Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы определения жизненного цикла изделия



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Методы определения жизненного цикла изделия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В условиях трансформации отечественной экономики, с усилением конкурентной борьбы на рынке первостепенным является совершенствование механизмов управления производственным предприятием. Одной из основных задач для стабильного функционирования современных предприятий является организация на них системы стратегического управления. Следует отметить, что вопросам организационно-экономических механизмов формирования и реализации стратегии на предприятиях придается недостаточно внимания. А ведь только реализуя стратегию развития предприятия, направленную на производство только конкурентоспособной продукции, можно рассчитывать на стабильный успех на рынке.

Теоретические разработки предусматривают следующую последовательность работ по решению задач стратегического управления: оценка внешней среды; формирование стратегии предприятия; разработка организационно-экономического механизма реализации стратегии; контроль и проектировка основных параметров решения стратегических задач.

Вместе с тем, практика реализации задач стратегического управления на предприятиях в условиях реформирования экономики выдвигает на первый план решения таких первостепенных задач, как оценка целесообразности выпуска изделий на основе анализа конкурентоспособности продукции. Причем этот анализ необходимо выполнять как при принятии решений о продолжении производства уже выпускаемой продукции, так и на стадии оценки стратегии разработки новых изделий.

Для решения задач разработки и освоения производства новых видов продукции необходимо привлечение средств. Источниками получения таких средств могут являться:

- привлечение долгосрочных кредитовых ресурсов для формирования разработки и освоения производства новых видов продукции;

- выделение средств из Государственного инновационного фонда;

- привлечение собственных средств.

Исходя из этого, риск при принятии стратегических решений о производстве новых видов изделий несоизмеримо высок в связи с большой долей отвлечения денежных средств. Это требует более тщательной проработки вопросов подготовки и принятия управленческих решений на уровне стратегического планирования. Одной из основных задач технико-экономического обоснования подготовки и принятия решений по организации разработки и освоения производства является моделирование жизненного цикла изделия, которое при правильной реализации обеспечивает прогнозирование уровня показателей этапов жизненного цикла изделия и позволяет оценить экономическую эффективность окупаемости вложенных затрат.

Успех деятельности предприятия зависит от правильности принятого решения по согласованию различных стадий жизненного цикла изделий. Учитывая тот факт, что ситуация на рынке меняется на каждой стадии жизненного цикла, необходимо, в свою очередь, проводить соответствующие изменения стратегии и тактики в процессе производства.

На рисунке 4.10 изображены две кривые, характеризующие временные этапы или периоды выполнения соответствующих функций на протяжении жизненного цикла изделий А и Б.

Жизненный цикл изделия включает два этапа: предпроизводственный и процесс производства и реализации продукции.

На первом (предпроизводственном) этапе ведутся научно-исследовательские работы (НИР) А(t0t1) и Б(t6t7) по созданию новой конкурентоспособной продукции (технологического процесса) для замены продукции, устаревшей или не пользующейся спросом. На этой стадии определяются результаты материализации НИР, масштабы распространения новой продукции (рынки и их емкость), направление работы на последующих этапах.

В этот же этап входят опытно-конструкторские работы (ОКР) А(t1t2) и Б(t7t8) с определенным объемом экспериментальных исследований, которые завершаются техническими проектами и составлением рабочей конструкторской документации.

Сюда же включена технологическая подготовка производства (ТПП) А(t2t3) и Б(t8t9), которая является продолжением конструкторской стадии. Ее цель - разработка методов изготовления спро­ектированной продукции. Качество технологической подготовки пре­допределяется минимизацией трудовых и материальных затрат на осуществление технологических процессов, изготовление и сборку изделия при рациональном использовании производственных фондов.

Первые две стадии могут быть объединены в комплексную ста­дию НИОКР (t0t3 и t6t9). Основная функция НИОКР – производство новой продукции в определенный период, объем которой позволит обеспечить необходимую чистую прибыль. В целом предпроизводственный этап - это этап зарождения идеи и разработки нового товара на рынке. Следует отметить, что генерирование тех­нической идеи в новом товаре не всегда завершается ее промыш­ленным производством. Отказ от дальнейшей разработки технического проекта еще на одной из предпроизводственных стадий может быть обусловлен:

- недостаточной емкостью рынка и низким спросом на новую продукцию из-за плохой рекламы;

- низким уровнем конкурентоспособности продукции вследст­вие научной и технологической отсталости;

- длительностью предпроизводственной стадии и преждевременным старением;

- высокими затратами на осуществление предпроектных стадий.

В отдельных случаях при резком увеличении затрат на предпроизводственной стадии не только сокращается длительность этой стадии, но и повышаются конкурентоспособность новой продукции, ее цена и объем производства еще на стадии внедрения. Поэтому данный этап оказывает значительное влияние на конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Минимизация затрат - одно из направлений предпроизводственной стадии, поскольку на этой стадии достаточно полно отражается структура потребления различных материальных ресурсов на единицу продукции. Так, в комплекс материальных затрат входит конструкторская составляющая, величина которой определяется на стадии проектной разработки и зависит от варианта конструкторского решения и технических характеристик изделия. От конструкторской составляющей, в свою очередь, зависит чистая масса изделия. Разница между чистой массой и расходом материала представляет собой величину отходов, которая обусловлена уровнем развития техники и технологии, т.е. технологической подготовкой производства.

Технологические отходы - это безвозвратные отходы, но они неизбежны. Главная задача технологической подготовки заклю­чается в минимизации этих потерь. Технологическая подготовка производства предусматривает также технологическую подготов­ку материала к производственному потреблению. Данные потери, которые чаще всего возникают в результате отклонения от техни­ческих условий, полностью не ликвидируются, но могут быть со­кращены путем повышения организационно-технического уров­ня производства.

Второй этап - процесс производства и реализации продукции - включает четыре стадии. На первой стадии - внедрение (t3t4 и t9t10)- продукция производится в небольшом объеме при резко возрастающих затратах на рекламу и сервис. В отдельных случаях затраты могут превышать оптовые цены промышленного пред­приятия. При отсутствии на рынке конкуренции, т.е. если про­дукция представлена единственным производителем, цена может быть искусственно завышена, т. е. монополизирована на какой-то промежуток времени, что позволяет обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль.

Вторая стадия - рост объема производства (t4t5 и t10t11)- харак­теризуется увеличением производства и реализации изготовлен­ной продукции. На этой стадии могут снижаться текущие издержки производства, что способствует падению цены, которая несколь­ко отстает от темпов снижения себестоимости. Такая экономи­ческая ситуация позволяет промышленному предприятию времен­но установить монополию на производство и сбыт. Но эта благо­приятная обстановка постепенно изменяется, так как другие про­изводители начинают серийный выпуск аналогичного изделия или его аналога.

На третьей стадии - зрелость (t5t6 и t11t12) - происходит стаби­лизация объема производства при дальнейшем снижении его тем­пов. В структуре текущих издержек производства постепенно уве­личиваются затраты, связанные с рекламой и поддержанием кон­курентоспособности продукции в соответствии с требованиями рынка, что позволяет определенное время поддерживать цены на одном уровне и замедлить их падение. В области реализации воз­никает проблема поиска новых рынков сбыта данного товара. В завершении этой стадии новое изделие должно быть подготовлено к производству, что позволяет избежать потерь от сокращения объема реализации изделия А и перейти к производству изделия Б, постепенно полностью заменяя устаревшее изделие А.

На данной стадии обеспечиваются максимальные объем реа­лизации и прибыль, поэтому производитель осуществляет организационно-технические мероприятия, связанные с разработкой новых направлений использования товара А и внедрением его на новых рынках, повышением его качества и улучшением внешнего оформления, расширением модификации средств.

Четвертая стадия - спад (t6t7; t12t13) - это стадия отмирания товара до момента полного его снятия с производства. На этой стадии происходит резкое сокращение объема производства и продажи изделия А. Постепенное снижение стоимости этой продук­ции объясняется тем, что в стоимость включается стоимость запас­ных частей к этому изделию. На данной стадии устаревшее изделие А и заменяющее его изделие Б производятся в период (t9 - t12).

Прогрессивность структуры производственной программы про­мышленного предприятия подтверждается высокой долей выпус­каемых изделий на первых двух стадиях второго этапа жизненно­го цикла. Если эта доля переходит на последние два этапа (зре­лость и спад), возникает необходимость в новых капитальных вло­жениях на выпуск продукции с целью обеспечения дальнейшего роста прибыли.

Объединение данных о производстве товаров-аналогов можно представить как процесс агрегирования жизненных циклов изделий. С учетом того, что эти данные характеризуют изделия одного назначения, процедура агрегирования носит гомогенный харак­тер.

На основе агрегирования жизненных циклов изделий можно определить их характеры, которые проявятся на разных стадиях, а также время появления изделий аналогичного назначения, основанных на новом техническом принципе (нововведение). Данная информация не априорна, а является результатом анализа дости­жений научно-технического прогресса (НТП) и индивидуальных жизненных циклов в динамике, что позволяет говорить о тенден­циях к абсолютному сокращению выпуска определенного изде­лия, а с учетом НТП - и поколения изделия.

С помощью агрегирования жизненных циклов можно не только формировать торговую политику промышленного предприя­тия и достоверно определять структуру выпускаемой продукции, но и устанавливать время замены устаревших изделий и начала производства новых.

Одним из основных показателей, используемых при формиро­вании торговой политики промышленного предприятия, являет­ся возрастная характеристика, т. е. средний возраст изделий, взве­шенных по доли стоимости каждого изделия соответствующего возраста

,

где Тi - соответствующая возрастная группа изделий;

аi - доля i-й возрастной группы изделий в общей стоимости валовой продукции;

k - количество возрастных групп.

Отдача, рассчитанная с учетом среднего возраста, - фактор не постоянный, а зависит как от величины, так и от стабильности инвестиций.

Для каждого промышленного предприятия определенный средний возраст изделия (Тср), обуславливающий соответствующие условия хозяйственной деятельности и нормативную величину чистого дохода, различен.

Между тем при увеличении среднего возраста изделия (Тср + Т) чистый доход сокращается, а при уменьшении (Тср - Т) – растет. На основе этой закономерности можно планировать инвестиции по годам планируемого периода и рекомендовать в определенный период к снятию с производства некоторых возрастных групп изделий.

Таким образом, агрегирование жизненного цикла позволяет производителю определить не только наиболее экономичный средний возраст, но и время снятия с производства устаревших изделий, а также время ввода нового изделия и продолжительность его производства. Наиболее выгодный период для промышленного предприятия тот, когда производимое изделие будет монополизировано, что обеспечит высокие темпы роста прибыли. Однако эта благоприятная экономическая ситуация может ухудшиться, если производство этого изделия получит широкое распространение на других промышленных предприятиях. Предприятие при разработке товарной политики должно стремиться в полной степени использовать преимущества той или иной стадии жизненного цикла изделия, на которой по-разному протекают реализация продукции и формирование дохода. Большую роль при этом играет служба маркетинга.

Так, на первой стадии второго этапа (внедрение) первостепенное значение имеют цена и дополнительные текущие расходы на стимулирование сбыта готовой продукции, если платежеспособность покупателей позволяет приобрести данный товар по высокой цене, то при появлении конкурентов требуется реклама товара для их удержания. При отсутствии конкуренции, т.е. монополизации цены, затраты на рекламу могут быть резко сокращены.

Цены и текущие расходы на рекламу могут возрасти вследствие плохой осведомленности покупателей о товаре. Поскольку рынок достаточно емкий, производитель несет дополнительные расходы на рекламу и прочие мероприятия, тем более, когда на рынке появляются конкуренты.

При пассивном маркетинге, т.е. при реализации товара по низкой цене и отсутствии затрат на рекламу из-за хорошей осведомленности покупателей (разновидность распродажи), опасность со стороны конкурентов практически отсутствует.

Вторая стадия жизненного цикла (рост объема производства) характеризуется увеличением объема реализации и ростом дохода предприятия. На этой стадии производитель должен внимательно и постоянно следить за конкурентоспособностью товара при завоевании новых рынков сбыта и особенно за рекламой товара.

На третьей стадии (зрелость) реализация продукции и доход достигают максимальных размеров. Для сохранения такой экономически выгодной ситуации производитель должен стремиться завоевать новых потребителей путем повышения эффективности использования товара: расширение потребительской полезности товара, гибкость цен, эффективная реклама и т.п.

Таким образом, результаты анализа жизненного цикла товара позволяют установить время внедрения более прогрессивных технологий для поддержания конкурентоспособности продукции, достаточно объективно оценить вероятность появления нового аналогичного товара с более высокими потребительскими характеристиками, определить время завоевания этой продукцией рынков сбыта, выхода на рынок с новой конкурентоспособной продукцией и перестроить производство во избежание потерь.

 

Вопросы к главе 4

 

1. Какие основные этапы расчета уровня конкурентоспособности изделия?

2. Какие службы предприятия участвуют в процессе подготовки и принятия управленческих решений по выпуску изделий?

3. Как определяется удельный вес показателя конкурентоспособности изделия?

4. Какова роль групповых показателей конкурентоспособности изделия?

5. Какое значение и необходимость выполнения расчетов по оценке безубыточности продукции?

6. Какие исходные данные необходимы для определения безубыточности производства изделия?

 

Литература к главе 4

 

1. Моисеев Г.В. Планирование деятельности предприятий в механизме реализации промышленной политики // Социально-экономические аспекты региональной промышленной политики: Сб. научн. тр. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1997. – С. 79-83.

2. Лепа Р.Н. Моделирование процессов управления маркетингом предприятия // Моделирование экономических процессов. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 1996. – С. 24-34.

3. Берсуцкий Я.Г., Лепа Н.Н., Гузь Н.Г. и др. Модели и алгоритмы принятия управленческих решений. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1998. – 307 с.

4. Лепа Н.Н., Солодов А.А. Определение оптимального объема выпуска продукции фирмы в условиях конкуренции и с учетом спроса // Экономика промышленности, 1997. – № 1. – С. 140-150.

5. Лепа Н.Н., Солодов А.А. Применение экономико-математических методов в маркетинге // Проблемы развития промышленного региона. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1998. – С. 248-256.



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Методы определения жизненного цикла изделия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы определения жизненного цикла изделия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)