Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений.



2020-02-04 467 Обсуждений (0)
Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Этика – одна из наиболее древних наук философии, изучающая мораль, ее бытие, развитие и ее роль в обществе.

Категории этики – основные, родовые понятия этики как науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. (добро, зло, благо, мораль, нравственность, нравы)

Профессиональная этика – система профессиональных моральных норм.

Сущность проф. этики заключается в том, что это целостная система, которая в рамках профессии «СР» изучает взаимодействия людей и дает рекомендации для лучшей, качественной коммуникации соцработника с объектами и другими субъектами профессиональной деятельности.

Этика СР – учение профессиональной морали специалистов в области СР, включающей в себя систему идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения. Идей о должностном, требований к личности специалиста.

2. Функции эср : оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;

регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;

организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;

мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников между собой и клиентами на основах морали и нравственности;

воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента, и социального окружения клиента;

коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;

оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;

рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;

превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;

разрешения противоречий — способствует устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;

информационная — приобщаяет социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;

социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Цели и задачи эср: Цель – изучение морали профессиональной социальной работы в ее развитии и ее научное обоснование.

Задачи: изучение ее генезиса, эволюции, сущности и специфики; выявление и обоснование ее места и роли в социальной работе и жизнедеятельности общества; анализ структуры нравственного сознания проф группы и личности соц работника; анализ механизмов этического и морального регулирования проф деятельности, критериев нравственного прогресса или регресса и т.д.

Характеристика категорий этики и эср: Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг.

Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений.

Античная этика.

История античной этики делится на два этапа.

Первый этап - от «Илиады» Гомера (IX-VIII вв. до н.э.) до учения софистов: чему следовать и чего избегать. Изречения Семи мудрецов (VII-VI вв. до н.э.).

Героический и дидактический эпос Гомера и Гесиода, практическая мудрость Семи мудрецов отражали особенности морали древних греков:

1) Естественное понимание ими смысла человеческой жизни, жизнерадостное восприятие мира. Восприятие земной жизни, как единственно подлинной жизни: «Всем смертным ныне я хочу

подать совет: Живя, познайте радость, ибо тот, кто мертв, - Лишь тень в подземном мраке, он теперь - ничто, Живущим надо жизнью насладиться здесь». («Греческая эпиграмма». М., 1960)

2) Вторая особенность греческой морали - стремление древнего грека быть полезным обществу.

3) Рационализм морали древних греков: «Познай самого себя».

Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становится учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» Протагор (490-420 гг. до н.э.)

Аристотель (Стагирит), живший в 384-322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке «этика» и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика».

Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические - добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели - добродетели характера или чувства, например, мудрость, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему: Добродетель - это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.

Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин - среда или окружение; обучение; самовоспитание.

Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть - этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.

Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости:

1. справедливость как высшая социальная добродетель;

2. справедливость как мера требований и воздаяний.

Виды справедливости:

1. Уравнивающая справедливость: равным - за равное и поровну.

2. Распределяющая справедливость - неравным - за неравное не поровну.

Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни:

1. Добро, зло, благо.

2. Справедливость.

3. Долг и ответственность.

4. Честь и достоинство.

5. Стыд и совесть.

6. Счастье и смысл жизни.

Этика Средних веков

Этика средневековья представляется, на первый взгляд, полной противоположностью античной этики. Однако, при характеристике учений Августина Блаженного, Ф. Аквинского, М. Экхарта обнаруживается противоречивость и определенная пестрота мнений по тем или иным этико-теологическим проблемам. Это, конечно, не отменяет главной установки средневековой этической мысли на понимание морали как обусловленного «свыше» феномена, но, вместе с тем, позволяет учитывать его сложность и неоднозначность.

История этической мысли средневековья включает три периода:

1. Ранее средневековье - период патристики. Период творений Святых отцов церкви. Творения «отцов церкви» выявили различия между античным и средневековым типами этического сознания, примером может служить учение Августина Блаженного. «Исповедь» Августина интересна еще и тем, что отражает индивидуальный путь мыслителя к христианским добродетелям через преодоление своей греховности и гордыни.

2. Период схоластики. Схоластика в общем виде есть «искусство доказательства» чего-либо, искусство опровержения. Само понятие «схоластика» со временем приобретает негативный оттенок. Фома Аквинский и его последователи назывались томистами. Ф. Аквинский формулирует свое учение на основе философского наследия Аристотеля. Он также понимал этику как науку о добродетелях, ведущих к благу. Но к тем двум классам добродетелей, о которых писал Аристотель, Фома Аквинский добавляет еще один класс - богословские добродетели: всего этих добродетелей три: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.

3. Позднее средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения», двадцать восемь идейных положений которого были объявлены (в папской булле 1329 года) еретическими. Он говорит о том, что человек богоподобен, следовательно, он должен стремиться к совершенству и не должен грешить. Сильны мистические мотивы и попытки отстоять нравственную суверенность человека.

Этика Возрождения

В эпоху Возрождения гуманизм, рационализм, натурализм выступают в качестве главных ориентиров, предопределяя этическую рефлексию Нового времени, связанную с идеей суверенности личности. Яркий представитель - Джордано Бруно. Этические трактаты: «Изгнание торжествующего зверя»; «О героическом энтузиазме». Последний из названных - повествование о героизме человека в любви.

Этика Нового времени

Новое время - это эпоха научных, технических, социальных революций. Этика и философия также изменяются. Человек как нравственный полноценный субъект находится в центре внимания философов Нового времени, озабоченных проблемой согласования индивидуального бытия со всеобщим характером моральных предписаний. Немецкая классическая философия оказалась особенно благоприятной «почвой» для обновления этической теории. Две главные персоны этого периода, изменившие представления о предметной области этики, - И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Более

того, можно сказать, что вся последующая этическая рефлексия (прямо или косвенно) определялась воздействием этих великих мыслителей.

Этика новейшего времени (XX век)

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось.

Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть гуманистическая наука об искусстве жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает. Гуманистическая этика основывается на принципе самоопределения человека, а не на трансцендентном авторитете. «Благо» - это то, что хорошо для человека, а «зло» - это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки - благополучие человека. Гуманистическая этика - это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке».

Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как «прикладной» и «теоретический». Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»).

Таким образом, рассмотрев основные этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».

4. Профессионально-этическая система социальной работы представляет собой систему элементов, посредством которых осуществляется регулирование профессиональной деятельности социальных работников.

главная цель профессионально-этической системы социальной работы может быть представлена как обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности.

Ее главная задача — нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие па сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей, обобщение их этического опыта.

Принципы — одна из форм этического сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. В отличие от нормы, которая предписывает совершение конкретных поступков и действий, моральный принцип в наиболее общей форме раскрывает содержание целостной моральной системы, задает общий вектор становления человека как общественного существа, личности. Этические принципы — это фактически основополагающие идеи профессионально-этической системы социальной работы. Они выражают выработанные в общественном и профессиональном моральном сознании требования, касающиеся нравственной

сущности личности, ее миссии, смысла ее жизни и деятельности, характера отношений с людьми, смысла и сущности социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности.

В социальной работе этические принципы задают специалисту общее направление деятельности, детерминируют уровень его моральности и могут служить основанием для формулирования норм поведения, отношений и действий, носящих по отношению к принципам более частный характер. Общий характер этического принципа делает возможным его использование как элемента системы регуляции процесса выбора поступков в самых различных ситуациях, конкретизируя его до уровня нормы или правила.

5. Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании:

- центральным в социальной работе является признание ценности и достоинства каждого человека независимо от происхождения, положения, пола, сексуальной ориентации, возраста, веры и вклада в общественное развитие. Профессия связана с поощрением облегчением процесса самореализации индивида в соответствии с интересами других членов общества;

- социальная работа направлена на улучшение жизни людей, связана с фасилитацией (созданием комфортных условий для клиента) и предупреждением трудностей и страданий. Социальные работники, следовательно, ответственны за помощь индивидам, семьям, группам и общинам, участвуют в социальном планировании. Социальная работа имеет разработанные методы практики, которые основываются на постоянно растущем комплексе знаний и опыта;

- социальный работник обязан выполнять свои задачи честно и умело. Он признает профессиональные обязанности не только для того, чтобы улучшить свои знания и навыки, но и для развития профессионального знания в целом. Это предполагает постоянную переоценку метода и образа действий в контексте меняющихся потребностей, а также сотрудничество тех, от кого зависит благополучие клиента; [6, с. 34]

- социальный работник имеет право и обязанность привлечь внимание властей и широкой общественности к деятельности правительства, общества или агентств, создавая и усиливая трудности и страдания или противодействуя их облегчению. Социальные работники зачастую находятся между властными структурами и безвластными просителями услуг. Социальные работники считаются с теми, под чьим началом они работают, и отвечают за эффективную работу своей организации.

Принимая положение о принципах, включающее первейшие обязанности социального работника, каждый член профессионального объединения соблюдает следующие правила:

- способствовать формулированию и применению мер социальной политики, обеспечивающей благополучие человека, и не допускать применения своих знаний, навыков и опыта в негуманных целях;

- уважать личность своего клиента и гарантировать защиту его достоинства и прав независимо от происхождения, положения, пола, возраста и вклада в общественное развитие;

- способствовать расширению возможностей клиента и развитию его способности самостоятельно принимать решения;

- не отвергать своего клиента, даже если приходится защищать от него других, или признать свою неспособность помочь ему;

- признавать приоритет профессиональной ответственности перед личными интересами;

- знать, что продолжение профессионального образования является основой практики социальной работы, и чувствовать собственную ответственность за уровень предоставляемых услуг;

- сотрудничать с другими в интересах своих клиентов;

- в случае публичного заявления или участия в общественной деятельности разъяснять, действует он от имени организации или от себя лично;

- понимать, что информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Уважать личную жизнь клиентов и конфиденциальную информацию о них; [4, с. 138]

- создавать и поддерживать в службах социальной работы условия, которые позволяют социальным работникам выполнять предписания этого кодекса.

Независимо от того, признаем мы это или нет, каждый из нас имеет собственные ценности и убеждения, влияющие на наши действия и решения, определяющие цвета, в которых мы видим окружающий мир. Это проникает и в нашу профессиональную деятельность, ведь невозможно делать что-то в ценностном вакууме. Очень важно отдавать себе отчет в том, какую роль ценности и убеждения могут играть в нашем мышлении, аттитюдах и поведении. Вот почему все организации и ассоциации социальных работников разрабатывают и ориентируются на список ценностных ориентаций или этический кодекс, служащий руководством для практиков.

Десять заповедей из этического кодекса Ассоциации социальных работников США

1. Люди имеют право на услуги и возможности улучшить качество жизни.

2. Безопасность клиентов является первым условием.

3. В целом люди делают лучшее, что они могут, и не направлены на причинение вреда.

Однако нередко они все же наносят вред друг другу в попытке справиться с ситуацией, когда у них недостаточно знаний или умений. Следовательно, обучение необходимым навыкам необходимо для снижения риска возникновения конфликтных ситуаций между людьми.

4. Сложные ситуации могут дать шанс для изменений.

Когда люди страдают в трудных ситуациях, чаще всего они становятся более открытыми к новому, если осознают, что прежние реакции, поведение, действия причиняют им боль. Сложные времена можно рассматривать как возможность привлечения людей к обучению новым альтернативным формам деятельности в трудных условиях, которые могут привести к положительным результатам.

5. Неподходящие действия могут причинить вред.[3, с. 206]

Многие из нас, социальных работников, хотели бы думать, что помогают клиентам. Очевидно, что мы не будем целенаправленно выбирать те действия, которые являются скорее вредными, нежели полезными в той или иной ситуации, поэтому едва ли не самым важным является предусмотрительность, осторожность, постоянный анализ и оценка предложенных вариантов. Важнейшим требованием является вовлечение самого клиента в процесс обслуживания и оценивания с целью получить более обстоятельную картину улучшений или потерь в результате выбранной стратегии.

6. Наиболее полезным является применение пробного, экспериментального подхода в работе с клиентами.

Это подразумевает признание следующего тезиса: то, что работает в одном случае, не обязательно работает всегда. Если мы (социальный работник и клиент) будем рассматривать предпринятые нами попытки изменить что-то в ситуации как эксперимент, мы не будем особенно расстраиваться в случае неудачи.

Нам также некого будет стыдить за отсутствие видимых перемен в пробной ситуации. В случае научного эксперимента отрицательный результат, не подтвердивший наши ожидания, дает дополнительную информацию, которую возможно применить в будущем.

В контексте этого убеждения содержится также желание и способность социальных работников применять разные варианты решения к одной ситуации; вариативность подходов, в свою очередь, требует от профессионала владения целым рядом методов и множеством техник.

7. Вы не можете говорить о клиентах, что они безнадежны.[3 ,с .206]

Многие опытные социальные работники могли бы перечислить определенные индикаторы, по которым они предполагают, что тот или иной случай с клиентом будет успешным. Из моего личного опыта я могла бы привести несколько примеров, когда я начинала работать с клиентом, думающим о себе самом как не имеющем никакой надежды найти свой путь на этой земле. Однако вскоре происходили первые позитивные изменения, а затем я становилась свидетельницей невероятного прогресса! Я уверена, что предугадать отсутствие изменений невозможно, поэтому по поводу перспектив каждого нового клиента нужно быть настроенным как можно более оптимистично, невзирая ни на какую ужасную информацию о них. К тому же, этот позитивный настрой передается и клиенту, в свою очередь, помогая ему приобрести надежды.

8. Клиенты - это наши коллеги/партнеры, они требуют уважения и конфиденциальности.

Сравнение

 На сегодняшний день процесс смены ценностных приоритетов в стране затронул и социальную работу как общественный институт. Приоритет материальных видов помощи уступает место принципу комплексности как сочетанию психолого-педагогической, медико-социальной, социально-экономической помощи. Провозглашается принцип клиентоцентризма как гуманистическое основание социальной работы. Меняются критерии оценки степени необходимости социальной поддержки. Доминирующим становится адресный подход, определяющий конкретизацию социальной помощи по отношению к каждому клиенту, заменивший уравнительные материальные выплаты по признаку принадлежности к определенной социальной группе.

Такой подход базируется на этической основе, закрепленной в нормативно-правовых актах. Рассмотрим некоторые из них [16, 178].

«Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»

Международная декларация в области этики социальной работы «Этика социальной работы: принципы и стандарты» была принят на общем собрании Международной Федерации социальных работников в октябре 1994 г. (Осло, Норвегия). Этот документ решает задачу постановки этических проблем среди ассоциаций-членов международной федерации и социальных работников этих стран. Здесь представлены основные этические принципы социальной работы, рекомендации поведения социального работника с клиентами, коллегами, представителями других сфер. Декларация постоянно дорабатывается и подвергается изменению.

Она состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».

Первая из них преследует ряд целей:

_ сформулировать систему основных принципов социальной работы, которую возможно адаптировать к культурным и социальным обстоятельствам;

_ идентифицировать сферы возникновения проблем в практике социальной работы;

_ служить руководством в выборе методов решения этических проблем.

В «Декларации» обоснованы следующие этические принципы:

- уникальность клиента;

- право личности на самореализацию и обязанность вносить вклад в благосостояние общества;

- удовлетворение основных человеческих потребностей;

- социальная справедливость;

- антидискриминация;

- уважение прав и свобод клиента;

- личная неприкосновенность,

- конфиденциальность и ответственное использование информации;

- информированность и активность клиента в процессе решения проблем;

- этическая оправданность действий;

- непримиримость к различным формам угнетения людей.

Среди этически проблемных областей в «Декларации» названы:

- проблемы связанные с необходимостью действовать в ситуации противоречивости интересов двух сторон (самого специалиста и клиента, отдельного клиента и групп людей и др.);

- проблемы, связанные с необходимостью сочетать в практической деятельности позиции контролера и помощника;

- проблемы, связанные с обязанностью защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально.

Вторая часть рассматриваемого документа - «Международные этические стандарты социальных работников» - включает в себя перечень норм поведения социального работника в отношении клиента, агентов и организаций (внешних по отношению к учреждению, в котором работает специалист); коллег; профессии в целом [16, 36].

Социальный работник несет основную ответственность по отношению к клиентам, поэтому он обязан:

- поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации;

- признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов;

- помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании собственного потенциала при уважении прав других людей.

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями включают в себя следующие требования:

- сотрудничать только с теми партнерами, которые действуют в соответствии с этическими принципами Международной федерации социальных работников;

- ответственно реализовать в собственной деятельности цели и задачи организации; через нее способствовать желательным изменениям в социальной политике и практике социальной работы;

- обеспечивать «прозрачность» деятельности организации; использовать все возможности для прекращения любых форм неэтичных действий в рамках агентства или организации [16, 39].

В отношении коллег социальный работник должен стремиться к любому сотрудничеству, повышающему его профессионализм и компетентность; признавать различия во мнениях между коллегами; использовать и создавать возможности для обмена опытом, знаниями, идеями; защищать коллег, если с ними обходятся несправедливо.

Стандарты поведения социального работника по отношению к профессии заключаются в необходимости сохранять ценности социальной работы, придерживаться высоких профессиональных стандартов, защищать профессию от неконструктивной критики и конструктивно критиковать существующую практику, содействовать ее развитию.

«Профессионально-этическоий кодекс социального работника России» был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года [16, 41].

Содержание Кодекса представлено в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, нормы взаимоотношений с клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, обществом.

Первый раздел документа «Поведение и облик социального работника» содержит несколько принципов, в соответствии с которыми социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как личный долг, быть честным и беспристрастным, соблюдать международные нормы по отношению к научным исследованиям.

7. Основные положения ЭК СР в РФ

1) поведение и внешний вид социального работника

2) этические обязательства ср по отношению к клиентам

3) этические нормы ср по отношению к коллегам

4) этические обязательства ср по отношению к руководителю и руководящей организации

5) этические обязательства ср перед профессией

6) этические обязательства ср перед обществом

Во-первых, современное человечество признает в качестве высшей базовой ценности человека вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и другими. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты является главным условием и основным механизмом, который помогает осуществить остальные права - на труд, на отдых, на образование, охрану здоровья, на развитие, самореализацию и счастье и т.д.. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты - право на жизнь, достойную человека, а не просто формальное физическое существование или прозябание.

Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи получают данные об основных ее направлениях и целях, внешних проявлениях и содержании, о мотивации деятельности представителей разных слоев общества, о тех моральных нормах и принципах, которыми первоначально стихийно, инстинктивно руководствовались люди, оказывая друг другу посильную помощь, об основных формах помощи и взаимопомощи, которые с течением времени становились традициями, бережно хранимыми народом и передаваемыми из поколения в поколение. Уважение к традициям, учет позитивного опыта поколений делает социальную работу богаче, позволяет избегать ошибок и видеть социальную работу как имманентную, сущностную составляющую деятельности общества и государства.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение духовности и нравственности современного российского общества вследствие коренного изменения условий жизнедеятельности, национальный характер - это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, начиная еще с первых дошедших до нас свидетельств восточных путешественников и торговых людей, и до сегодняшнего дня, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, всегда готовый к состраданию, незлобивый, готовый любого человека, не проявляющего враждебных намерений, принять в свой род и считать своим братом. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, не ожидая за это прижизненного вознаграждения, говорит об изначальном, укорененном в их природе, гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но быть искорененным полностью не может.

В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи. Несомненно, что наиболее общее и положительное в национальных профессионально-этических системах может и должно быть использовано в российской социальной работе.

В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный не только и не столько оказывать помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Главная задача социальной работы в современных условиях - реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития. Гуманизм в современном понимании требует относиться к человеку как к цели, а не только как к средству (в отличие от рыночной экономики) и утверждать это отношение в социальной практике. Институт социальной работы призван обеспечить защиту населения от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма. Социальная работа призвана служить благу общества и человека и проводить в жизнь принцип социальной справедливости.

В-шестых, специалисты, приходящие в социальную работу, привносят в свою деятельность собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Это в полной мере относится и к специалистам, занятым изучением профессионально-этических проблем. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности происходит по типу “человек-человек”, и любое действие, поступок, отношение специалист «пропускает» через себя, в идеальной форме отражая в сознании. Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалистов также играют определенную роль в формировании профессионально-этической системы и ее внешних проявлений.



2020-02-04 467 Обсуждений (0)
Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)