Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления применения экономико-



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Основные направления применения экономико- 0.00 из 5.00 0 оценок




  математических методов в задачах стратегического

  управления

Как было показано ранее, на уровне стратегического управления решаются задачи, определяющие дальнейшее развития предприятия в сложившейся экономической обстановке; разработанные методы их решения предназначены для предприятий, стабильно работающих в рыночной экономике. Для предприятий, которые длительное время работали в плановой экономике, при переходе к рыночным условиям необходимо решение следующих стратегических задач, предопределяющих нормальное вхождение предприятий в рынок:

- определение необходимости производства выпускаемой продукции с учетом ее потребности на рынке;

- определение стратегических направлений разработки и выпуска новых изделий, конкурентоспособных на рынке.

Неспособность руководства предприятия и его экономических подразделений своевременно реагировать на изменения рыночной обстановки вызвана или нежеланием решать возникающие проблемы (сохранение привязанности к системам и методам руководства в период плановой экономики) или их неквалифицированностью. Тем более, как показывает анализ, большинство предприятий до сих пор работает на производство, не реагируя на ситуацию на рынке. Отсюда и такая затоваренность продукции на складах предприятий.

Самым главным для большинства предприятий сегодня является вовсе не забота о снижении издержек производства и цен на свою продукцию с тем, чтобы дать потребителю товар прежнего качества, но подешевле, а способность предприятия дать потребителю на рынке товар более высокого качества или обладающий новыми свойствами, и при том за такую же цену и при таких же издержках производства.

Современное производство, чтобы активно участвовать на рынке, должно обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий. Жизненный цикл продукции сегодня стал как никогда коротким, разнообразие ассортимента изделий – выше, а серийность продукции, объем партий разового выпуска – больше. Поэтому производство, направленное на выпуск массовой, стандартизированной продукции, ориентированной лишь на строгое соответствие стандартам, сертификатам, техническим условиям, не способное постоянно приспосабливаться к запросам реальных, часто небольших групп потребителей, сегодня обречено на банкротство. При этом технология производства усложнилась настолько, что для решения этой проблемы требуются совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

Следует также отметить, что требования к качеству продукции не просто возросли, а совершенно изменили характер. Сегодня мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о представлении в высшей степени индивидуальным в своих запросах потребителям дополнительных фирменных услуг.

Рассмотренные параметры требуют принципиально новых подходов к управлению и организации производства, которые позволили бы успешно решать, казалось бы, взаимоисключающие стратегические задачи: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент выпускаемой продукции в соответствии с запросами потребителей, оперативно внедрять новую технику и технологии, повышать качество изделий при постоянном снижении издержек производства.

Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике на промышленных предприятиях в рамках основной задачи стратегического управления должны быть выполнены работы по обоснованию выпуска продукции, отвечающие запросам потребителей. Исследовать рынок на предмет оценки возможностей сбыта той или иной продукции, выпускаемой предприятием, спрогнозировать динамику ее потребления, выявить и оценить конкурентов по данной продукции и на этой основе принять правильное решение о целесообразности выпуска данной продукции.

Еще одним важным моментом при решении задач стратегического управления является проблема снятия с производства отдельных изделий. Так как пополнение ассортимента – занятие более приятное, нежели снятие изделий с производства, то, как следствие, на многих предприятиях продолжают выпускать трудно сбываемую или убыточную продукцию. Как снятие с производства продукции, так и включение новых изделий требуют оценки конкурентоспособности на рынке и глубокого технико-экономического обоснования.

Объективное определение положения предприятия относительно конкурентов, определение его конкурентных преимуществ и выявление путей улучшения продукции обеспечивают повышение рентабельности предприятия в условиях расширения рыночных отношений, глубокого кризиса экономики и нестабильности функционирования объектов хозяйствования.

Следует отметить, что до настоящего времени не разработано общепринятого понятия конкурентоспособности, а также системы единых показателей и методов ее оценки. В одних работах подчеркивается, что количественному анализу поддаются только некоторые критерии оценки конкурентоспособности: цены, издержки, прибыль, технические характеристики [11; 12; 13]. Другие отмечают, что попытки ввода интегрального показателя уровня конкурентоспособности продукции наталкиваются на значительные трудности даже формального характера. Прежде всего значительное количество факторов социально-политического и эстетического характера, оказывающих существенное, а нередко и решающее влияние на конкурентоспособность продукции, в большинстве случаев не может быть сведено к единству и формализовано [14].

В сложившихся условиях рыночной экономики Украины анализ конкурентоспособности продукции становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции выигрывает тот, кто более точно оценивает ситуацию на основе проведенных анализов.

Переход к рынку предполагает отказ от централизованного экономического планирования и взятие на вооружение индикативных подходов, при которых главным является мониторинг экономических ситуаций (отслеживание системы состояния рынков), ее анализ, прогнозирование. Эту задачу трудно осуществить без соответствующих экономико-математических моделей и методов, современных вычислительных и телекоммуникационных комплектов, надежной и оперативной информации. Появление нового поколения моделей, реализующих стендовую идеологию, является необходимым процессом для решения современных задач управления. В них сочетаются математический и имитационный подходы со структурно-логическим подходом, в котором связи между входными и выходными значениями модели определяются посредством заложенных в компьютерных программах правил. Иными словами, все или часть связей, осуществляемых в имитационном подходе посредством эксперта, здесь реализуются математическими средствами, основанными, в том числе, на методах искусственного интеллекта.

Именно такой подход решения задач стратегического управления необходим к построению системы обоснования возможностей удовлетворения рынка выпускаемой продукции. Для принятия управленческих решений по заключению договоров на поставку той или иной продукции служба маркетинга должна выполнить расчеты по оценке возможностей выпуска необходимой продукции. Сложившаяся на предприятиях ситуация, когда в наличии оказалось незагруженным производственное оборудование, когда увеличилась оплата за теплоэнергетические ресурсы в несколько раз, требует при составлении планов рационального сочетания требований рынка и сбалансированности производственных возможностей при получении определенных, даже минимальных, финансовых результатов. Чем полнее при разработке плана учтены возможности и потребности производства и рынка, тем в большей мере обеспечиваются условия ритмичной и экономически эффективной работы предприятия. Поэтому подготовка информации для принятия управленческих решений на уровне оценки стратегического развития предприятия требует проведения трудоемких многовариантных расчетов.

Основной задачей в этих расчетах является формирование оптимальных планов выпуска продукции на календарный период. Для всестороннего анализа плана целесообразно рассчитывать ряд оптимальных вариантов при различных критериях оптимальности и при разных ограничениях, и особенно с учетом различных факторов динамики рынка. Качественный анализ позволит отобрать те варианты, которые в наибольшей степени отвечают экономической сущности развития производства на данном отрезке времени.

Наиболее существенными являются оптимальные расчеты планов производства по следующим критериям:

- максимум использования имеющихся ресурсов;

- максимум загрузки оборудования;

- максимум прибыли.

К каждому варианту плана осуществляется расчет основных технико-экономических показателей: себестоимость, прибыль, заработная плата и др., а также выполняются расчеты по определению резервов и дефицита основных видов производственного оборудования.

Полученная информация о производственных возможностях предприятия на календарный период времени является исходными данными для подготовки и принятия решения о выпуске изделий на уровне руководства предприятия.

Успех деятельности предприятия зависит от правильности принятого решения по согласованию различных стадий жизненного цикла изделий. Учитывая тот факт, что ситуация на рынке меняется на каждой стадии жизненного цикла, необходимо, в свою очередь, проводить соответствующие изменения стратегии и тактики в производстве.

Жизненный цикл товара подразделяется на несколько этапов (рисунок 3.4), каждый из которых отражает влияние рыночных факторов на разработку или объемы производства изделия:

- исследование и разработка нового изделия, производство опытных образцов, изучение спроса и потребительских требований к изделию;

- организация промышленного производства изделия и его сбыт на рынке;

- устойчивое производство и постоянный спрос на изделие на рынке;

- снижение спроса, сокращение производства.

 


объем

реализации

 

 


                                                                                                   время

исследование внедрение устойчивый снижение

и разработка на рынок спрос          спроса

изделия

 

Рисунок 3.4 – Модель жизненного цикла изделия

 

Цель модели жизненного цикла - правильно определить стратегию предприятия для производства каждого вида изделия с учетом поведения его на рынке. Особенно важно спрогнозировать величину стабильного спроса на рынке, что позволит оценить компенсацию затрат на исследование и разработку нового товара и определить величину прибыли. Это требует разработки экономико-математических моделей, учитывающих как характеристики этапов жизненного цикла, так и факторы динамики рыночного спроса, тем более, что в настоящее время одной из существующих проблем, принципиально сказывающихся на состоянии производителя в нынешних условиях конкуренции - это существенное сокращение наиболее прибыльного этапа жизненного цикла - этапа стабильного производства и спроса на рынке. Если раньше длительность этапа стабильности спроса определялась от 1 до 3 лет, то в настоящее время она сократилась до 1 года. Поэтому стратегические решения по выпуску той или иной продукции должны приниматься на основе прогнозных данных длительности этапов жизненного цикла.

Таким образом, для принятия решений на уровне стратегического развития предприятия в условиях перехода к рыночной экономике необходимо провести анализ возможностей производства конкретного предприятия с учетом потребностей рынка, учетом влияния колебаний его факторов. Это требует решения первоочередных задач:

- анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции;

- оценка целесообразности выпуска изделий;

- оценка жизненного цикла новых изделий;

- оптимизация плановых возможностей производства изделий с учетом рационального использования ресурсов предприятия и с учетом динамики рынка.

Вопросы к главе 3

 

1. В чем заключаются основные принципы построения экономико-математических моделей?

2. Что понимается под моделью объекта управления?

3. Какие основные условия построения экономико-математических моделей?

4. Какие особенности моделирования задач планирования на предприятии?

5. Какие основные этапы процесса экономико-математического моделирования?

6. В чем состоят особенности выбора задач стратегического управления в переходный период?

7. Какие первоочередные задачи стратегического управления в условиях перехода предприятий к рынку?

 

Литература к главе 3

 

1. Зуховицкий С.И., Радчик Н.А. Математические методы сетевого планирования. – М.: Наука, 1965. – 296 с.

2. Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использова­ния ресурсов. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 347 с.

3. Медницкий В.Г. Об оптимальности агрегирования в блочной за­даче линейного программирования // Математические методы решения экономических задач. – М., 1972. – С. 3-17.

4. Науменко В.И., Панасюк Б.Я. Впровадження методів прогнозування і планування в умовах ринкової економіки. – К.: Глобус, 1995. – 198 с.

5. Шкурба В.В., Подчасова Т.П., Пшичук Д.П. и др. Задачи календарного планирования и методы их решения. – Киев: На­ук. думка, 1966. – 155 с.

6. Щербаков В.И. Новый подход к управлению: Крупные объединения. – М.: Экономика, 1990. – 351 с.

7. Бигель Дж. Управление производством. Количественный подход. – М.: Мир, 1973. – 304 с.

8. Автоматизированные рабочие места в управлении производством/ Берсуцкий Я.Г., Жорняк Т.С., Лепа Н.Н. и др. – К.: Наук. думка, 1994. – 240 с.

9. Хижняк В.И. Совершенствование методологии экономико-математического моделирования производства в условиях рыночной экономики. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1998. – 28 с.

10. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики: Учеб. для студентов экономических ВУЗов. – М.: Экономика, 1988. – 487 с.

13. Брыскин В.В. Математические модели маркетинга. – М.: Наука, 1992. – 175 с.

14. Лавров С.Н., Злобин С.Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. – М.: Внешторгиздат, 1990. – 210 с.

15. Тихонов Р.В. Конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 234 с.

16. Забродский В.А., Кузин Н.А., Янов Л.И. Современные методы организации и управления промышленным производством. - Харьков: АО "Бизнес-информ", 1997. – 64 с.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Основные направления применения экономико- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления применения экономико-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)