Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функция, цели, задачи.



2020-02-04 1046 Обсуждений (0)
Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функция, цели, задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок




В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом. Аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным. Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших. Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть. Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе – содействие достижению профессионального идеала, а его главная задача — обеспечение соответствия элементов деятельности ее главным ценностям.

Функции, которые при этом выполняет этико-аксиологический подход в социальной работе, позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы. Среди них:

• аналитическая функция — заключается в осуществлении этико-аксиологического анализа действительного состояния социальной работы, а также того ее идеального образа, который рассматривается в качестве зрелой, развитой формы социальной работы;

• оценочная функция — состоит в формировании представления о значении социальной работы в жизнедеятельности человека и общества, ее места и роли в общественном развитии и соответствии реального состояния деятельности идеальному;

• прогностическая функция — реализуется в выявлении тенденций в развитии социальной работы, обосновании оптимальных путей и целей ее развития;

• целеполагающая функция — выражается в содействии формулированию и уточнению целей деятельности с позиций достижения блага человека и общества.

Прочие функции этико-аксиологического подхода в социальной работе служат цели совершенствования деятельности в целом и отдельных ее элементов, в том числе и субъекта деятельности.

Системное применение этико-аксиологического подхода в социальной работе может способствовать более качественному и полному удовлетворению потребностей общества в ее результатах. Поэтому этико-аксиологический подход в социальной работе имеет большое значение не только для самой социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, выявить потенциал развития. На этом основании можно говорить о возможном существенном повышении ее эффективности, а значит, и о повышении темпов социального прогресса.

Рассмотрите ценность человека и общества в различные эпохи развития человеческого общества и как аксиологическое основание профессиональной СР. Укажите критерий определения ценности человека.

Ⅰ период (Этот период мог продолжаться вплоть до сорокового тысячелетия до Новой эры). В этот период человек не рассматривался как ценность, а был условием и средством безопасности сообщества, которое являлось наивысшей ценностью.

Ⅱ период (продолжался приблизительно до VI-VIIвв. н.э.). Целостность, жизнеспособность рода в этот период была важнейшей ценностью. Несмотря на

то, что отдельный человек уже мог цениться в связи со своими индивидуальными качествами, он мог быть принесен в жертву, если этого требовали интересы рода. Ценность общности людей была выше ценности отдельной личности; благополучие общности обеспечивало в главном и благополучие личности в ней: оно давало чувство безопасности, защищенности, единства. Тем не менее, и ценность отдельной личности в этот период признавалась, если не возникал ценностный конфликт между общим и частным.

Ⅲ период (Его границы могут быть определены приблизительно серединой первого тысячелетия н.э. и серединой ХХ в.). В этот период мировых религий во главу угла ставилось уже благополучие каждой отдельной личности. При этом считалось, что благополучие отдельных личностей служит условием благополучия всего общества.

Ⅳ период.Человек признан высшей ценностью современной цивилизации, поскольку именно он и его благо являются, согласно гуманистическим воззрениям, признаваемым мировым сообществом в качестве базового социально-философского учения, основным критерием оценки всех социальных систем, в связи с чем важнейшим критерием этической ценности деятельности является благополучие, благоденствие человека24, понимаемое в самом широком смысле слова и включающее в себя биологические, социальные и духовные компоненты.

Человек, как главная ценность современной цивилизации, является главной ценностью и для профессиональной социальной работы, и реализация этой ценности — основное направление и смысл деятельности специалиста. Общество является естественной, неизменной и незаменимой средой жизнедеятельности человека. Сущность человека как специфически человеческого, социального существа может быть осуществлена только в сообществе людей, и только в обществе имеют смысл такие ценности, как ценность человека и его жизни, честь и достоинство, индивидуальность социальности, социальная ответственность и самодостаточность. Только в обществе возможна реализация социальных потребностей человека, связанных с функционированием в сообществе, общением, установлением различных связей и отношений с другими людьми, что в конечном итоге обеспечивает возможность деятельности и взаимодействия, направленных на удовлетворение потребностей различных уровней.



2020-02-04 1046 Обсуждений (0)
Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функция, цели, задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функция, цели, задачи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)