ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ДИСЛАЛИЯ Дислалия (от гречки — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение зву-копроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и реже — их пропусках. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения встречаются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2-й классы), у учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения. Формы дислалии Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую). 44 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 45
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений .(периферически или центрально обусловленных), говорит о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органический) дислалии. Функциональные дислалии возникают в детском воз- периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях «может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звугков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты. Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, пре-пятствуюгсщх осуществлению движений. Несформирован-ными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях ям оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучааию, что приводит к замене звуков. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются одло и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаи мозамены звуков (фонем). Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков. Перечисленные виды нарушений: замены, смешения и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р.Е. Левина), дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифици руются как антропофонические (Ф.Ф. Pay), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления. На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фоне-матическая, артикуляторно-фонематическая, артикуля-торно-фонетическая. 46 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 47
Акустико-фонематнческая дислалня. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной информированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформиро-ванность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем. От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию. Артикуляторно-фонематическая дислалия» К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформиро-ванностью операций отбора фонем по их артикулятор-ным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При отборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук, более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков. При этой форме дислалии фонематический слух у ребенка чаще всего сформирован полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок часто осознает свой дефект и даже пытается преодолеть его. При этом во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикулятор-ным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции. Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуля-торными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук 48 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 49
по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой. Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии — явление редкое (с ним чаще встречаемся при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук. В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) — нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры). Наряду с так называемыми «чистыми» формами встречаются комбинированные формы акустико-фонематичес-ких, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонетических дислалии. М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, несводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи, они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития. Механическая дислалия. Нарушенное звукопроизно-шение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. В настоящее время наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубочелю-стной системы: 1) диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) неправильным положением верхних или нижних Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод). Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — рир'. Довольно часто в таких случаях нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных. Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при ряде деформаций зубов оно может оказаться нормальным. Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка. В ряде случаев механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической дислалией. Во всех случаях механических дислалии необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. 50 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 51
Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. Физический слух— наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему человек слышит различные звуки окружающего нас мира, которые глухие люди не слышат. Физический слух обеспечивается первичными полями слуховой коры мозга, называемыми также корковыми концами анализаторов, или нейросен-сорными зонами. Неречевой слух, включая музыкальный, реализуется вторичными полями височной коры правого полушария мозга. Он открывает возможность различать всевозможные природные, предметные и музыкальные шумы. Речевой слух {речевой слуховой гнозис) — более высокого уровня, чем физический слух: это уровень фонетики. Такой слух можно обозначить и как фонетический. Место его локализации — вторичные поля височной коры левого полушария. Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, т. е. плохо понимать речь. Фонематический слух — наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Термин «фонематический слух» в настоящее время критикуется рядом авторов, ссылающихся на то, что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка нельзя слышать, ее надо выделять из звучащего потока мыслью. Владение фонематической системой (кодом) языка относится не к уровню гнозиса (восприятия), а знанию. Предлагаемый взамен термина «фонематический слух» термин «фонематический анализ» в большей степени отражает существо дела, однако он с трудом входит в педагогическую й клиническую практику. Далее, в последующих главах, термин «фонематический слух» будет употребляться условно, как дань традиции. Таких терминов в нейропсихологии достаточно много, например, термины «сенсорная» и «моторная» алалия (афазия), «литеральные парафазии» и т. п. (Визель Т.Г., 2005). При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате слышимая речь плохо воспринимается (декодируется). Фонематический слух базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы, за которые ответственно правое полушарие мозга. Если это умение ребенком приобретено, и он владеет арсеналом фонетических признаков, то на следующем этапе речевого развития из них (на основе речевого опыта) отбираются признаки, полезные в фонематическом (смысловом) отношении. В разных языках эти признаки различны. Для русского языка значимы, например, звонкость-глухость, твердость-мягкость и др. Так, например, в паре звуков «Б—П» в смысловом отношении для русского языка значимы лишь признаки глухости-звонкости; остальные важны для других целей, главная из которых — разборчивость высказывания. Закрепление за тем или иным звуком речи буквы требует того, чтобы из его целостного звучания были изъяты на уровне мысли все фонетические признаки, не играющие смысловой роли. Без умения вычленять фонемы (бинарные противопоставления) полноценное понимание речи невозможно. Практически все дети в возрасте от 1 до 4 лет искажают звуки, когда произносят слова и фразы, так как имеется физиологически обусловленная недостаточность и фо- 52 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 53
нетического, и фонематического слуха. Недостаточность звуколроизношения в период раннего речевого развития получила название физиологического косноязычия. Например, ребенок с физиологическим косноязычием говорит «ючка» вместо «ручка» (фонема «р» заменяется на фонему «ю»), или «сяпка» вместо «шапка» (фонема «ш» твердая заменяется на фонему «с» мягкую) и т. п. В основе этого лежит незрелость одновременно фонетического и фонематического слуха. Уточним, что под фонетическим слухом понимается способность слышать какиег либо тексты и дифференцированно воспринимать их, независимо от того, понимается их смысл или нет, а под фонематическим — способность не только слышать, но и понимать слышимое. Как известно, в логопедической практике распространен термин «фонетйко-фонематическая недостаточность» (ФФН), в котором констатируется недостаточность и фонетического, и фонематического слуха ребенка. Он введен Р.Е. Левиной для тех случаев, когда неполноценность фонематического и фонетического анализа звуков речи остается у ребенка после того, как этап физиологического косноязычия пройден. В нейропсихологической трактовке механизм фонети-ко-фонематической недостаточности означает, что и вто ричные (гностико-праксические), и третичные (языковые) поля коры мозга функционируют со сбоями или с задержкой. Незрелость уровня вторичных полей коры, в свою очередь, обусловливает наличие у ребенка элементов или речевой слуховой агнозии, или артикуляционной апраксии, т. е. фонетического слуха и артикуляционного праксиса. Незрелость же уровня третичных полей означает, что имеются факторы, препятствующие нормативному овладению средствами языка, необходимыми для оречевления мысли, в данном случае — фонемати- ческой системой, т. е. налицо нарушения фонематического слуха. Таким образом, термин «фонетическая недостаточность» констатирует неполноценность обеих систем — и фонетической, и фонематической, причем не получивших еще необходимой автономии друг от друга. Между тем такая особенность владения звуковым строем языка характерна для детей на этапе физиологического косноязычия, когда фонематическое и фонетическое знания, т. е. языковые и гностико-праксические процессы, слиты воедино — носят синкретический характер. Затем у каждого ребенка с первично сохранным интеллектом владение, с одной стороны, языковыми средствами, в частности языковыми (фонемами), а с другой — речевым слуховым гнозисом, артикуляционным праксисом, должно получить определенную автономию друг от друга. При этом формирование фонематической (языковой) способности, наиболее важной, обеспечивающей понимание речи, происходит у большей части детей интенсивнее, чем гностико-праксической (фонетической). В связи с этим ребенок может овладевать тем способом, которым фонемы передают смысл речи, но не справляться с тонким фонетическим анализом всех акустических характеристик звука речи или не суметь уложить их в точную артикуляционную позу. В этих случаях уместнее говорить лишь о фонетической недостаточности. Поставить ребенку со зрелой фонематической системой, но имеющему недостатки произношения на фонетическом уровне, диагноз ФФН — значит констатировать у него не только фонетическую, но и фонематическую недостаточность, в то время как она отсутствует. Это серьезная неточность в речевом диагнозе. Фонетическая состоятельность или несостоятельность проявляется в устной речи, а фонематическое знание необходимо для овладения чтением и письмом. При этом для того, чтобы правильно произносить 54 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 55
звуки речи, не требуется такого высокого уровня фоне- матического знания, как для письменной речи. Такое положение объясняется тем, что звуки речи ребенок воспроизводит по его общему абрису, в котором фонемати- ческйе признаки как бы уравнены с фонетическими, а усвоить звуко-буквенные ассоциации он может только выделив фонематический признак из числа всех акустических признаков, принадлежащих тому или иному звуку речи. Буква — эквивалент фонемы, а серия букв — эквивалент серии фонем, составляющих слово. Ребенок с диагнозом ФФН неизбежно попадает в группу риска к дисграфиям и дислексиям, и нередко ошибочно. На языке нейропсихологии диагноз ФФН означает, что у ребенка неполноценно функционируют и вторичные поля (речевого гнозиса и праксиса), и третичные (языковые). Диагноз фонетическая недостаточность (ФН) указывает | на неполноценность лишь вторичных полей коры, а диагноз фонематическая недостаточность — на неполноценность третичной коры. Таким образом, оценка состояния звуковой стороны речи у ребенка должна проводиться сугубо дифференцированно. Изолированная (истинная) дислалия, выступающая на фоне созревших представлений о фонематической системе языка, отличается от физиологического косноязычия прежде всего тем, что звуки речи не заменяются один другим, а искажаются. Причем ребенок с подлинной дис-лалией искажает артикуляционные позы звуков речи таким образом, чтобы не мешать осуществлению необходимых фонематических противопоставлений, от которых зависит смысл высказывания. Например, он прибегает к горловому р, которое, хоть и ненормативно, но обеспечивает основной фонематический признак вибрации, или же употребляет щечное щ, которое передает признак «шипения» в той степени, чтобы этот звук не смешивался со звуком «с». Таким образом, ребенком с истинной дисла-лией соблюдается основной принцип фонематического кодирования смысла речи — принцип бинарных (парных) противопоставлений. Из сказанного следует, что искажения звукопроизношения при дислалии не только не отражают фонематической недостаточности, а, напротив, свидетельствуют о зрелости фонематических представлений и о том, что ребенок нашел спонтанный «выход из положения». С точки зрения нейропсихологии, следует признать, что третичные поля у такого ребенка являются зрелыми. Имеется неполноценность лишь вторичных полей, либо слуховых, либо артикуляционных. Б.М. Гриншпун предложил называть дислалии, связанные с недостаточной координированностью органов артикуляции, моторными, а дислалии, связанные с недостаточностью восприятия речи, — сенсорными. При «моторной» ребенок искажает звуки речи, так как не может найти ар-тикуляторную позу, которая соответствовала бы и фонеме, и звуку речи как фонетической единице языка, а при сенсорной — потому что не распознает на слух эти признаки. Такой подход отражает еще одну важную патогенетическую основу дислалии, а именно то, что она может иметь апраксическое или агностическое происхождение, т. е. являться результатом недостаточного владения органами артикуляции — воспроизведения изолированных поз звуков речи (элементы артикуляционной апраксии), и недостаточной сформированностью способности дифференцировать на слух фонетические признаки отдельных звуков речи и их серий (элементы речевой слуховой агнозии). При этом с Дифференциацией фонематических признаков ребенок может справляться и, следовательно, понимать речь и устраивать фонемно-буквенные ассоциации. Важно знать и то, что способность к фонематическому анализу звукового строя языка, в свою очередь, также 56 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 57
имеет разноуровневую структуру. Она включает элементарный уровень, необходимый для овладения звукопро-изнощением, и более высокий по иерархии, "предназначенный прежде всего для освоения букв, включая их ком плексы (графические образы слов). Нередко дислалия сочетается с фонематической незрелостью этого высокого («буквенного») уровня. В этом случае следует констатировать у ребенка и фонетическую, и фонематическую недостаточность. Однако диагноз ФФН здесь не правомерен, поскольку дефект носит не фонетико-фонематический характер («через черточку»!), а фонетический + (плюс) фонематический. Кроме того, у ребенка может присутствовать только фонематическая недостаточность, без фонетической. В этом случае он находится в группе риска по проблемам обучения грамоте, но не имеет каких-либо дефектов звукопроизношения. Он — кандидат в дислексики и дисграфики при отсутствии дислалии. Т.Г. Визель (2005) считает, что в рамках дислалии необходимо выделять: ■ физиологическое косноязычие (ФФН); ■ дислалию (ФН): моторную и сенсорную (по Б.М. Грин- Таблица 4
■ смешанную форму: фонетическое + фонематическое недоразвитие (ФН + ФнмН). Возможные варианты дислалии (дефектов фонетического уровня) и ее сочетания с фонематической незрелостью показаны в табл. 4. РИНОЛАЛИЯ Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба, боковой и задней стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше Для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-гло-точное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а. 58 основы логопсихологии ГЛАВА 1 59
При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёб-но-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. Открытая ринолалия При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б,д,т,ки.г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой по- лости. Ринофонически звучат лир. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образова- ния звука р. Функциональная открытая ринолалия. Данная фор- ма ринолалии обусловлена разными причинами. Объяс- няется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатричес-ких упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дис-лалии. Органические причины могут быть приобретенными или врожденными. Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного, и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему Для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития. Частота рождения детей с расщелинами различна сре-Ди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны. А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литературы, отмечал, что на 600-1000 ново-рожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. 60 основы логопсихологии ГЛАВА 1 61
Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мульти-факторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона (Немчинова Е.М., 1970; Мессина В.М., 1971; Кручинский Г.В., 1974; Вернадский Ю.М. и соавт.), а также биологические (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для повреждения верхней губы и нёба является 7-8-я неделя эмбриогенеза. Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время у родителей выделены микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Каспарова Н.И., 1981). У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении. В настоящее время принята следующая классификация. Врожденные расщелины верхней губы: ■ скрытая расщелина, неполная расщелина (без деформации кожно-хрящевого отдела носа; с деформацией кожно-хрящевого отдела носа); ■ полная расщелина (в раннем возрасте применяется Врожденные расщелины нёба: ■ расщелины мягкого нёба (скрытые — субмукозные, ■ расщелины мягкого и твердого нёба (скрытая, непол ■ полная расщелина альвеолярного отростка, твердого ■ полная расщелина альвеолярного отростка и передне (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются и несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М.Д. Дурова). Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несра-Щение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции (хейлопластика) на нёбе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению 62 основы логопсихологш | ГЛАВА 1 63
остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирур-; гического лечения для полной реабилитации больший-' ства (около 70%) детей с расщелиной губы и нёба недо-: статочно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения. В зависимости от характера и тяжести патологии детям рекомендуется амбулаторное наблюдение или стаци-онирование. Важным звеном является ортодонтическая помощь, которая оказывается с грудного возраста. В зависимости от патологии и возраста изготавливаются аппараты механического, функционального и комбинированного действия. Применяются защитные пластинки, формирующие мягкое нёбо после уранопластики (операции на нёбе), обтурирующие пластинки при остаточных дефектах и др. Закрытая ринолалия Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м' и н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Бели для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д. д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглуше- ния отдельных тонов в носоглоточной и носовой полос- тях. При этом гласные звуки приобретают в речи неесте- ственный оттенок. Причина закрытой формы — чаще всего органические изменен
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |