Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Диагностика познавательной деятельности детей дош­кольного возраста.

2. Содержание психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.

3. Методы исследования речевой деятельности детей с от­клонениями в развитии.

4. Характеристика наглядно-образного мышления детей с отклонениями в развитии.

5. Характеристика изобразительной деятельности детей с отклонениями в развитии.

6. Характеристика речевой деятельности детей с отклоне­ниями в развитии.

7. Характеристика вербального поведения детей с речевы­ми нарушениями в процессе проведения диагностичес­кого исследования.

8. Характеристика продуктов деятельности ребенка с от­клонениями в развитии в системе методов диагностичес­кого исследования.

9. Характеристика обучаемости детей с нарушениями речи. 10. Характеристика нарушений вербально-логического мыш­ления у школьников.

11. Характеристика графической деятельности детей с на­рушениями речи.

12. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте.

13. Характеристика коммуникативной деятельности в сис­теме психолого-педагогического изучения детей с откло­нениями в развитии.

14. Психолого-педагогическая характеристика детей с дислалией.

15. Психолого-педагогическая характеристика детей с ди­зартрией.

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

17. Психолого-педагогическая характеристика детей с дис­лексией, дисграфией.

18. Психолого-педагогическая характеристика детей с заи­канием.


 

19. Психолого-педагогическая характеристика детей с нару­-
шениями голоса.

20. Психолого-педагогическая характеристика детей с ри-
нолалией.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Психология языковых нарушений у детей с дизартри-ческой патологией.

2. Развитие коммуникативно-познавательной способности ребенка.

3. Дифференциация речевых и языковых нарушений у детей.

4. Смысловая организация речевого высказывания у детей.

5. Характеристика памяти у детей с нарушениями речи.

 

6. Особенности воспитания личности ребенка с нарушени­ями речи.

7. Особенности социальной адаптации дошкольников с тя­желыми нарушениями речи при: дизартрии, ринолалии, алалии,заикании.

8. Особенности словесно-логической памяти у детей с рече­выми нарушениями.

9. Исследование вербально-логической формы мышления у детей дошкольного возраста сречевыми нарушениями. 

10. Диагностика внимания и особенности его характерис­тик (объем, распределенность, переключаемость, концен­трация) у детей дошкольного и младшего школьного воз­раста с речевыми нарушениями.

11. Психологические параметры дизонтогенеза.

12. Уровни развития коммуникативно-познавательной спо­собности ребенка с речевыми нарушениями.  

13. Характеристика наглядно-образного мышления детей с речевыми расстройствами.

14. Характеристика, пространственных представлений до­школьников с речевыми нарушениями.

15. Диагностика психического развития учащихся с рече­вой патологией.

16. Диагностика психического развития учащихся с рече­вой патологией.

17. Наблюдение за ребенком с нарушением речи в процессе его свободной (направляемой педагогом) деятельности.


СЛОВАРЬ


199


 


СЛОВАРЬ

Агнозия — нарушения различных видов восприятия, воз­никающие при определенных поражениях мозга. Различа­ют: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изображения (при поражении теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого полушария); 2) слуховые А., про­являющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов; 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь.

Аграмматизм — нарушения грамматической стороны ус­тной и письменной речи (экспрессивный А.), нарушение по­нимания значений грамматических оборотов (импрессивный А.)> Форма А. зависит от локализации поражения мозга.

Аграфия (от греч. а — отрицательная частица, grapho — пишу) — нарушения письма. Форма А. зависит от локали­зации поражения мозга.

Акалысулня (от греч. а — отрицательная частица я лат. calculatio — счет, вычисление) нарушение счета и счет­ных операций. Форта А. зависит от локализации пораже­ния мозга.

Алексия (от греч. а — отрицательная частица, lego — читаю) — нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга.

Амимия (гипомимия) — нарушение движений лицевой мускулатуры (мимики), приводящее к полному отсутствию или ослаблению (гипо-) выразительности лица.

Амнезия — нарушение памяти при различных локаль­ных поражениях мозга.

Анализатор (от греч. analysis — разложение, расчлене­ние) — термин, введенный И.П. Павловым для обозначения нервных аппаратов мозга, обеспечивающих восприятие, ана­лиз и синтез раздражителей разных модальностей. Выделя­ют зрительный, слуховой, обонятельный, кожный, двига­тельный и др. А.

Апраксин (от греч. а — отрицание, praxis — действие) — нарушение произвольных, целенаправленных движений и


действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Выделяют следующие формы апраксии: 1) кинестетическая — распад нужного на­бора движений (в том числе оральная и артикуляторная); 2) конструктивно-пространственная — нарушение зритель­но-пространственных координат; 3) кинетическая (динами­ческая) — затруднение серии последовательных актов, пер­северации; 4) «лобная» регуляторная — нарушение подчи­нения движений заданной программе (системные персеве­рации, эхолалии,эхопраксии).

Асимметрия функциональная головного мозга — харак­теристика распределения психических функций между ле­вым и правым полушариями.

Аспонтанность (речевая) — отсутствие речевой активно­сти, безынициативность.

Астереогноз (тактильная агнозия) — нарушение узнавания предметов на ощупь как следствие нарушения синтетических симультанных процессов в тактильном восприятии, наступа­ющего из-за нарушения сложных форм глубокой чувствитель­ности при сохранности зрительного узнавания предметов.

Афазия (от греч. а — отрицательная частица и hoses — речь, высказывание) — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях, мозга различной этиологии (череп­но-мозговая травма, опухоли, нарушения мозгового крово­обращения). Существует несколько форм А. (по классифи­кации А.Р. Лурии), разные механизмы и структура кото­рых зависят от локализации поражения мозга.

Афферентный импульс — идущий от периферии к цент­ру, например кинестетический, тактильный.

Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнава­ние слова как единого графического целого.

Гнозис (от греч. gnosis — знание) — узнавание (акусти­ческое, оптическое, тактильное, вкусовое и т. п.).

Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая рас­стройство, arthroo — членораздельно произношу) — наруше­ние четкого артикулирования звуков; симптомы — смазан-ность, носовой оттенок произношения, монотонность. Отли­чается от афазии сохранностью структуры речи, письма и чтения. Возникает из-за нарушения иннервации артикуля-торного аппарата (мягкого нёба, языка, губ).

Дисграфия (от греч. dys — расстройство, grapho — пишу) — см. аграфия.


200


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


СЛОВАРЬ


201


 


Дислексия (от греч. dys — расстройство, lego — читаю) — см. алексия.

Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка.

Интеллект (от лат. intellectus ) — ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека, совокупность всех по­знавательных функций человека — от ощущения и воспри­ятия до мышления и воображения. В более узком смысле:— мышление.

Интеллектуальная деятельность — деятельность, в ос­нове которой лежат познавательные мотивы, исследователь­ский импульс, теоретический интерес; служит для практи­ческого и теоретического познания действительности и для организации, планирования и руководства деятельностью человека.

Интериоризация — процесс формирования внутреннего плана деятельности, преобразования внешних практических действий во внутренние умственные действия.

Локализация высших психических функций: мозг — суб­страт психических функций работает как единое целое, со­стоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.

Мыслительные процессы — процессы, реализующие осо­бый вид целенаправленных действий и операций, адекват­ных познавательным целям.

Нарушение высших психических функций — первичным в каждом конкретном случае выступает нарушение «собствен­ной функции» пораженного участка, которая обеспечивает нормальное протекание процесса определенного звена фун­кциональной системы (например, нарушение акустического анализа и синтеза при поражении 22 поля Вернике, т. е. Задней трети верхней височной извилины коры левого по­лушария и др.). Вторичное (или системное) нарушение — это нарушение всей функциональной системы в целом, воз­никающее вследствие и на основе первичного нарушения, нарушения фактора (например, на основе нарушения акус­тического анализа и синтеза (фактора) возникает наруше­ние понимания речи, письма, чтения и др.).

Нейропсихологический синдром — симптомокомплекс, состоящий из внешне разнородных симптомов, но внутренне связанных между собой на основе общего фактора (механиз­ма) их возникновения при локальных поражениях мозга.


Нейропсихология — отрасль психологической науки, сло­жившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических фун­кций.

Парагнозии (от греч. para — возле, около, gnosis — зна­ние, узнавание, восприятие) — неточное или неправильное понимание значения слов при слуховом восприятии речи.

Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.

Парадигматические связи — симультанно, простран­ственно организованная единица, в которой смысл изменя­ется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Орга­низованы по признаку «или — или»; например, фонема мо­жет быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.

Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате поражения головного мозга.

Парафазия (от греч. para — возле, около, hases — речь) — замена одного слова другим, близким по смыслу (например, хлеб — булка, ложка — вилка и др.) — вербальные П.; за­мена одного звука в слове при его произнесении другим по фонематической близости или близким по месту и способу происхождения звука (например, пылинка — былинка, класс — глаз, баба — папа — мама, вар — фар и др.)— ли­теральные П.

Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — навяз­чивое, упорное повторение одних и тех же предыдущих дви­жений, звуков, слов, фраз, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Предикат — сказуемое, психологический П. — замысел высказывания.

Просодия— интонационный, мелодический компонент речи.

Речь — использование средств языка индивидом сообразно с задачами, которые перед ним стоят, и условиями, в кото­рых эти задачи возникают. Этот процесс совершается4* виде речевой деятельности и выражается в речевых образовани­ях, посредством которых совершается общение; язык же — та совокупность средств, которые речь при этом использует (С.Л. Рубинштейн), и, различая язык и речь, надо и слово рассматривать в двойном качестве — как единицу языка и: единицу речи.


202


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


СЛОВАРЬ


203


 


Речь внутренняя — различные виды использования язы­ковых значений вне процесса реальной коммуникации, типа внутреннего проговаривания («речь про себя»): а) сохраня­ющая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мыслительных задач в затруднен­ных условиях; б) собственная Р. в., когда она выступает как средство мышления; в) структурное программирование (за­мысел, программа речевого высказывания).

Симптом (нейропсихологический) — нарушение той или другой психической функция, возникающее при локальных поражениях мозга (например, нарушение функции понима­ния речи, памяти, восприятия и др.)- Симптом не совпадает с локализацией данной функции. (Например, симптом на­рушения функции письма может возникать при поражении височных отделов левого полушария мозга, однако локали­зация функции письма совсем иная.)

Симультанные синтезы — объединение отдельных раз­дражителей в определенные группы, отражающие одновре­менные пространственные воздействия. Симультанное вос­приятие — одновременное, мгновенное восприятие.

Симультанный — единый, пространственно организован­ный, например фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.

Синтагматические отношения — сукцессивно. Линейно организованная единица, в которой смысл связан по прин­ципу «и — и»; например, предлог может стоять только пе­ред существительным, наречие, связанное с глаголом; дру­гим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне.

Сукцесснвное восприятие — последовательное восприятие раздражителей, характеризующихся порядком следования. Умственные действия — разнообразные действия чело­века, выполняемые во внутреннем плане сознания без опо­ры на внешние средства, включая и внешнюю (слышимую) речь.

Фонема (от греч. phonema — голос, звук, речь) — разли­чительная единица звукового строя языка; обобщение раз­личных вариантов слышимых в речи звуков или выделение и обобщение дифференциальных признаков звуков, несущих на себе значения, в отличие от других звуков, которые назы­ваются «варианты» и не несут смыслоразличительнои функ­ции. Ф.— самое существенное свойство звука (Л.В. Щерба).


Фонематический слух — смыслоразличительный систе­матизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез зву­кового потока и восприятие фонем данного языка.

Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребле­ния грамматических средств языка в устной речи.

Эфферентный импульс — идущий от центра к перифе­рии, например планирующий движение.

Эхолалия (от греч. echo — отражение, laleo — говорю) — автоматическое (бессмысленное) повторение слышимых зву­ков, слов, фраз, возникающее при заболеваниях мозга раз­личной этиологии. Характерна для речи нормально разви­вающихся детей раннего возраста.

Язык — социально-психологическое явление. Одним из проявлений языка является устная речь как словесное об­щение: язык является средством осуществления речи и вер­бального мышления. Язык — это средство, с помощью ко­торого обобщается и передается людям опыт общественно-исторической практики, а следовательно, язык также и сред­ство общения. Речь и язык связаны между собой (А.А. Ле­онтьев, А.Н. Леонтьев, Ф. Де Соссюр).


ПРИЛОЖЕНИЕ


205


 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Логопедическое обследование

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психи­ческого состояния ребенка.

Логопедическое обследование предполагает определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случа­ях наиболее распространенным нарушением является недо­развитие фонетико-фонематического уровня речевой функ­ции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. Губительное нарушение произ­носительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), ме­нее грубые, но сгойкие звуковые искажения (стертая дизар­трия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефек­тами твердого и мягкого нёба. Все эти нарушения артику­ляции, как правило, сопровождаются дефектами фонемати­ческих процессов (восприятия близких по акустико-артику-ляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза). Нарушения лексико-грамматического строя про­являются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудно­стей словообразования и словоизменения, в несформирован-ности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматичес-кие расстройства могут быть относи­тельно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи.

Нарушением устной речи является и заикание как осо-­
бое нарушение темпа и ритма речи.                                       

Дизорфография (патологическое усвоение орфографичес­кого навыка) выделилась в последние годы как самостоя-


тельное расстройство, которое может сочетаться с дисгра-фией, а может проявиться и самостоятельно.

