Психокоррекционная работа при ринолалии
Учитывая комплексный подход к процессу нормализации, в коррекционной работе речи при ринолалии наряду с медикаментозным лечение и логопедической работе применяется психотерапия. Психотерапия может быть прямой и косвенной. В основе прямой психотерапии лежат методы разъяснения, убеждения и обучения. Прямая психотерапия должна носить характер индивидуальных бесед с ребенком и матерью, проводимых в увлекательной, образной, доступной форме. У детей необходимо воспитывать желание и стремление работать над своей речью, веру в свои силы и возможность преодоления дефекта, что положительно влияет на реализацию коррекционно-педагогической работы и активизирует самостоятельную работу над речью. Косвенная (непрямая) психотерапия широко применяется в работе и проводится с ближайшим окружением детей с ринолалией. Родители, оберегая ребенка от возможных насмешек, изолируют его от детского коллектива, друзей и знакомых, что приводит к негативным тенденциям в развитии личности ребенка. Взрослые не понимают того, только в коллективе, в процессе совместной деятельности и игры у детей развиваются способности, личностная сфера. Поэтому задача логопеда и психолога состоит в том, чтобы «разъяснить родителям, какое влияние оказывает хороший коллектив на преодоление ребенком чувства неполноценности и ущемленности» основы логопсихологии ГЛАВА 3 193
(Воронцова Т.Н., 2001). Однако надо учитывать, что при единстве методов прямой и косвенной психотерапии в комплексе воздействия на лиц ринолалией прямая психотерапия преобладет в работе с подростками и взрослыми, а косвенная — с детьми младшего возраста. В психокоррекционной работе также применяется ра- циональная психотерапия (направленная на воспитание и перевоспитание мышления, изменение оценки своего болезненного состояния, на стимуляцию работы над речью), проводимая логопедом и психологом и суггестивная психотерапия (внушение, гипноз, аутотренинг), проводимая только врачом-психотерапевтом со взрослыми. Цели всех видов психотерапевтического воздействия (по Т.Н. Воронцовой): 1. Стимуляция работы над речью, активизация ребенка и его родных. В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи: создание положительного эмоционального фона; выработка волевой настроенности на преодоление возможных трудностей в работе и на формирование новых речевых навыков и умений (в зависимости от этапов и содержания логопедической работы). 2. Перевоспитание личности больного в целом. Эта Логопед проводит психотерапию двух видов: ■ активную (реализуемую в процессе логопедического ■ поддерживающую (осуществляемую после курса лого- Психотерапевтическая работа при ринолалии тесно связана с задачамалоишедического обучения, осуществляется в процесее его реализации и дифференцируется от возраста больного. Систематически проводимая и правильно построенная психотерапевтическая работа помогает повысить эффективность логопедической помощи больных с ринолалией и содействует их успешной социальной адаптации. Профилактика нарушений голоса Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важны охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие-голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные,голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосо-подачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атакой голосоподачи. Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение!, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражаемся слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывает, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые про- Зак .129 194 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3 195
студы», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить. Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления. Профилактические мероприятия следует проводить и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса. Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понятие «психокоррекция». 2. Как проводится психокоррекционная работа с детьми с 3. Какие виды и методы психокоррекции используются в 4. Подготовьте игры и упражнения на коррекцию и развитие:
— познавательной сферы; — эмоционально-волевой сферы; — личностного развития детей с речевыми нарушениями. ТЕМЫ ДЛЯЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Предметная деятельность у детей с речевыми наруше- 2. Игровая деятельность детей с различными формами ре- 3. Конструктивная и изобразительная деятельность и ее
6. Характеристика коммуникативных свойств личности при 7. Нарушение речи как высшей психической функции (по 8. Характеристика умственного развития детей с речевой 9. Особенности учебной деятельности учащихся с речевы-
10. Обоснование содержания психолого-педагогического изу- 11. Обоснование содержания (подбор экспериментальных 12. Обоснование содержания (подбор экспериментальных 13. Обоснование содержания (подбор экспериментальных 14. Диагностика игровой деятельности детей с речевыми 15. Диагностика конструктивной деятельности детей с ре- 16. Диагностика изобразительной деятельности детей с ре- 17. Диагностика учебной деятельности детей с речевыми 18. Психолого-педагогическая диагностика речевого раз- 196 ОСНОВ Ы ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВАЗ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |