Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психокоррекционная работа при ринолалии



2020-02-04 739 Обсуждений (0)
Психокоррекционная работа при ринолалии 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитывая комплексный подход к процессу нормали­зации, в коррекционной работе речи при ринолалии на­ряду с медикаментозным лечение и логопедической ра­боте применяется психотерапия. Психотерапия может быть прямой и косвенной.

В основе прямой психотерапии лежат методы разъяс­нения, убеждения и обучения. Прямая психотерапия дол­жна носить характер индивидуальных бесед с ребенком и матерью, проводимых в увлекательной, образной, дос­тупной форме. У детей необходимо воспитывать желание и стремление работать над своей речью, веру в свои силы и возможность преодоления дефекта, что положительно влияет на реализацию коррекционно-педагогической ра­боты и активизирует самостоятельную работу над речью. Косвенная (непрямая) психотерапия широко приме­няется в работе и проводится с ближайшим окружением детей с ринолалией. Родители, оберегая ребенка от воз­можных насмешек, изолируют его от детского коллекти­ва, друзей и знакомых, что приводит к негативным тен­денциям в развитии личности ребенка. Взрослые не по­нимают того, только в коллективе, в процессе совмест­ной деятельности и игры у детей развиваются способнос­ти, личностная сфера. Поэтому задача логопеда и психо­лога состоит в том, чтобы «разъяснить родителям, какое влияние оказывает хороший коллектив на преодоление ребенком чувства неполноценности и ущемленности»


основы логопсихологии


ГЛАВА 3


193


 


(Воронцова Т.Н., 2001). Однако надо учитывать, что при единстве методов прямой и косвенной психотерапии в комплексе воздействия на лиц ринолалией прямая пси­хотерапия преобладет в работе с подростками и взрослы­ми, а косвенная — с детьми младшего возраста.

В психокоррекционной работе также применяется ра- циональная психотерапия (направленная на воспитание и перевоспитание мышления, изменение оценки своего болезненного состояния, на стимуляцию работы над ре­чью), проводимая логопедом и психологом и суггестив­ная психотерапия (внушение, гипноз, аутотренинг), про­водимая только врачом-психотерапевтом со взрослыми. Цели всех видов психотерапевтического воздействия

(по Т.Н. Воронцовой):

1. Стимуляция работы над речью, активизация ребенка и его родных. В процессе достижения этой цели решают­ся следующие задачи: создание положительного эмоцио­нального фона; выработка волевой настроенности на пре­одоление возможных трудностей в работе и на формиро­вание новых речевых навыков и умений (в зависимости от этапов и содержания логопедической работы).

2. Перевоспитание личности больного в целом. Эта
цель предполагает реализацию следующих задач: устра-
| нение психогенных наслоений у школьников, подрост-­
ков, взрослых; перестройку социального контакта с ок­-
ружающими, нередко нарушенного в силу имеющегося
дефекта речи и внешности; формирование правильного
отношения родственников и окружающих к ребенку с
нёбной патологией.                                                                    

Логопед проводит психотерапию двух видов:                 

■ активную (реализуемую в процессе логопедического
обучения в до- и послеоперационный периоды);

■ поддерживающую (осуществляемую после курса лого­-
педического обучения до полной социальной адапта­-
ции больного).


Психотерапевтическая работа при ринолалии тесно связана с задачамалоишедического обучения, осуществ­ляется в процесее его реализации и дифференцируется от возраста больного. Систематически проводимая и правиль­но построенная психотерапевтическая работа помогает повысить эффективность логопедической помощи боль­ных с ринолалией и содействует их успешной социаль­ной адаптации.

Профилактика нарушений голоса

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важны охрана и воспитание голоса с раннего дет­ства. Каждый педагог должен знать, что развитие-голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детс­кому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппа­рата, что может привести к функциональным и органи­ческим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные,голоса с точными и выра­зительными интонациями. Обладая большой подражатель­ностью, они легко усваивают интонацию и способ голосо-подачи окружающих их взрослых. Основными профилак­тическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атакой голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение!, алкоголь, злоупотреб­ление горячей и сильно охлажденной пищей недопусти­мы, так как при этом раздражаемся слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных забо­леваний. Наблюдения показывает, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые про-

Зак .129


194


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 3


195


 


студы», при которых люди продолжают работать, напря­гая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать поста­новку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, кото­рым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосо­вой патологии. Это в первую очередь невротические ре­акции на дефект, которые отягощают развитие основно­го нарушения.

Тактичная рациональная психотерапия, раннее нача­ло коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия следует проводить и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контро­ля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают ре­комендации по соблюдению голосового режима. Соблю­дение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы го­лосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достиг­нутых результатов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие «психокоррекция».

2. Как проводится психокоррекционная работа с детьми с
речевыми нарушениями в условиях специализированного
учреждения?

3. Какие виды и методы психокоррекции используются в
работе с детьми с речевыми нарушениями?

4. Подготовьте игры и упражнения на коррекцию и развитие:

 

— познавательной сферы;

— эмоционально-волевой сферы;

— личностного развития детей с речевыми нарушениями.


ТЕМЫ ДЛЯЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Предметная деятельность у детей с речевыми наруше­-
ниями.

2. Игровая деятельность детей с различными формами ре­-
чевых расстройств.

3. Конструктивная и изобразительная деятельность и ее
нарушения у детей с речевой патологией. ■

 

6. Характеристика коммуникативных свойств личности при
различных клинических формах речевых нарушений.

7. Нарушение речи как высшей психической функции (по
Л.С. Выготскому).

8. Характеристика умственного развития детей с речевой
патологией.

9. Особенности учебной деятельности учащихся с речевы­-
ми нарушениями.

 

10. Обоснование содержания психолого-педагогического изу­-
чения детей раннего возраста.

11. Обоснование содержания (подбор экспериментальных
методик) психолого-педагогического изучения детей
младшего дошкольного возраста.

12. Обоснование содержания (подбор экспериментальных
методик) психолого-педагогического изучения детей стар­-
шего дошкольного возраста.

13. Обоснование содержания (подбор экспериментальных
методик) .психолого-педагогического изучения детей
младшего школьного возраста.

14. Диагностика игровой деятельности детей с речевыми
нарушениями.

15. Диагностика конструктивной деятельности детей с ре­-
чевыми нарушениями.

16. Диагностика изобразительной деятельности детей с ре­-
чевыми нарушениями.

17. Диагностика учебной деятельности детей с речевыми
нарушениями.

18. Психолого-педагогическая диагностика речевого раз­-
вития.


196


ОСНОВ Ы ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВАЗ


 


 



2020-02-04 739 Обсуждений (0)
Психокоррекционная работа при ринолалии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психокоррекционная работа при ринолалии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.054 сек.)