Одной из задач является диагностирование сложных по­граничных нарушений, когда имеет место снижение интел­лектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя гра­ница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетать­ся и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).

В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача ло­гопеда — определить степень речевых расстройств и ха­рактер их в каждом из таких синдромов. Так, характер­ным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грам­матического строя речи, обусловленное основным заболе­ванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с соци­ально-педагогической запущенностью сопровождается ха­рактерными особенностями лексико-грамматического строя (трудностями словообразования и подбора антони­мов и синонимов, затруднениями в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформиро-ванностью связной речи).

Особенности речевой функции у каждого ребенка сопос­тавляются с показателями обследования других специалис­тов: психиатров, невропатологов, психологов, педагогов-де-фектологов (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов).

Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и разверну­тый речевой диагноз.

Схема обследования

/. Цель посещения, жалобы родителей и ребенка.

II . Ознакомление с педагогической документацией.

III . Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза раз­
вития ребенка (моторного, речевого, психического).

Особое внимание обращают на: • предречевые вокализации (гуканье, гуление); ■ появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;


206


основы логопсихологии


ЛРИЛОЖЕНИЕ


207


 


■ качество первых слов, фраз (наличие нарушений слого­вой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопро-изношение). IV . Объективное исследование ребенка.

1. Установление эмоционального контакта с ребенком,
создание правильного отношения к обследованию: выявле­-
ние интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особен­-
ностей представления об окружающем.

2. Исследование невербальных функций: изучение пси­-
хомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на
пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструк­-
ции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания,
выраженной замедленности.

3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в
прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ря­-
дов по сенсорным эталонам.

4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пун­-
ктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по кон­-
туру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими
элементами).

6. Исследование мышления (расклад серий сюжетных,
картинок, выявление причинно-следственных связей, опре­-
деление уровня смысловой целостности рассказа).

7. Исследование импрессивной речи:

■ понимание связной речи;

■ понимание предложений;

■ понимание различных грамматических форм (предлож-
но-падежных конструкций, дифференциация единствен­-
ного и множественного числа существительных, глаго­-
лов, дифференциация глаголов с различными пристав­-
ками и т. п.);

■ понимание слов (противоположных по значению, близ­-
ких по значению).

8. Исследование фонематических процессов,
а) Фонематический анализ:

■ выделение звука на фоне слова;

■ выделение звука* из слова;

■ определение места звука в слове по отношению к другим
звукам;


• определение количества звуков в слове;

■ дифференциация звуков по противопоставлениям (звон­
кость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие
и т. п.).

б) Фонематический синтез:

■ составление слов из последовательно данных звуков;

■ составление слов из звуков, данных в нарушенной после­
довательности.

в) Фонематические представления: придумать слово на
определенный звук.

9. Исследование экспрессивной речи.

а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата,
исследование орального праксиса. Отметить параметры дви­
жений:

■ тонус;

■ активность;

■ объем движения;

■ точность выполнения;

■ длительность;

■ замена одного движения другим;

■ добавочные и лишние движения (синкенезии).

б) Состояние звукопроизношения:

■ изолированный вариант;

■ в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;

■ в словах;

■ в речи;

■ произношение слов различной слоговой структуры.
Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов,

уподобление слогрв, перестановка слогов.

в) Исследование словарного состава языка:

■ самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;

■ подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

■ выявление общих категориальных названий.
Отметить:

■ соответствие словаря возрастной норме;

■ наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных,
местоимений, существительных;

■ точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между актив­ным и пассивным словарем.


208


ОСНОВЫ ЛОГШСИХОЛОГЙЙ


ПРИЛОЖЕНИЕ


209


 


г) Обследование грамматического строя речи.

Отметить! в характер употребляемых предложений (однословные,

двусловные и более); • характер употребления предложно-падежных конструкций;

■ состояние функции словоизменения:

■ преобразование единственного числа существительных во
множественное в именительном падеже;

■ образование формы родительного падежа существитель­-
ных в единственном и множественном числе;

■ согласование с числительными;

■ состояние функции словообразования:

■ образование существительных с помощью уменьшитель­-
но-ласкательных суффиксов;

■ образование прилагательных (относительных, качествен- ных, притяжательных);

■ образование названий детенышей животных;

■ образование глаголов с помощью приставок.

10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказ-­
ки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.).

Отметить:

■ логическую последовательность в изложении событий;

■ характер аграмматизма;

■ особенности словаря.

 

11. Исследование динамических характеристик речи
(темп, интонационная выразительность; наличие скандиро-­
ван ной речи; запинки, спотыкание, заикание).

12. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сип­-
лый, хриплый.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)