Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место и роль идеала в профессиональной социальной работе.



2020-02-04 761 Обсуждений (0)
Место и роль идеала в профессиональной социальной работе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Идеал – это особый вид ценностного представления. Его специфика состоит в том, что он есть предельное представление, образ объекта, который максимально полным и совершенным образом соответствует потребностям человека.

Важнейшую роль играет идеал в постановке значимой профессиональной цели, в частности, в социальной работе.

Изучение идеала профессии, его изменений во времени и пространстве может дать основательное представление о путях и тенденциях ее развития. идеал социальной работы несомненно представляет особый интерес, поскольку не только раскрывает сущность и смысл профессиональной деятельности, но и дает определенное представление о действительном состоянии и дальнейшем развитии общества.

Идеалконструирующая деятельность социальной работы является важным аспектом социальной работы. Социальная работа, в силу своей специфики, не может ограничиваться ситуативным вмешательством по типу «Скорой помощи», не может строиться и как спонтанная деятельность. Социальная работа обязательно включает в себя и планирование.

Основные функции идеала социальной работы: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая – позволяют планировать и организовывать деятельность не только масштабно, но и в деталях. Она становится целесообразной. Причем цель – идеал непременно обладает чертами реальности, достижимости.

Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, содействуя совершенствованию профессии или ее отдельных компонентов, профессиональному и личностному росту специалисту, повышению эффективности деятельности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Идеал социальной работы должен включать в себя по крайней мере: идеальные представления о содержании условиях деятельности и соответствующем конечном результате. Он должен включать также представление о совершенном образце, которому должны соответствовать состояние системы социальной работы, состояние и взаимоотношения социального работника и клиента.

С точки зрения идеальных условий деятельности и ее конечного результата в социальной работе могут быть рассмотрены следующие идеальные конструкции:

– идеальное состояние общества;

– идеальное состояние социального работника;

– идеальное состояние клиента социальной работы;

– идеальное состояние общества.

Таким образом, идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей и неотъемлемая часть общественного идеала.

Перечислите и охарактеризуйте важнейшие требования к качествам личности специалиста по социальной работе на современном этапе. Перечислите профессионально-значимые качества личности социального работника.

Профессионально-значимые качества специалиста по социальной работе –совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям. Личностные качества социального работника в современной научной литературе (Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, В.И. Курбатов) принято делить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы отражают требования к психическим процессам (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональным и волевым проявлениям (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Эти качества определяют общую пригодность человека к профессиональной деятельности в сфере социальной работы.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности.

Существует классификация, предполагающая выделение шести групп профессионально-значимых качеств личности специалиста:

‑ профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями;

‑ доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;

‑ организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;

‑ нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;

‑ отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность;

‑ высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.

Опишите особенности и проблемы формирования этико- аксиологического сознания социального работника и специалиста по социальной работе. Раскройте его структуру и основные детерминанты.

Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания -системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты: философскую (в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;социокультурную под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности (об истинных ценностях и идеале); профессиональную -результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы; социально-групповую вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов; индивидуальную результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

- среда (социальная и профессиональная). выступает как естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности.

- воспитание личности процесс целенаправленного, сознательного, систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально-значимых качеств, мировоззрения, уровня физического интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии.

- самосовершенствование личности специалиста (будущего специалиста), которое, с одной стороны, является результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой - результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста.

Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество.

Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Этико-аксиологические убеждения- это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Этико-аксиологические потребности– их наличие характеризует наивысшую степень развития сознания социального работника. Наличие моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей.



2020-02-04 761 Обсуждений (0)
Место и роль идеала в профессиональной социальной работе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место и роль идеала в профессиональной социальной работе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)