Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перечислите профессионально-этические кодексы различных профессий.



2020-02-04 561 Обсуждений (0)
Перечислите профессионально-этические кодексы различных профессий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Проект Профессионального кодекса учителя

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел 1

1.1. Источники этики учителя

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя

При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:

— гуманность;

— законность;

— демократичность;

— справедливость;

— профессионализм;

— взаимное уважение.

Раздел 2

Личность учителя

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.

2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.

2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.11. Учитель нс имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ

Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий - профессии медицинской сестры; учитывая традиционно большое значение этического начала в

медицине и здравоохранении; руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России» принимает настоящий Этический кодекс.

Часть 1. Общие положения

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Принимая и разделяя общечеловеческие и общемедицинские этические ценности, профессиональный корпус медицинских сестер декларирует уникальность своей профессии и вытекающий из нее особый характер этических взаимоотношений с коллегами и пациентами.

Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; сохранение здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и профилактика заболеваний.

Под комплексным всесторонним уходом в настоящем Кодексе понимается комплекс медико-социальных вмешательств, производимых медицинской сестрой в составе мультидисциплинарной бригады, оказывающей помощь пациенту. Комплексный уход направлен на достижение наилучших результатов медицинской помощи, в том числе, наивысшего качества жизни пациента в конкретной ситуации, связанной со здоровьем и включает в себя: выполнение врачебных назначений; вмешательств, выполняемых медицинской сестрой в рамках независимой сестринской помощи; мероприятий, проводимых совместно с другими участниками мультидисциплинарной бригады.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Положения Кодекса распространяются на всех медицинских сестер, независимо от профиля деятельности, формы собственности учреждения здравоохранения, ведомственной принадлежности и иных факторов, в том числе на практикующих (частнопрактикующих) медицинских сестер, администраторов сестринского дела всех уровней, преподавателей сестринского дела и медицинских сестер - исследователей.

Положения настоящего Кодекса должны рассматриваться во взаимосвязи с правовыми нормами, стандартами сестринской практики, клиническими рекомендациями и другими нормативными актами, регламентирующими сестринскую деятельность. При этом в вопросах этического регулирования исполнения профессиональных обязанностей, настоящий Кодекс имеет высший приоритет.

Профессиональное сообщество медицинских сестер несет ответственность за соблюдение положений настоящего Кодекса перед

пациентами, их семьями, социальными группами, обществом в целом и своими коллегами.

9. Профессионально-этическая система. Опишите ее сущность исодержание. Выделите основные детерминанты и тенденции ее развития в РФ.

Профессионально-этическая система социальной работы представляет собой систему элементов, посредством которых осуществляется регулирование профессиональной деятельности социальных работников.

Главная цель профессионально-этической системы социальной работы может быть представлена как обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности.

Ее главная задача — нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие па сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей, обобщение их этического опыта.

На формирование профессионально-этической системы оказывают влияние следующие детерминанты :

• национальный менталитет, обычаи и традиции. В России в течение тысячелетий формировался специфический национальный менталитет и национальный характер, в качестве основы имеющий целостное и устойчивое представление о ценности коллективизма, личной свободы, социальной справедливости, социального равенства, разумной достаточности, социального оптимизма, социальности и альтруизма.

• сущность и специфика профессиональной деятельности. Для социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности в этой связи огромное значение приобретает выполнение не только общих, но и частных требований профессиональной морали, которые учитывают ее особенности.

• социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества. Одним из доминантных по отношению к профессиональной этике внешних факторов являются общественные отношения, реальные условия жизни людей в данных конкретно-исторических условиях, в которых формируется, функционирует и развивается общественная мораль, соответствующая им.

• индивидуальное и групповое этическое сознание специалистов. Социальные работники, как члены общества, испытывают влияние противоречивых ценностных ориентаций, привнося их в профессио нальную деятельность. Их профессио нальная деятельность требует бескорыстной заботы о человеке, милосердия и альтруизма — но ей противостоит «рыночность» общественных отношений, пред усматривающих безусловный приоритет собственных интересов и выгоды, способность ради них принести в жертву и собственное достоинство, и благополучие других людей. Их деятельность направлена на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента — но их собственное положение оставляет желать

лучшего. Профессия требует наличия гуманизма как сущностного основания личности — но в реальной жизни гуманистические принципы, хотя и декларируются, но в основном не реализуются. Социальный работник должен способствовать изменению психоэмоцио нального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм — но сам он далеко не всегда убежден в неизбежности перемен к лучшему. В целом социальный работник в своей профессио нальной деятельности и в обыденной жизни должен быть носителем высоких идеалов и принципов, в то время как реалии современной жизни, к сожалению, нередко доказывают, что жизненный успех быстрее и чаще всего приходит к тем, кто от моральных принципов и этических идеалов отказывается и способен удовлетворительно мимикрировать в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

К этому следует добавить, что большинство социальных работников не являются выходцами из экономически благополучных социальных слоев и групп, а, напротив, относятся к малообеспеченному населению. Проблему выживания им приходится ежедневно решать не только в отношении клиентов, но и в отношении самих себя, и своих близких. Проблемы, носителями которых являются клиенты, характерны и для самого социального работника. В связи с этим социальный работник может оказаться в довольно щекотливой ситуации: он вынужденно станет как бы носителем «двойного стандарта», и его профессио нальное поведение может носить двойственный, неустойчивый, противоречивый характер. Зная этические требования и стандарты профессии, он может формально соблюдать их, но в действительности придерживаться совсем других взглядов;

• зарубежные профессио нально-этические системы социальной работы. Определенное влияние оказывают на содержание профессио нально-этической системы социальных работников России профессио нально-этические кодексы социальных работников зарубежных стран, что представляется неизбежным в условиях глобализации.

10. В чем заключается сущность и содержание инстинктивно-практицистского подхода в оказании помощи.

Инстинктивно-практицисткий период характеризовался следующими регуляторами поведения: совместное существование сообщества на основе инстинктов и норм сосуществования для выживания.

Нормы поведения формировались с учетом значимости для сообщества, а не для отдельных особей. Этических основ помощи и как и самой помощи не было, поэтому основные требования к человеку заключались в исключении действий, наносящих ущерб целостному сообществу, подрывающего его безопасность.

Человек не воспринимался как ценность, это было условие и средство безопасности сообщества Значимые ценности: коллективизм, альтруизм. Социальность человека требовало от него социального поведения, поэтому нормой взаимоотношений людей стала мораль-не навреди обществу.

11. В чем заключается сущность и содержание традиционно-прагматического подхода в оказании помощи.

На традиционно-прагматическом этапе развитие человека сопровождалось усложнением его потребностей, что в свою очередь приводило к постоянному усложнению деятельности, ее специализации.

Человек в это время оценивался по тем функциям, которые он выполнял в сообществе, оценивалась та польза, которую он приносил. В это время появляется прообраз будущей благотворительности в виде сострадания к слабому, больному человеку племени. Помощь заключалась в предоставлении приюта и кормлений нуждающимся. Передача необходимых знаний происходила в процессе обучения и воспитания о необходимости эту помощь оказывать.

Существовали нравственные законы:

1. «Закон Талиона»-самый древний норматив, суть которого являлось в воздающей справедливости.

2. Золотое правило нравственности. Суть его заключалась в том, что человек должен совершить те действия, которые нравятся ему.

Ценность отдельной личности стало признаваться если не возникали конфликты между общим и частным. Тем не менее, ценность общности по прежнему значима. Стереотипы поведения совершенствовались и закреплялись в религиозных нормах, а так же в традициях и обычиях. Этот период был самым длительным (считается, что его начало имеет границу 40 тыс. л. д. н. э. и приблизительно он был преобладающим). В экстремальных ситуациях люди забывали о традициях и пользе помощи, действовали спонтанно в рамках

Инстинктивно-практицисткого подхода.

12. В чем заключается сущность и содержание социально-идеологического подхода в оказании помощи.

В этот период происходит формирование религиозной идеологии, которая на первых этапах своего развития фактически становится и господствует и в светских отношениях. Такая универсализация идеологии приводит в конечном итоге к тому, что в основу помощи ложится определенная идеология, поначалу религиозная, и затем, по мере становления идеологии, не зависимой от религиозных учений, светская.

Идеология (от греч. idea — идея, понятие и logos — учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Идеология представляет собой вероучение или систему взглядов, формулирующих желанное для данной социальной силы или общества в целом общественное состояние — социальный идеал, а также способы и пути его реализации.

В современной науке идеология рассматривается, с одной стороны, как система взглядов и идей, осознающих и оценивающих в теоретической форме отношение людей к их реальной жизни, общественному бытию, культуре, выражаются и защищаются интересы различных социальных объединений (классов, наций и т.п.), обозначаются социальнокультурные цели и пути, способы их достижения, а с другой стороны — как ложное, иллюзорное, оторванное от действительности и выраженное в теоретической форме сознание.

Общественный идеал, образующий основной смысл любой идеологии, представляет собой логический (словесный) образ предполагаемого, желаемого, ожидаемого общественного устройства, достижение которого планируется в ближайшем или отдаленном будущем. Идеология включает в себя не только сущее, но и должное, причем должное выступает как результат синтеза реальных состояний, процессов и тенденций с интересами, верованиями, желаниями своих носителей и сторонников. Поэтому она содержит не только научно обоснованные образы будущего состояния общества, но и явно утопические и просто ошибочные, а порой и ложные. Среди идей, составляющих идеологию, как правило, есть и более или менее явно выраженные (сформулированные) идеи относительно помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию и нуждающемуся в помощи для ее преодоления.

Религиозная идеология занимала ведущие позиции в течение почти всего периода с начала формирования мировых религий до своего развитого состояния и обретения господствующей позиции, и только в XX в. светские доктрины постепенно получают массовое признание и распространяются среди населения. Вследствие этого подход, преобладавший в осмыслении этических основ социальной работы в течение этого периода, характеризуется социальноидеологической направленностью. Его границы могут быть определены приблизительно серединой первого тысячелетия п.э. и серединой XX в.

13. В чем заключается сущность и содержание социально-философского подхода в оказании помощи.

Создание в России 90-х гг. XX в. современной системы социальной защиты активизировало исследования проблем профессиональной социальной работы в отношении к социально слабым слоям населения и ее профессионально-этической системы. На этом фоне ускорилось становление и осмысление этикоаксиологических основ социальной работы как смыслообразующего начала, ее сущностной, структурообразующей компоненты на основе научного социально-философского подхода. Эмпирические подходы в определении ценностей деятельности, этических принципов, содержания долга и ответственности специалиста в значительной степени утратили свои ранее главенствующие позиции. В настоящее время роль науки в развитии практики профессиональной деятельности получила

всеобщее признание; ни один вид профессиональной деятельности не может развиваться без соответствующей теоретической основы. Это утверждение имеет непосредственное отношение как к самой социальной работе, так и к ее этике. Исследования в области этики и аксиологии социальной работы в настоящее время ведутся на основе достижений мировой и отечественной философской, этической и аксиологической мысли.

Происходят изменения в иерархии ценностей российского общества. В Конституции Российской Федерации главной ценностью российского общества продекларирован человек. Именно человек является наиболее устойчивым ценностным ориентиром, и все другие общечеловеческие ценности, в том числе и те, которые признаются в качестве базовых, имеют смысл только в отношении к человеку. Государство, являясь главным субъектом социальной работы, официально берет па себя основную ответственность за благополучие каждого гражданина, наделяя его определенными правами и декларируя их осуществление. Человек при этом должен прилагать максимум усилий, добиваясь благополучия и решая свои проблемы самостоятельно. Вместе с тем государство поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека — эго забота и государства, и самого человека, и его окружения, и всего общества.

Ценность человека признается в качестве высшей ценности вне зависимости от его политического, экономического, социального, культурного и всех прочих статусов. В этом случае правомерно использовать социально-философский подход как наиболее соответствующий решаемым научным задачам и позволяющий изучать социальную работу и ее профессионально-этическую систему в контексте общественных процессов и общественного развития, выявить и проанализировать их взаимосвязи.

В настоящее время социальная работа в мире как вид специфической профессиональной деятельности признана необходимой в связи с официальным изменением основных ценностных ориентиров. Человек признан высшей ценностью современной цивилизации, поскольку именно он и его благо являются, согласно гуманистическим воззрениям, признаваемым мировым сообществом в качестве базового социально-философского учения, основным критерием оценки эффективности всех социальных систем. В связи с этим важнейшим критерием этической ценности деятельности является благополучие, благоденствие человека как результат деятельности государства, понимаемое в самом широком смысле слова и включающее в себя биологические, социальные и духовные компоненты.

Система общечеловеческих ценностей содержит в себе в качестве высших ценностей человека его честь, достоинство и права. Современная социальная работа представляет собой деятельность, направленную на реализацию прав человека, поддержание его чести и достоинства, создание политических, экономических, культурных, социальных условий, благоприятных для его самореализации, и, соответственно, является одним

из значимых социальных механизмов реализации общечеловеческих ценностей. Поэтому она оказывается в большинстве стран профессией широко известной и довольно престижной. Социальный работник как специалист, готовый оказать помощь человеку, знающий человеческие потребности и возможности системы социальной защиты, способный оказывать большое влияние на человеческие судьбы, пользуется большим авторитетом и уважением среди населения, хотя социальная работа нигде в мире не является высокооплачиваемой.



2020-02-04 561 Обсуждений (0)
Перечислите профессионально-этические кодексы различных профессий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перечислите профессионально-этические кодексы различных профессий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)