Психолого - педагогическая классификация нарушений речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70-х гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев (Левина Р.Е., 1968): . ■ структурные компоненты речевой системы; ■ функциональные аспекты речи; ■ соотношение видов речевой деятельности. В психолого-педагогической классификации выделяют следующие нарушения. основы логопсихологии ГЛАВА 1 35 Таблица 2
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): ■ фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т. е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; ■ общее недоразвитие речи (ОНР 1-3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам. Нарушения в применении языковых средств обще ния в речевой деятельности (коммуникативный аспект): ■ заикание, • проявления речевого негативизма (мутизм) и др. В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи. В настоящее время в психолого-педагогической классификации специалистами рассматриваются следующие нарушения речевого развития: ■ фонетическре нарушение речи (ФНР); ■ нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ); ■ фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); ■ лексико-грамматическое нарушение речи (ЛГНР);
■ общее недоразвитие речи (ОНР); ■ нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); ■ нарушение темпа и ритма речи (Лалаева Р.И., 2001). клинико-педагогической классификаций представлены в табл. 2.
Для полного понимания зависимости тсоррекционно-развивающей работы от структуры речевого дефекта мы предлагаем рассматривать существующие классификации речевых нарушений в совокупности (табл. 3), которая упорядочивает, дает широкое представление о многоас-пектности объяснения речевых нарушениях в различных классификациях. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Что понимается под нарушениями речи? а. Раскройте причины речевых нарушений. 3. Дайте лингвистическую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи. 4. Раскройте нейропсихологический аспект рассмотрения
Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи. Раскройте психолого-педагогическую классификацию нарушений речи. 7. Сравните подходы в классификации речевых расстройств. Таблица 3
Компоненты речи | i Лингвистическая 3 | СЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Нейропсихологическая | Клинике-педагогическая | Психол ого-педаго- ги- ческая | |||||||||||||||||||||||||||||
Внутренняя | | [ Порождение I | Мотив Замысел Программирование | 1арушение процесса порождения высказывания. Нарушения овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи). | Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и задних отделов первой лобной извилины | Динамическая афазия Моторная алалия |
| |||||||||||||||||||||||||||
Реализация моторной программы | Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной извилины. Поражение задних отделов двигательного анализатора, нижнетеменные отделы Поражение нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария. Поражение передних отделов моторной области коры мозга. | Эфферентная моторная афазия Афферентная моторная афазия Моторная алалия |
Продолжение табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Понимание смысла | Нарушение понимания | Поражение средней височной извилины - поля 21 | Акустико- | ||||
речи. | и 37 | мнестическая | |||||
Нарушение усвоения язы- | афазия | ||||||
Пони- | Звено звуко- | ковых единиц и правил их | Поражение задней трети верхней височной изви- | Сенсорная | |||
понимание | мание | различения | функционирования | лины - поле 22, зона Вернике | афазия | ||
пред- | Поражение средней височной извилины - | Акустико- | |||||
метного | поля 21 и 37 | мнестическая | |||||
содер- | афазия | ||||||
жания | Тяжелое нарушение аналитико-синтетической | Сенсорная | |||||
на | деятельности коркового конца речеслухового | алалия | |||||
уровне | анализатора (в клетках верхне-височной извили- | ||||||
значе- | ны - петля Гешля) при поражении височной доли | ||||||
ний | доминантного полушария. | ||||||
Звено опера- | Поражение средней височной извилины - | Акустико- | |||||
тивной слухо- | поля 21 и 37 | мнестическая | |||||
речевой памяти | афазия | ||||||
Звено пере- | Поражение задней трети верхней височной изви- | Сенсорная | |||||
шифровки | лины - поле 22, зона Вернике | афазия | |||||
грамматики в | Тяжелое нарушение аналитико-синтетической | Сенсорная | |||||
значение | деятельности коркового конца речеслухового | алалия | |||||
анализатора (в клетках верхне-височной извили- | |||||||
ны - петля Гешля) при поражении височной доли | |||||||
доминантного полушария. |
Продолжение табл. 3
Реализация вос-триятия и (понимания
Кинестетическое звено
Акустический анализ звуков и слов
Поражение задней трети верхней височной изви-1ины - поле 22, зона Вернике Тяжелое нарушение аналитико-синтетическои деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины - петля Гешля) при поражении височной доли доминантного полушария.
Сенсорная фазия !енсорная ал алия
Кинестетическая организация
. . „Фонетический
1
leal
\ ——------------------ "----
[Неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков): замена, искажение, 'смешение, взаимозамена, перестановка, пропуск
Поражение нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария Поражение задних отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы Поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике
Дислалия Дизартрия Ринолалия Алалия (моторная) Афферентная моторная афазия Сенсорная афазия
ФФН ФН ФИД ОНР
Продолжение табл. 3
Лексико-грамматический
Ограниченный словарный запас; обедненные фразы; неправильное согласование слов во фразе; неправильное употребление предлогов, падежей; недо-говаривание, перестановки: аграмматизмы.
Недоразвитие нервных клеток в височно-теменно-затылочных, в лобно-височном отделах доминантного полушария. Локальные изменения в височно-теменно-заты-лочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария. Поражение передних отделов моторной области коры мозга.
Тяжелое нарушение аналитико-синтетическои деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины - петля Гешля) при поражении височной доли доминантного полушария. Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви-
Поражение передних отделов речевой зоны в области кпереди от зоны Брока и в задних отделах первой лобной извилины. Поражение задних отделов двигательного анализатора, нижнетеменные отделы Поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике Поражение средней височной извилины -поля 21 и 37
Дизартрия
(анартрия)
Алалия
(моторная)
(сенсорная)
Афазия Эфферентная моторная Динамическая афазия Афферентная моторная Сенсорная афазия Акустико-мнестическая афазия Ринолалия
ОНР
Продолжение табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| мелодико-интонационный | Неправильное употребление ударений (логических -во фразе, грамматических -в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса: тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, немодули-рованный, скандирование) | Повреждение коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. | Дизартрия Дисфония (афония) | ОНР Нарушения голоса |
Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной извилины. | Эфферентная моторная афазия | |||||
Ринолалия (ринофония) | ||||||
Темпоритмический | Ускоренный темп; замедленный темп; прерывистый (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки: итерации, полтерн, заикание) | Патологическое преобладание процессов возбуждения. | Тахилалия | Заикание | ||
Патологическое усиление тормозного процесса. | Брадилалия | |||||
Нарушения индукционных отношений между корой и подкоркой и условно-рефлекторных механизмов, регулирующих деятельность подкорковых образований; динамические отклонения функций стриопаллидарной системы. 1) Нарушения систем ассоциативных волокон. 2) Моторная недостаточность речи, связанная с поражением подкорковых образований | Заикание невротическое, органическое |
Продолжение табл. 3
Письмо
Неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение букв в слове; несогласование и перестановки слов в предложении;
«ходы за строчку.
Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной извилины.
Поражение средней височной извилины - поля 21 и 37
Повреждение различных отделов зрительного анализатора
Поражение нижнетеменных отделов левого полушария
Поражение нижних отделов ретроцентральной области левого полушария Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви-
Поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике
Эфферентная
моторная
афазия
Акустико-
мнестическая
1фазия
Дисграфия Оптико-пространственная дисграфия Афферентная моторная аграфия Эфферентная моторная афазия, аграфия
Сенсорная афазия, агра-
ОНР ФФН
Окончание табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Чтение | Побуквенное чтение; заме- | Поражение теменно-затылочных и затылочных | Оптическая | |||
на и смешение звуков; | отделов левого полушария | дислексия | ||||
искажение звуко-слоговой | Поражение височных отделов левого полушария | Сенсорные | ||||
структуры слова; наруше- | дислексии | |||||
ние понимания прочитан- | Поражение заднелобных отделов КГМ 44 поле | Эфферентная | ||||
ного; аграмматизмы. | (зона Брока), задняя часть третьей лобной изви- | моторная | ||||
лины. | афазия, алек- | |||||
сия | ||||||
Поражение задней трети верхней височной изви- | Сенсорная | |||||
лины - поле 22, зона Вернике | афазия, алек- | |||||
сия |
ГЛАВА 1____________________________________________ 43
2020-02-04 | 443 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Психолого - педагогическая классификация нарушений речи |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы