Мировое хозяйство: понятие и структура
Современное человечество идет по пути формирования единой мировой экономики, в которой все национальные хозяйства тесно взаимосвязаны многообразными международными экономическими отношениями. Главными формами этих отношений являются следующие восемь: · Международная торговля товарами и услугами; · Международный кредит; · Международная миграция капитала; · Международная миграция трудовых ресурсов; · Международные научно-технические связи; · Свободные экономические зоны; · Валютные отношения; · Экономическая интеграция. Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами разных стран. В ее основе лежит международное разделение труда (МТР), то есть специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны, вступая в кооперацию, обмениваются между собой. Эффективность (выгодность) международной торговли оценивается с двух точек зрения: Теория абсолютных преимуществ: страна обладает абсолютными преимуществами (климатическими, географическими, технологическими и т.д.) по отношению к другой стране в производстве какого-либо товара, если она производит этот товар с меньшими издержками производства. Теория сравнительных преимуществ была сформулирована Д. Рикардо в начале XIX столетия: Если страна имеет более низкие издержки производства по всем видам продукции или не имеет их вообще, то начнут действовать сравнительные преимущества специализации производства и торговли. Если принять во внимание межстрановые различия в соотношении издержек, то страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товаров, когда она способна производить этот товар с меньшими альтернативными издержками, чем ее потенциальный партнер. Отсюда принцип сравнительных преимуществ: совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет произведен в той стране, где ниже альтернативные издержки. Как известно, потоки международной торговли делят на экспорт, то есть вывоз товаров и услуг из данной страны, и импорт – ввоз товаров и услуг в данную страну. Их сумма по каждой стране составляет ее внешнеторговый товарооборот. Обобщенное количественное представление о нем дает торговый баланс, отражающий соотношение между денежными платежами и поступлениями по всем товарным операциям – экспортным, импортным и реэкспортным. Торговый баланс, в свою очередь, является составной частью платежного баланса страны, отражающего не только товарные, но и все денежные ее операции с зарубежными партнерами. Главные статьи последнего можно свести к четырем позициям: - денежные платежи и поступления по товарным операциям; - платежи и поступления по услугам (почтовым, инженерным, страховым, по фрахту и т.д.); - расчеты по содержанию дипломатических служб, по иностранному туризму, денежным переводам, пенсиям и т.д.; - денежные потоки, связанные с движением капиталов и кредитов (инвестиции, вклады, проценты, прибыль и пр.). В платежный баланс, как видим, помимо торгового баланса, входят результаты многих других расчетов: по содержанию дипломатических служб, иностранному туризму, культурным обменам, по международным кредитам и инвестициям, по переводам на родину своей зарплаты теми, кто работает за рубежом, и пр. Все подобные расчетные потоки – это своеобразный невидимый экспорт-импорт, который занимает в торгово-экономических взаимоотношениях развитых стран значительную и все более растущую долю. Платёжно-торговые балансы с положительным сальдо (при которых денежные поступления в страну больше ее зарубежных платежей) называют активными, а с отрицательным сальдо (платежи больше поступлений) – пассивными. Каждая страна стремится иметь активный баланс, поскольку отрицательное сальдо покрывается золотовалютными резервами государства и/или займами. Большинство государств активно регулирует свои международные экономические отношения. В частности, в области внешней торговли исторически сложились два противоположных типа государственной политики: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров своего национального производства. Протекционистские меры можно объединить в три основные группы. Так, таможенные пошлины, или тарифные барьеры, - это уже известные нам налоги на импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Здесь, однако, необходимо иметь в виду, что таможенные пошлины могут подчас выполнять не только защитную (протекционистскую) функцию, но и фискальную – пополняют доходы бюджета страны. Вторая группа нетарифные барьеры. Это всякого рода ограничительные и/или запретительные меры на импорт (квоты, лицензирование, а иногда прямые запреты и пр.). К примеру, импортные квоты ограничивают объем импорта определенных товаров, устанавливая количественные пределы их ввоза. А такая мера, как лицензирование. Предполагает, что импорт тех или иных товаров осуществляется только по специальным разрешениям государственных органов (лицензиям). Наконец, запреты. Они попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определенных товаров. Для обоснования подобных действий вводятся, скажем, чрезмерно жесткие стандарты качества товаров, которым может не отвечать импортируемая продукция. Попутно здесь же упомянем и о такой особой мере, как эмбарго. Они обычно применяется в международной практике в качестве средства давления на «проштрафившиеся» страны. Третья группа протекционистских мер – поддержка экспорта – предполагает содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. Здесь используются такие методы, как предоставление отечественным производителям-экспортерам субсидий, налоговых льгот, дешевых кредитов, юридической, политической и другой поддержки. В частности, государственная финансовая помощь позволяет экспортерам без ущерба для себя завоевывать иностранные рынки путем демпинга, то есть через продажу своих товаров по заниженным ценам. Именно таким образом, к примеру, на рубеже наших веков завоевала господство на мировом рынке судостроения Республика Корея. Кроме этих трех групп, возможны и другие протекционистские меры. Так, в Швеции известна практика поддержки государством высоких цен на некоторые национальные товары хорошего качества (чтобы сдержать их вывоз за рубеж) с одновременной выплатой дотаций отечественным покупателям этой продукции. Оригинально содействует национальному гостиничному бизнесу Канада. Она не разрешает американским туристам ловить рыбу в своих озерах, если те не провели хотя бы одну ночь в местном мотеле. Бывает также, что на почве протекционизма между странами разворачиваются целые торговые войны. Вот пример конца 1990-х годов: «говяжья война» между США и ЕС: американцы стремились расширить сбыт в Европе своей дешевой (благодаря применению гормонов роста) говядины; европейцы препятствовали этому, ссылаясь на канцерогенную опасность гормонов, но больше имея в виду интересы своих фермеров с их более дорогим мясом. Второй и противоположный тип внешнеторговой политики государства – свободная торговля, или как ее еще называют, фритредерство. Она предполагает свободное движение товаров и услуг между странами без известных торговых барьеров. Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. Следующая форма мировых экономических отношений – международный кредит. Он предполагает предоставление странами друг другу денежных или товарных ресурсов в долг, то есть на условиях возвратности, платности и срочности. При этом в качестве кредиторов и заемщиков могут выступать как отдельные частные фирмы и государственные учреждения, так и правительства стран, регионов, городов, а также различные международные организации. Ведущими финансово-кредитными центрами мира являются следующие четыре: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк, «Парижский клуб» стран-кредиторов, «Лондонский клуб» банков-кредиторов. Под международной миграцией капитала понимают его перемещение из одной страны в другую. При этом различают два потока: вывоз (экспорт) капитала, когда он размещается за пределами данной страны, и ввоз (импорт) капитала, когда в экономику данной страны вкладываются инвестиции из-за рубежа. Обычно выделяют две основные формы и три вида мигрирующего (ввозимого или вывозимого) капитала. Международная миграция трудовых ресурсов – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни. При этом тех, кто покидает страну, поселяясь за рубежом, называют эмигрантами, а иностранцев, прибывших в данную страну на постоянное место жительство, - иммигрантами. Главными факторами, способствующих такой миграции, являются два: неравномерность процесса хозяйственного развития стран, в результате которой в одних странах образуется избыток определенных трудовых ресурсов и безработица, а в других – их нехватка; различия в условиях и оплате труда в разных странах, что побуждает людей отправляться туда, где эти условия лучше. Важной составляющей международных экономических отношений является широкий обмен научно-технической деятельностью и ее продуктами. Этот обмен осуществляется в самых разнообразных взаимовыгодных формах. Наибольшее распространение из них получили следующие пять: обмен научно-технической информацией, обмен учеными и специалистами, подготовка кадров за рубежом, научно-производственная кооперация и международный инжиринг. Следующая современная и важная форма международных хозяйственных связей – создание в странах свободных (или особых) экономических зон. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это ограниченный район той или иной страны с особо благоприятными условиями для свободного предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Для обеспечения таких благоприятных условий используются специальные, облегченные таможенные и торговые режимы; большая свобода для перемещения товаров, трудовых ресурсов, капиталов и прибылей; льготный режим налогообложения, а также более широкие возможности для инвестирования (правительственные субсидии, льготные кредиты, упрощенный порядок создания фирм, гарантии от национализации, передовая инфраструктура и пр.).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |