Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого - педагогическая классификация нарушений речи



2020-02-04 443 Обсуждений (0)
Психолого - педагогическая классификация нарушений речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нару­шением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70-х гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классифика­ция на основе лингвистических и психологических кри­териев (Левина Р.Е., 1968): .

■ структурные компоненты речевой системы;

■ функциональные аспекты речи;

■ соотношение видов речевой деятельности.

В психолого-педагогической классификации выделя­ют следующие нарушения.


основы логопсихологии


ГЛАВА 1


35


Таблица 2


 

 

 

Нарушение языковых средств общения (компонентов

речи):

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т. е. нарушение процессов формирования произноси­тельной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

■ общее недоразвитие речи (ОНР 1-3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объе­диняет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено форми­рование всех компонентов речевой системы, относя­щихся к звуковой и смысловой сторонам. Нарушения в применении языковых средств обще­ ния в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

заикание,

• проявления речевого негативизма (мутизм) и др.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фо­нетических и морфологических обобщений в устной речи.

В настоящее время в психолого-педагогической клас­сификации специалистами рассматриваются следующие нарушения речевого развития:

■ фонетическре нарушение речи (ФНР);

■ нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ);

■ фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

■ лексико-грамматическое нарушение речи (ЛГНР);

 

■ общее недоразвитие речи (ОНР);

■ нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР);

■ нарушение темпа и ритма речи (Лалаева Р.И., 2001).
Варианты пересечения психолого-педагогической и

клинико-педагогической классификаций представлены в табл. 2.


 

Психолого- педагогическая классификация Клинико-педагогическая классификация
ФНР НПОЗ Дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринолалия
ФФНР Дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринолалия
ЛГНР Задержка речевого развития, задержка психического развития, выход из аллалии
ОНР НОНР Алалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, задержка речевого развития, задержка психического развития
Нарушение темпа и ритма речи Тахилалия, брадилалия, заикание

Для полного понимания зависимости тсоррекционно-развивающей работы от структуры речевого дефекта мы предлагаем рассматривать существующие классификации речевых нарушений в совокупности (табл. 3), которая упорядочивает, дает широкое представление о многоас-пектности объяснения речевых нарушениях в различных классификациях.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. 2.

Что понимается под нарушениями речи? а. Раскройте причины речевых нарушений.

3. Дайте лингвистическую характеристику нарушений раз­ных компонентов (сторон) речи.

4. Раскройте нейропсихологический аспект рассмотрения
нарушений речевой функции.

5.

6.

2*


Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи. Раскройте психолого-педагогическую классификацию нарушений речи. 7. Сравните подходы в классификации речевых расстройств.


Таблица 3

 

—| Виды речи 1

Компоненты речи

i Лингвистическая 3 СЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Нейропсихологическая Клинике-педагоги­ческая Психол ого-педаго- ги- ческая

Внутренняя            |

[          Порождение          I

Мотив Замысел Программирование

1арушение процесса поро­ждения высказывания. Нарушения овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения ре­чи).

Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и задних отделов первой лобной извилины Динамиче­ская афазия Моторная алалия

 

Реализация моторной программы Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви­лины. Поражение задних отделов двигательного анали­затора, нижнетеменные отделы Поражение нижних отделов в центральной мо­торной области коры доминантного полушария. Поражение передних отделов моторной области коры мозга. Эфферентная моторная афазия Афферентная моторная афазия Моторная алалия

Продолжение табл. 3

 

1

2

3 4 5 6
   

Понимание смысла

Нарушение понимания Поражение средней височной извилины - поля 21 Акустико-  
        речи. и 37 мнестическая  
        Нарушение усвоения язы-   афазия  
    Пони- Звено звуко- ковых единиц и правил их Поражение задней трети верхней височной изви- Сенсорная  
  понимание мание различения функционирования лины - поле 22, зона Вернике афазия  
    пред-     Поражение средней височной извилины - Акустико-  
    метного     поля 21 и 37 мнестическая  
    содер-       афазия  
    жания     Тяжелое нарушение аналитико-синтетической Сенсорная  
    на     деятельности коркового конца речеслухового алалия  
    уровне     анализатора (в клетках верхне-височной извили-    
    значе-     ны - петля Гешля) при поражении височной доли    
    ний     доминантного полушария.    
      Звено опера-   Поражение средней височной извилины - Акустико-  
      тивной слухо-   поля 21 и 37 мнестическая  
      речевой памя­ти     афазия  
      Звено пере-   Поражение задней трети верхней височной изви- Сенсорная  
      шифровки   лины - поле 22, зона Вернике афазия  
      грамматики в   Тяжелое нарушение аналитико-синтетической Сенсорная  
      значение   деятельности коркового конца речеслухового алалия  
          анализатора (в клетках верхне-височной извили-    
          ны - петля Гешля) при поражении височной доли    
          доминантного полушария.    

Продолжение табл. 3


Реализа­ция вос-триятия и (понима­ния


Кинестетиче­ское звено

Акустический анализ звуков и слов


Поражение задней трети верхней височной изви-1ины - поле 22, зона Вернике Тяжелое нарушение аналитико-синтетическои деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извили­ны - петля Гешля) при поражении височной доли доминантного полушария.


Сенсорная фазия !енсорная ал алия


 


Кинестетиче­ская организа­ция

. . „Фонетический

1

leal


\ ——------------------ "----

[Неправильное произноше­ние одного или группы звуков (шипящих, свистя­щих, средне- и заднеязыч­ных звуков; нарушения твердости-мягкости, глухо­сти-звонкости согласных звуков): замена, искажение, 'смешение, взаимозамена, перестановка, пропуск


Поражение нижних отделов в центральной мо­торной области коры доминантного полушария Поражение задних отделов двигательного анали­затора, нижние теменные отделы Поражение задней трети верхней височной изви­лины - поле 22, зона Вернике


Дислалия Дизартрия Ринолалия Алалия (мо­торная) Афферентная моторная афазия Сенсорная афазия


ФФН ФН ФИД ОНР


Продолжение табл. 3


Лексико-грамматический


Ограниченный словарный запас; обедненные фразы; неправильное согласова­ние слов во фразе; непра­вильное употребление предлогов, падежей; недо-говаривание, перестановки: аграмматизмы.


Недоразвитие нервных клеток в височно-теменно-затылочных, в лобно-височном отделах доминантного полушария. Локальные изменения в височно-теменно-заты-лочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария. Поражение передних отделов моторной области коры мозга.

Тяжелое нарушение аналитико-синтетическои деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извили­ны - петля Гешля) при поражении височной доли доминантного полушария. Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви-

Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и в задних отде­лах первой лобной извилины. Поражение задних отделов двигательного анали­затора, нижнетеменные отделы Поражение задней трети верхней височной изви­лины - поле 22, зона Вернике Поражение средней височной извилины -поля 21 и 37


Дизартрия

(анартрия)

Алалия

(моторная)

(сенсорная)

Афазия Эфферентная моторная Динамиче­ская афазия Афферентная моторная Сенсорная афазия Акустико-мнестическая афазия Ринолалия


ОНР


Продолжение табл. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3 4 5 6

 

 

мелодико-интонационный

Неправильное употребле­ние ударений (логических -во фразе, грамматических -в слове); нарушения, свя­занные с силой, высотой, тембром голоса: тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразитель­ный, визгливый, немодули-рованный, скандирование)

Повреждение коры головного мозга, моста, про­долговатого мозга, проводящих путей. Дизартрия Дисфония (афония)

ОНР Нару­шения голоса

Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви­лины. Эфферентная моторная афазия
  Ринолалия (ринофония)

Темпоритмический

Ускоренный темп; замед­ленный темп; прерывистый (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки: итерации, полтерн, заика­ние)

Патологическое преобладание процессов возбу­ждения. Тахилалия

Заика­ние

Патологическое усиление тормозного процесса. Брадилалия
Нарушения индукционных отношений между корой и подкоркой и условно-рефлекторных механизмов, регулирующих деятельность под­корковых образований; динамические отклоне­ния функций стриопаллидарной системы. 1) Нарушения систем ассоциативных волокон. 2) Моторная недостаточность речи, связанная с поражением подкорковых образований Заикание невротиче­ское, органическое

Продолжение табл. 3


Письмо


Неправильная перешиф­ровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение букв в слове; несогласование и переста­новки слов в предложении;

«ходы за строчку.


Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви­лины.

Поражение средней височной извилины - поля 21 и 37

Повреждение различных отделов зрительного анализатора

Поражение нижнетеменных отделов левого по­лушария

Поражение нижних отделов ретроцентральной области левого полушария Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви-

Поражение задней трети верхней височной изви­лины - поле 22, зона Вернике


Эфферентная

моторная

афазия

Акустико-

мнестическая

1фазия

Дисграфия Оптико-пространст­венная дис­графия Афферентная моторная аграфия Эфферентная моторная афазия, агра­фия

Сенсорная афазия, агра-


ОНР ФФН


Окончание табл. 3

 

1

2

3 4 5 6
    Чтение Побуквенное чтение; заме- Поражение теменно-затылочных и затылочных Оптическая  
      на и смешение звуков; отделов левого полушария дислексия  
      искажение звуко-слоговой Поражение височных отделов левого полушария Сенсорные  
      структуры слова; наруше-   дислексии  
      ние понимания прочитан- Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле Эфферентная  
      ного; аграмматизмы. (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви- моторная  
        лины. афазия, алек-  
          сия  
        Поражение задней трети верхней височной изви- Сенсорная  
        лины - поле 22, зона Вернике афазия, алек-  
          сия  

ГЛАВА 1____________________________________________ 43



2020-02-04 443 Обсуждений (0)
Психолого - педагогическая классификация нарушений речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого - педагогическая классификация нарушений речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)