделки по купле-продаже товаров, услуг, не связано с производством товаром.

Финансовое - разновидность коммерческого, но объектом сделки являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое - проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.

Страховое - особая форма, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только в застрахованном случае.

2. В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное.

 3. По признаку величины фирмы различают следующие формы предпринимательства: малый, средний и крупный бизнес.

Предпринимательство – это:

- процесс создания нового, обладающего ценностью;

процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выраженных стадий:

· поиск новой идеи и ее оценка;

· составление бизнес-плана;

· поиск необходимых ресурсов;

· управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя – поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация (рис. 8.1).

Предприятие – это форма организации предпринимательской деятельности, выступает в качестве основного звена национальной экономики, в котором осуществляется непосредственный процесс производства. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции их делят на однопрофильные и многопрофильные.

Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта.

Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п. 

В зависимости от количества занятых на производстве, а, следовательно, и размеров производственной деятельности, предприятия делятся: на мельчайшие, мелкие, средние и крупные. Мельчайшие предприятия основаны на личном труде товаропроизводителя (мелкотоварное и ремесленное производство). Мелкие – предприятия, гдечисленность работников 10-25 человек. На средних предприятиях численность работников составляет 50-500 человек. К крупным предприятиям можно отнести предприятия с численностью работников свыше 500 человек.

Роль мелкого предпринимательства рыночной экономики значительна. Оно является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все звенья.

Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу и т.д.

В условиях совершенной конкуренции, когда крупные компании стремятся монополизировать производство, установить контроль над рынком, «живучесть» мелких фирм представляется почти что парадоксом.

Причины выживания мелкого бизнеса в следующем.

В - первых, крупным корпорациям зачастую просто невыгодно разорять мелкий бизнес, если он не представляет прямой опасности для деятельности самого гиганта. Включение мелкой фирмы в свою структуру оказывается менее выгодно, чем деловое сотрудничество с ней или даже помощь, ведь от деятельности мелкой фирмы-поставщика зависит качество продукции всей корпорации.

Во - вторых, мелкие фирмы выбирают такие сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса.

В - третьих, даже в условиях жесткого давления мелкое предпринимательство постоянно бы возрождалось, так как оно обладает особой привлекательностью для человека. Не случайно только 8% опрошенных в Англии мелких предпринимателей выше всего в своей деятельности ценят возможность обогатиться. Остальные в качестве приоритетов выделяют независимость и удовольствие от работы.

В – четвертых, немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства. Дело в том, что традиционно мелкое предпринимательство рассматривается как символ национальной предприимчивости. Содействуют развитию мелкого предпринимательства и антимонопольное законодательство.

С малым предпринимательством связаны новейшие для нашей республики системы франчайзинга и венчурного (рискованного) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах и т.д. мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны.

Среднее предпринимательство в отличие от мелкого не обладает такой гибкостью и многочисленностью, как мелкие фирмы, и не имеют такой мощи, как крупные, оно может выжить, лишь придерживаясь «нишевой» специализации, т.е. захвата отдельных сегментов рынка, и становясь там мини-монополией.

Крупное предпринимательство обычно ассоциируется с понятием монополии. Однако это не совсем точно: во-первых, играет роль масштаб деятельности самой фирмы; во-вторых, в рыночной экономике не может быть абсолютной монополии из-за действия таких факторов, как конкуренция, рост и расширение рынков, научно-технический прогресс. Поэтому не следует искать в деятельности крупных фирм только недостатки, сопутствующие понятию монополии.

Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

· крупным фирмам доступно массовое производство.

· крупные фирмы являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность освоения новых отраслей и проведения крупных научно-исследовательских работ.

· крупные фирмы характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике. Крупные компании никогда не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев.

· Им доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах

· производства, комбинировании, а также обеспечении занятости в крупных масштабах.

Однако преимущества крупной фирмы – это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли, ибо каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности.   

 Любой бизнес следует планировать, используют при этом бизнес-план, который способствует предотвращению ошибок, ускорению становления фирмы, увеличению ее доходов. Основные разделы бизнес-план:

· титульный лист и оглавление;

· резюме (или краткое содержание сути предлагаемого проекта);

· общее описание отрасли, фирмы и ее продуктов и услуг;

· план маркетинга, составленный на основе изучения рынков сбыта будущей продукции или услуг;

· производственный план;

· управление и организация (или организационный план);

· капитал и юридическая форма фирмы;

· оценка риска, финансовый план и предложения по уровню финансирования;

· приложения (таблицы, схемы, рисунки, фотографии и т.п.).



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Фирма в системе рыночных отношений. Сущность предпринимательства, его характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фирма в системе рыночных отношений. Сущность предпринимательства, его характерные черты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)