Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИСЛАЛИЯ

Дислалия (от гречки — приставка, означающая час­тичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение зву-копроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наи­более распространенными являются избирательные на­рушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нор­мальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизве­дения звуков речи: искаженном (ненормативном) их про­изнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и реже — их пропусках.

Дислалия является одним из наиболее распростра­ненных дефектов произношения. Статистические дан­ные отечественных и зарубежных исследователей ука­зывают, что недостатки произношения встречаются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2-й классы), у уча­щихся более старшего возраста недостатки произноше­ния занимают не более 1%. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые пре­одолеваются в ходе речевого развития детей и в про­цессе школьного обучения.

Формы дислалии

Выделяют две основные формы дислалии в зависи­мости от локализации нарушения и причин, обусловли­вающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).


44


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


45


 


В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений .(периферически или центрально обусловлен­ных), говорит о функциональной дислалии. При откло­нениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органический) дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском воз­-
расте в процессе усвоения системы произношения, а меха-­
нические__ - в любом возрасте вследствие повреждения

периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях «может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звугков. В ряде случаев встречаются комбиниро­ванные функциональные и механические дефекты.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии орга­нических нарушений в строении артикуляционного ап­парата.

При функциональной дислалии нет каких-либо орга­нических нарушений центральной нервной системы, пре-пятствуюгсщх осуществлению движений. Несформирован-ными оказываются специфические речевые умения про­извольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях ям оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различают­ся по своему звучааию, что приводит к замене звуков.

В других случаях у ребенка оказываются сформиро­ванными все артикуляторные позиции, но нет умения различать  некоторые позиции, т. е. правильно осуществ­лять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешива­ются одло и то же слово принимает разный звуковой


облик. Это явление носит название смешения или взаи­ мозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспро­изведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного язы­ка по своему акустическому эффекту. Это явление назы­вается искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешения и искажения звуков — в традиционной логопедии рассмат­риваются как рядоположные. В современных логопеди­ческих исследованиях, опирающихся на положения линг­вистики, они подразделяются на две разноуровневые ка­тегории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р.Е. Левина), дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифици­ руются как антропофонические (Ф.Ф. Pay), или фонети­ческие, дефекты, при которых нарушена произноситель­ная норма речи. Такое разделение углубляет представле­ние о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

На современном этапе развития логопедии квалифи­кация дефекта опирается на совокупность критериев раз­ных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для лого­педии как педагогической отрасли знаний важным явля­ется выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выде­ляются три основные формы дислалии: акустико-фоне-матическая, артикуляторно-фонематическая, артикуля-торно-фонетическая.


46


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


47


 


Акустико-фонематнческая дислалня. К ней относят­ся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной информированностью операций переработ­ки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформиро-ванность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав сло­ва фонем. При этом нарушении система фонем оказыва­ется у ребенка не полностью сформированной (редуциро­ванной) по своему составу.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового разли­чения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отли­чать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприя­тия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия» К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформиро-ванностью операций отбора фонем по их артикулятор-ным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При пер­вом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При отборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отби­рается звук, близкий к нему по набору артикуляцион­ных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя высту­пает звук, более простой по артикуляции.


При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова стано­вится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к не­оправданному употреблению звуков.

При этой форме дислалии фонематический слух у ре­бенка чаще всего сформирован полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок часто осознает свой дефект и даже пытается пре­одолеть его. При этом во многих случаях такая самокор­рекция под управлением слухового контроля проходит успешно.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикулятор-ным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых орга­нов; нередко производит более сложные в моторном от­ношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наибо­лее простые по артикуляции.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой фор­ме относятся дефекты звукового оформления речи, обус­ловленные неправильно сформировавшимися артикуля-торными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук


48


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


49


 


по своему акустическому эффекту близок к правильно­му. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии — явление редкое (с ним чаще встречаемся при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустичес­кому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

В зависимости от того, какое количество звуков де­фектно произносится, дислалии подразделяются на про­стые и сложные. К простым (мономорфным) относят на­рушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (по­лиморфным) — нарушения, при которых дефектно про­износятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

Наряду с так называемыми «чистыми» формами встре­чаются комбинированные формы акустико-фонематичес-ких, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонетических дислалии. М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и ука­зывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комби­нации нарушений представляют собой особую группу, несводимую к дислалиям как избирательному расстрой­ству звукового оформления речи, они сочетаются с недо­развитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

Механическая дислалия. Нарушенное звукопроизно-шение, обусловленное анатомическими дефектами пери­ферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.


В настоящее время наиболее часто встречаются дефек­ты произношения, обусловленные аномалиями зубочелю-стной системы:

1) диастемы между передними зубами;

2) отсутствием резцов или их аномалиями;

3) неправильным положением верхних или нижних
резцов или соотношением между верхней или нижней
челюстью (дефекты прикуса).

Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных забо­леваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (вы­сокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наи­более часто наблюдаются дефекты свистящих и шипя­щих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — рир'.

Довольно часто в таких случаях нарушается произно­шение и гласных звуков, которые становятся малоразбор­чивыми из-за избыточной зашумленности согласных и не­достаточной акустической противопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефек­там произношения: при ряде деформаций зубов оно мо­жет оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обуслов­ленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязыч­ная связка.

В ряде случаев механическая дислалия может комбини­роваться с функциональной фонематической дислалией.

Во всех случаях механических дислалии необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ор­тодонта.


50


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


51


 


Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что до­ступно его пониманию и произнесению. Поскольку слу­ховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового вос­приятия.

Физический слух— наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему человек слышит раз­личные звуки окружающего нас мира, которые глухие люди не слышат. Физический слух обеспечивается пер­вичными полями слуховой коры мозга, называемыми также корковыми концами анализаторов, или нейросен-сорными зонами.

Неречевой слух, включая музыкальный, реализуется вторичными полями височной коры правого полушария мозга. Он открывает возможность различать всевозмож­ные природные, предметные и музыкальные шумы.

Речевой слух {речевой слуховой гнозис) — более высо­кого уровня, чем физический слух: это уровень фонети­ки. Такой слух можно обозначить и как фонетический. Место его локализации — вторичные поля височной коры левого полушария.

Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, т. е. плохо понимать речь.

Фонематический слух — наиболее высокий по иерар­хии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных.

Термин «фонематический слух» в настоящее время кри­тикуется рядом авторов, ссылающихся на то, что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя язы­ка нельзя слышать, ее надо выделять из звучащего потока мыслью. Владение фонематической системой (кодом) язы­ка относится не к уровню гнозиса (восприятия), а знанию. Предлагаемый взамен термина «фонематический слух»


термин «фонематический анализ» в большей степени от­ражает существо дела, однако он с трудом входит в педа­гогическую й клиническую практику. Далее, в последую­щих главах, термин «фонематический слух» будет упот­ребляться условно, как дань традиции. Таких терминов в нейропсихологии достаточно много, например, термины «сенсорная» и «моторная» алалия (афазия), «литеральные парафазии» и т. п. (Визель Т.Г., 2005).

При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате слы­шимая речь плохо воспринимается (декодируется). Фо­нематический слух базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы, за которые ответственно правое полушарие мозга. Если это умение ребенком приобретено, и он владеет арсеналом фонети­ческих признаков, то на следующем этапе речевого раз­вития из них (на основе речевого опыта) отбираются при­знаки, полезные в фонематическом (смысловом) отноше­нии. В разных языках эти признаки различны. Для рус­ского языка значимы, например, звонкость-глухость, твердость-мягкость и др. Так, например, в паре звуков «Б—П» в смысловом отношении для русского языка зна­чимы лишь признаки глухости-звонкости; остальные важ­ны для других целей, главная из которых — разборчи­вость высказывания. Закрепление за тем или иным зву­ком речи буквы требует того, чтобы из его целостного звучания были изъяты на уровне мысли все фонетичес­кие признаки, не играющие смысловой роли. Без умения вычленять фонемы (бинарные противопоставления) пол­ноценное понимание речи невозможно.

Практически все дети в возрасте от 1 до 4 лет искажа­ют звуки, когда произносят слова и фразы, так как име­ется физиологически обусловленная недостаточность и фо-


52


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


53


 


нетического, и фонематического слуха. Недостаточность звуколроизношения в период раннего речевого развития получила название физиологического косноязычия. На­пример, ребенок с физиологическим косноязычием гово­рит «ючка» вместо «ручка» (фонема «р» заменяется на фонему «ю»), или «сяпка» вместо «шапка» (фонема «ш» твердая заменяется на фонему «с» мягкую) и т. п. В ос­нове этого лежит незрелость одновременно фонетическо­го и фонематического слуха. Уточним, что под фонети­ческим слухом понимается способность слышать какиег либо тексты и дифференцированно воспринимать их, не­зависимо от того, понимается их смысл или нет, а под фонематическим — способность не только слышать, но и понимать слышимое.

Как известно, в логопедической практике распростра­нен термин «фонетйко-фонематическая недостаточность» (ФФН), в котором констатируется недостаточность и фо­нетического, и фонематического слуха ребенка. Он вве­ден Р.Е. Левиной для тех случаев, когда неполноценность фонематического и фонетического анализа звуков речи остается у ребенка после того, как этап физиологическо­го косноязычия пройден.

В нейропсихологической трактовке механизм фонети-ко-фонематической недостаточности означает, что и вто­ ричные (гностико-праксические), и третичные (языко­вые) поля коры мозга функционируют со сбоями или с задержкой. Незрелость уровня вторичных полей коры, в свою очередь, обусловливает наличие у ребенка элемен­тов или речевой слуховой агнозии, или артикуляцион­ной апраксии, т. е. фонетического слуха и артикуляци­онного праксиса. Незрелость же уровня третичных по­лей означает, что имеются факторы, препятствующие нор­мативному овладению средствами языка, необходимыми для оречевления мысли, в данном случае — фонемати-


ческой системой, т. е. налицо нарушения фонематичес­кого слуха. Таким образом, термин «фонетическая недо­статочность» констатирует неполноценность обеих сис­тем — и фонетической, и фонематической, причем не по­лучивших еще необходимой автономии друг от друга. Между тем такая особенность владения звуковым строем языка характерна для детей на этапе физиологического косноязычия, когда фонематическое и фонетическое зна­ния, т. е. языковые и гностико-праксические процессы, слиты воедино — носят синкретический характер. Затем у каждого ребенка с первично сохранным интеллектом владение, с одной стороны, языковыми средствами, в частности языковыми (фонемами), а с другой — речевым слуховым гнозисом, артикуляционным праксисом, дол­жно получить определенную автономию друг от друга. При этом формирование фонематической (языковой) спо­собности, наиболее важной, обеспечивающей понимание речи, происходит у большей части детей интенсивнее, чем гностико-праксической (фонетической). В связи с этим ребенок может овладевать тем способом, которым фоне­мы передают смысл речи, но не справляться с тонким фонетическим анализом всех акустических характерис­тик звука речи или не суметь уложить их в точную арти­куляционную позу. В этих случаях уместнее говорить лишь о фонетической недостаточности. Поставить ре­бенку со зрелой фонематической системой, но имеющему недостатки произношения на фонетическом уровне, ди­агноз ФФН — значит констатировать у него не только фонетическую, но и фонематическую недостаточность, в то время как она отсутствует. Это серьезная неточность в речевом диагнозе. Фонетическая состоятельность или не­состоятельность проявляется в устной речи, а фонемати­ческое знание необходимо для овладения чтением и пись­мом. При этом для того, чтобы правильно произносить


54


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


55


 


звуки речи, не требуется такого высокого уровня фоне-  матического знания, как для письменной речи. Такое положение объясняется тем, что звуки речи ребенок вос­производит по его общему абрису, в котором фонемати-  ческйе признаки как бы уравнены с фонетическими, а  усвоить звуко-буквенные ассоциации он может только выделив фонематический признак из числа всех акусти­ческих признаков, принадлежащих тому или иному звуку речи. Буква — эквивалент фонемы, а серия букв — эквивалент серии фонем, составляющих слово.

Ребенок с диагнозом ФФН неизбежно попадает в группу риска к дисграфиям и дислексиям, и нередко ошибочно. На языке нейропсихологии диагноз ФФН означает, что у ребенка неполноценно функционируют и вторичные поля (речевого гнозиса и праксиса), и третичные (языковые). Диагноз фонетическая недостаточность (ФН) указывает | на неполноценность лишь вторичных полей коры, а ди­агноз фонематическая недостаточность — на неполноцен­ность третичной коры. Таким образом, оценка состояния звуковой стороны речи у ребенка должна проводиться сугубо дифференцированно.

Изолированная (истинная) дислалия, выступающая на фоне созревших представлений о фонематической систе­ме языка, отличается от физиологического косноязычия прежде всего тем, что звуки речи не заменяются один другим, а искажаются. Причем ребенок с подлинной дис-лалией искажает артикуляционные позы звуков речи таким образом, чтобы не мешать осуществлению необхо­димых фонематических противопоставлений, от которых зависит смысл высказывания. Например, он прибегает к горловому р, которое, хоть и ненормативно, но обеспечи­вает основной фонематический признак вибрации, или же употребляет щечное щ, которое передает признак «ши­пения» в той степени, чтобы этот звук не смешивался со


звуком «с». Таким образом, ребенком с истинной дисла-лией соблюдается основной принцип фонематического кодирования смысла речи — принцип бинарных (парных) противопоставлений. Из сказанного следует, что искаже­ния звукопроизношения при дислалии не только не от­ражают фонематической недостаточности, а, напротив, свидетельствуют о зрелости фонематических представле­ний и о том, что ребенок нашел спонтанный «выход из положения». С точки зрения нейропсихологии, следует признать, что третичные поля у такого ребенка являют­ся зрелыми. Имеется неполноценность лишь вторичных полей, либо слуховых, либо артикуляционных.

Б.М. Гриншпун предложил называть дислалии, связан­ные с недостаточной координированностью органов арти­куляции, моторными, а дислалии, связанные с недостаточ­ностью восприятия речи, — сенсорными. При «моторной» ребенок искажает звуки речи, так как не может найти ар-тикуляторную позу, которая соответствовала бы и фонеме, и звуку речи как фонетической единице языка, а при сен­сорной — потому что не распознает на слух эти признаки. Такой подход отражает еще одну важную патогенетичес­кую основу дислалии, а именно то, что она может иметь апраксическое или агностическое происхождение, т. е. яв­ляться результатом недостаточного владения органами ар­тикуляции — воспроизведения изолированных поз звуков речи (элементы артикуляционной апраксии), и недостаточ­ной сформированностью способности дифференцировать на слух фонетические признаки отдельных звуков речи и их серий (элементы речевой слуховой агнозии). При этом с Дифференциацией фонематических признаков ребенок может справляться и, следовательно, понимать речь и уст­раивать фонемно-буквенные ассоциации.

Важно знать и то, что способность к фонематическому анализу звукового строя языка, в свою очередь, также


56


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


57


 


имеет разноуровневую структуру. Она включает элемен­тарный уровень, необходимый для овладения звукопро-изнощением, и более высокий по иерархии, "предназна­ченный прежде всего для освоения букв, включая их ком­ плексы (графические образы слов). Нередко дислалия сочетается с фонематической незрелостью этого высоко­го («буквенного») уровня. В этом случае следует конста­тировать у ребенка и фонетическую, и фонематическую недостаточность. Однако диагноз ФФН здесь не правоме­рен, поскольку дефект носит не фонетико-фонематический характер («через черточку»!), а фонетический + (плюс) фонематический. Кроме того, у ребенка может присутствовать только фонематическая недостаточность, без фонетической. В этом случае он находится в группе риска по проблемам обучения грамоте, но не имеет ка­ких-либо дефектов звукопроизношения. Он — кандидат в дислексики и дисграфики при отсутствии дислалии.

Т.Г. Визель (2005) считает, что в рамках дислалии необходимо выделять:

■ физиологическое косноязычие (ФФН);

■ дислалию (ФН): моторную и сенсорную (по Б.М. Грин-
шпуну);

Таблица 4

 

Виды дислалии и фонематической недостаточности Специфика речевого дефекта
Фонетико-фонематическая недостаточность Физиологическое косноязычие — замены звуков речи (по фонематическому принципу)
Фонетическая недостаточность Дислалия—искажение артикуляционных поз звуков речи (по фонетическому принципу)
Фонетическая недостаточность+ Фонематическая недостаточность Дислалия + неподготовленность к обучению грамоте
Изолированная фонематическая недостаточность Неподготовленность к обучению грамоте чисто говорящих детей (без дислалии)

■ смешанную форму: фонетическое + фонематическое

недоразвитие (ФН + ФнмН).

Возможные варианты дислалии (дефектов фонетичес­кого уровня) и ее сочетания с фонематической незрелос­тью показаны в табл. 4.

РИНОЛАЛИЯ

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — на­рушение тембра голоса и звукопроизношения, обуслов­ленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дис­лалии по наличию измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация суще­ственно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носо­вой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разде­ляются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба, боковой и задней сте­нок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фона­ции происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней повер­хности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произно­симых звуков и от беглости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше Для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-гло-точное смыкание наблюдается при согласном в, самое силь­ное — при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.


58


основы логопсихологии


ГЛАВА 1


59


 


При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера нарушения функции нёб-но-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Открытая ринолалия

При открытой форме ринолалии ротовые звуки при­обретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая по­лость больше всего сужена. Наименьший назальный от­тенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении со­гласных. При произнесении шипящих и фрикативных  прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б,д,т,ки.г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное  давление вследствие неполного перекрытия носовой по- лости. Ринофонически звучат лир. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образова- ния звука р.

Функциональная открытая ринолалия. Данная фор- ма ринолалии обусловлена разными причинами. Объяс- няется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.


Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения глас­ных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыка­ние хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатричес-ких упражнений, а нарушения звукопроизношения уст­раняются обычными методами, применяемыми при дис-лалии.

Органические причины могут быть приобретенными или врожденными.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых из­менениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного, и блуждаю­щего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ри­нолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелина­ми губы и нёба, представляет собой серьезную проблему Для различных отраслей медицины и логопедии. Она яв­ляется предметом внимания хирургов-стоматологов, ор­тодонтов, детских оториноларингологов, психоневроло­гов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Частота рождения детей с расщелинами различна сре-Ди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны. А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литературы, отмечал, что на 600-1000 ново-рожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба.


60


основы логопсихологии


ГЛАВА 1


61


 


Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мульти-факторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совмест­ное действие в раннем периоде развития эмбриона (Нем­чинова Е.М., 1970; Мессина В.М., 1971; Кручинский Г.В., 1974; Вернадский Ю.М. и соавт.), а также биологические (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эн­докринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влия­нии алкоголя и курения. Критическим периодом для по­вреждения верхней губы и нёба является 7-8-я неделя эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба яв­ляется общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический ана­лиз показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение име­ет медико-генетическое консультирование семей в це­лях диагностики и профилактики. В настоящее время у родителей выделены микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Каспарова Н.И., 1981).

У детей с врожденными расщелинами имеются серь­езные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивля­емость к различным заболеваниям. Они нуждаются в си­стематическом врачебном наблюдении и лечении.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы: ■ скрытая расщелина, неполная расщелина (без дефор­мации кожно-хрящевого отдела носа; с деформацией

кожно-хрящевого отдела носа);


■ полная расщелина (в раннем возрасте применяется
хирургическое лечение и в случае необходимости ор-
тодонтическое наблюдение, что создает нормальные ус­
ловия для развития речи).

Врожденные расщелины нёба:

■ расщелины мягкого нёба (скрытые — субмукозные,
неполные, полные);

■ расщелины мягкого и твердого нёба (скрытая, непол­
ная, полная);

■ полная расщелина альвеолярного отростка, твердого
и мягкого нёба (односторонняя, двусторонняя);

■ полная расщелина альвеолярного отростка и передне­
го отдела твердого нёба (односторонняя, двустороння).
Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную

(подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выяв­ления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются и несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М.Д. Дурова). Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно соче­таются с различными зубо-челюстными деформациями.

Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несра-Щение губы в зависимости от формы дефекта и состоя­ния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции (хейлопластика) на нёбе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению


62


основы логопсихологш |


ГЛАВА 1


63


 


остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирур-; гического лечения для полной реабилитации больший-' ства (около 70%) детей с расщелиной губы и нёба недо-: статочно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офталь­мологов и др.). Помощь им оказывается в рамках систе­мы диспансерного наблюдения и лечения.

В зависимости от характера и тяжести патологии де­тям рекомендуется амбулаторное наблюдение или стаци-онирование. Важным звеном является ортодонтическая помощь, которая оказывается с грудного возраста. В за­висимости от патологии и возраста изготавливаются ап­параты механического, функционального и комбиниро­ванного действия. Применяются защитные пластинки, формирующие мягкое нёбо после уранопластики (опера­ции на нёбе), обтурирующие пластинки при остаточных дефектах и др.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном фи­зиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м' и н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный зат­вор остается открытым, и воздух проникает прямо в но­совую полость. Бели для назальных звуков носовой резо­нанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д. д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость.  Меняется также звучание гласных звуков из-за заглуше- ния отдельных тонов в носоглоточной и носовой полос- тях. При этом гласные звуки приобретают в речи неесте- ственный оттенок.


Причина закрытой формы — чаще всего органические изменен



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)