Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Моделирование стратегических решений



2020-02-04 385 Обсуждений (0)
Моделирование стратегических решений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Моделирование поведения системы в гипотетических условиях, формируемых внешней средой, является необходимым инструментом выработки стратегических решений по управлению фирмой. Это могло бы упростить процесс стратегического планирования и придать реше­ниям большую надежность. При этом процесс принятия решений будет формализован [19].

Формализация должна быть адекватна, хорошо продумана и аргументирована. На практике это часто представляет большие трудности, так как гипотетическое представление реальных процессов не имеет универсального характера, что можно объяснить различием субъективной оценки действительности. Поэтому необхо­димо заблаговременно учесть по возможности все внутрен­ние и внешние факторы, являющиеся благоприятными условиями для нормального функционирования и разви­тия предприятия. Это обеспечит взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями фирмы, включая научные исследования и разработки, произ­водство и сбыт.

Наиболее общий случай формализации стратеги­ческих решений заключается в предположении, что имеется конечное число вариантов стратегии предприятия. При этом каждый вариант однозначно определяет некото­рый результат. В этом смысле предложено использовать критерии принятия решений, гибко приспосабливающиеся к различным ситуациям, исключающие при этом субъективный момент и основанные на объективных принципах таким образом, что процесс корректировки стратегии предприятия оказывается возможным на персо­нальном компьютере. Для этого необходимо осуществлять моделирование стратегии на точном количественном уровне с неизбежным использованием математической символики.

Основой стратегической концепции является выявле­ние перспектив развития сфер предполагаемой деятельно­сти фирмы, определение ее положения и конкуренто­способности. Результатом является выбор стратегии капиталовложений и роста фирмы. Целью фирмы должен стать выбор наиболее эффективных направлений вложения средств в повышение конкурентного статуса фирмы. Поэтому задачей руководства является, с одной стороны, усиление положительного воздействия внешних условий на деятельность фирмы, с другой - на совершенствование производственного профиля фирмы. Такая постановка вопроса предполагает изучение и оценку перемен в экономике и соответствующих изменений, вытекающих из специфики предприятия.

Исходя из того, что стратегическое планирование определяет главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важней­ших мероприятий, проведение которых приближает достижение поставленных целей, моделирование стратегии предприятия рассматривалось как комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в обозримом периоде.

Средством, позволяющим исследователю получить необходимую информацию, является имитационное моделирование, один из этапов которого - построение регрессионной модели.

Для этого была использована многофакторная корре­ляционная модель, построенная на основе отбора факторов, от которых зависит эффективность модели, используя при этом минимум исходной информации.

Линейная регрессионная функция классической модели для t-периода соответственно для t-го элемента будет иметь вид

 

Yt=b1х t1 ... + bkxtk + ... + bkxtk + Ut ,

 

где Yt - объясняемая переменная;

хt1, ..., xtk - независимые наблюдаемые переменные (объясняющие факторы); Ut - аддитивная переменная случайных возмущений;

b1, ..., btk - параметры.

В качестве объясняемой переменной для данного исследования был взят показатель уровня рентабельности в течение трех лет, дающий наиболееисчерпывающую характеристику эффективности работы предприятия (таблица 5.1).

Из множества объясняющих факторов были отобраны наиболее характерные для предпринимательских структур (таблица 4.5): х1 - материалоотдача, грн.; х2 - фондоемкость, коп.; х3 - производительность труда (среднегодовая выра­ботка продукции на 1 работника), тыс. грн.; х4 - удельный вес продукции высшей категории качества, %; х5 - продол­жительность оборота оборотных средств предприятия, дни; Y - уровень рентабельности предприятия.

Для построения зависимости уровня рентабельности предприятия от выбранных факторов использовался пакет прикладных программ Мicrosoft Ехсеl. В результате обработки статистических данных (таблицы 5.2, 5.3) получена следующая регрессионная статистика (таблица 5.4). Полученная таблица является результатом компьютерной обработки данных (согласно справочным данным Ехсеl), где: первая строка - коэффициенты, соответствующие каждой независимой переменной х; вторая строка - стандартные значения ошибок для этих коэффициентов; 0,84 - коэффициент детерминации; 1,21 - стандартная ошибка для оценки У; 6,38 - F-статистика; 6 - число степеней свободы; 46,67 - регрессионная сумма квадратов; 8,77 - остаточная сумма квадратов.

Полученному уравнению можно дать следующую интерпретацию: рентабельность предприятия увеличива­ется на 2,84 % при увеличении материалоотдачи на 1 грн., на 2,96 % - с ростом производительности труда; на 0,14 % - с увеличением удельного веса продукции высшей катего­рии качества на 1 %. Рост фондоемкости на 1 копейку и увеличение продолжительности оборота оборотных средств на 1 день понижает рентабельность предприятия соответ­ственно на 0,28 и 0,47 %.


Таблица 5.1 – Исходные данные факторных показателей (Xi)

для корреляционного анализа за три года

 

Месяц

х1

ср. х1

х2

ср. х2

х3

ср. х3
 

 

1995

1996

1997

   

1995

1996

1997

   

1995

1996

1997

   
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13
 

Январь

2,00

2,10

2,50

2,20

93,10

90,00

58,00

80,37

8,00

8,00

4,30

6,77
 

Февраль

3,00

1,60

1,80

2,13

88,00

89,00

53,00

76,67

7,30

7,90

4,00

6,40
 

Март

1,80

3,00

2,00

2,27

97,00

93,00

50,00

80,00

8,40

7,90

3,80

6,70
 

Апрель

2,60

1,20

2,00

1,93

83,20

84,00

49,00

72,07

7,90

7,40

3,30

6,20
 

Май

2,70

2,40

2,30

2,47

77,00

88,00

44,00

69,67

8,00

6,00

3,50

5,83
 

Июнь

3,20

2,80

2,70

2,90

89,30

81,00

57,00

75,77

7,90

5,30

4,00

5,73
 

Июль

3,10

3,00

3,12

3,07

94,40

83,00

63,00

80,13

9,90

5,50

4,70

6,70
 

Август

2,90

3,00

3,00

2,97

90,00

85,00

68,00

81,00

8,00

5,00

5,00

6,00
 

Сентябрь

1,80

2,10

2,50

2,13

88,00

79,00

53,00

73,33

7,30

4,80

4,30

5,47
 

Октябрь

2,30

1,20

1,80

1,77

80,00

60,00

51,00

63,67

6,90

4,00

4,00

4,97
 

Ноябрь

2,30

2,60

2,40

2,43

86,10

65,00

50,00

67,03

7,00

4,10

4,00

5,03
 

Декабрь

2,50

2,70

2,60

2,60

88,00

60,00

54,00

67,33

8,00

4,00

3,90

5,30

 

 

 

х4

ср. х4

х5

ср. х5

Месяц

1995

1996

1997

 

 

1995

1996

1997

 

 

1

14

15

16

17

18

19

20

21

Январь

25,00

42,00

43,00

36,67

25,00

20,00

25,50

23,50

Февраль

20,00

40,00

37,00

32,33

34,00

20,00

26,00

26,67

Март

15,00

41,00

30,00

28,67

28,00

18,00

28,00

24,67

Апрель

23,00

41,00

31,00

31,67

36,50

28,00

30,00

31,50

Май

14,00

30,00

31,00

25,00

22,00

26,00

28,00

25,33

Июнь

20,00

32,00

33,00

28,33

26,00

23,00

20,00

23,00

Июль

14,00

30,00

30,00

24,67

22,00

20,00

22,00

21,33

Август

18,00

31,00

35,00

28,00

25,00

20,00

18,00

21,00

Сентябрь

15,00

29,00

41,00

28,33

20,00

20,00

21,00

20,33

Октябрь

20,00

40,00

40,00

33,33

20,00

26,00

28,00

24,67

Ноябрь

20,00

37,00

39,00

32,00

25,00

22,50

24,00

23,83

Декабрь

15,00

39,00

33,00

29,00

30,00

24,00

26,00

26,67

                                             

 

Уравнение связи имеет вид

 

Y = 24,22 + 2,84х1 - 0,28х2 + 2,96х3 + 0,14х4 - 0,47х5.

 


Таблица 5.2 – Результативный показатель (У) уровня рентабельности

    предприятия в течение трех лет

Месяц 1995 1996 1997 Уср.
Январь 24,70 23 19,4 22,37
Февраль 22,5 23 11 18,83
Март 23,8 23 13,2 20,00
Апрель 21 19 14 18,00
Май 27 24 15,4 22,13
Июнь 32,4 26 11 23,13
Июль 35 28 11 24,67
Август 33 23 10 22,00
Сентябрь 30 24 9 21,00
Октябрь 24 23 7 18,00
Ноябрь 27 22,8 7,3 19,03
Декабрь 23,8 23 8 18,27

 

Данная модель адекватна, поскольку экспери­ментальное значение F - критерия выше табличного:

 

Fтабл. = 6,38     Fa = 4,39 для а - 0,05

 

Используя полученное уравнение связи, можно построить прогноз рентабельности предприятия, на основе чего будет сформирована стратегия.

 

Таблица 5.3 – Матрица исходных данных для корреляционного анализа

Y х1 х2 х3

х4

х5
1 2 3 4

5

6
22,37 2,20 80,37 6,77

36,67

23,50
18,83 2,13 76,67 6,40

28,40

26,67
20,00 2,27 80,00 6,70

29,66

24,67
18,00 1,93 72,07 6,20 26,73

31,50

22,13 2,47 69,67 5,83

25,99

25,33
23,13 2,90 75,77 5,73

28,13

23,00
24,67 3,07 80,13 6,70

29,97

21,33
22,00 2,97 81,00 6,00

29,99

21,00
21,00 2,13 73,33 5,47

26,98

20,33
18,00 1,77 63,67 4,97

23,47

24,67
19,03 2,43 67,03 5,03

44,83

23,83
18,27 2,60 67,33 5,30

25,08

26,67
             

 


Таблица 5.4 – Результаты расчета уравнения связи

-0,47 0,14 2,96 -0,28 2,84 24,22
0,19 0,84 6,38 46,67 0,22 1,21 6,00 8,77 1,73 #Н/Д #Н/Д #Н/Д 0,20 #Н/Д #Н/Д #Н/Д 1,15 #Н/Д #Н/Д #Н/Д 9,39 #Н/Д #Н/Д #Н/Д

 

Тем не менее, сформированная стратегия не будет считаться оптимальной, пока не учтены случайные возмущения Ut, выражающие воздействия внешних условий на деятельность фирмы.

Критерием оптимальности может служить снижение потерь предприятия в условиях нестабильной внешней среды, что может быть выявлено путем учета и измерения риска при формировании стратегии.

 



2020-02-04 385 Обсуждений (0)
Моделирование стратегических решений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Моделирование стратегических решений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)