Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы обследования



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
Основные методы обследования 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Изучение документации с целью сбора анамнестичес­-
ких данных и получения представления о причинах откло­-
нений в развитии.

Основными документами, необходимыми для проведения психологического-изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневро­лога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинго­лога, офтальмолога и др.

Кроме того, в документацию должна входить педагоги­ческая характеристика ребенка, которую дает то детское уч­реждение, в котором он находился до поступления в ПМПК

Метод изучения документации позволяет специалисту- .• психологу определить, в каких направлениях следует стро­ить дальнейшее обследование ребенка.

2. Метод беседы. С помощью беседы выясняются особен­-
ности психических проявлений ребенка в процессе личного
общения с его родителями, с лицами из его микросоциаль­-
ного окружения, с самими ребенком. Беседа должна прово­-
диться по специально составленной программе. С ее помо­-
щью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и
дошкольном детстве, каковы его интересы, способности,
особенности характера, поведения.

Ценные материалы может дать беседа с самими ребен­ком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности я мотивы поведе­ния ребенка, его отношение к семье и школе, степень ори­ентировки в окружающем пространстве, склонности, инте­ресы, отношение к состоянию его собственного здоровья.


Содержание беседы варьируют в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значе­ние имеет беседа для установления контакта с ребенком.

3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу
подвергается конечный результат деятельности ребенка: дет-­
ские рисунки, различные поделки, письменные и учебные
работы и т. д.

Цель этого метода — сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Ана­лиз результатов детского творчества позволяет судить так­же о таких качествах ребенка, как воображение, особеннос­ти зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражаются отношение детей к дей­ствительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, патологические проявления.

4. Метод наблюдения. Психологическое наблюдение по-­
зволяет судить о различных проявлениях психики ребенка
в условиях его естественной деятельности при минималь­-
ном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение
должно быть целенаправленным, т. е. определяться задачей
исследования.

В условиях ПМПК наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием, т. е. носит активный характер.

Ценность метода состоит в том, что исследователь в тече­ние относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, со­здавая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребенка, определения его «зоны ближайшего развития».

Результаты наблюдения за ребенком в условиях различ­ных видов его деятельности должны фиксироваться в про­токоле (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в кар­ту психологического исследования. Важное значение для оценки-результатов имеет точность, тщательность и непред­взятость при фиксировании результатов наблюдения. Реги­страция наблюдений может осуществляться с помощью маг­нитофонной записи, фото- и киносъемки, записи на видео-


212


основы лолопсихо/iorw


ПРИЛОЖЕНИЕ


213


 


магнитофон. Наиболее важными видами наблюдения явля- • ются наблюдения за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет на­блюдение и в изучении личности ребенка.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обес-печивающих активное проявление изучаемых явлений. Me-тод может быть применен при изучении различных прояв­лений деятельности ребенка и выявлении особенностей раз­вития его личности.

Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать. Моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понят­ной ребенку мотивировкой.

Эксперимент проводится после того, как изучены анам­нестические и медицинские данные, проведены беседа и на­блюдение за ребенком. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования.

Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вна­чале следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Отказ ребенка выпол­нять задание может быть связан с ситуацией эксперимента, но может быть и показателем нарушений эмоционально-во­левой сферы ребенка.

Если ребенок согласен выполнять задание, ему предлага­ется инструкция, по которой он должен действовать. Инст­рукция может быть дана в различных формах — вербаль­ной и невербальной. Она должна быть достаточно простой, так как правильное понимание задания определяет ход экс­перимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-действенной форме или с помощью жестов.

Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются в каждой из методик. Задание выпол­няется под наблюдением психолога и при необходимости ребенку оказывается помощь, которая также фиксируется в протоколе. Результаты количественно и качественно оцени-


ваются. Количественная оценка осуществляется путем под­счета баллов, установленных за выполнение каждого зада­ния, и времени, затраченного на выполнение.

Качественный анализ позволяет оценить тактику деятель­ности испытуемого, способы действий, степень самостоятель­ности выполнения задания, обучаемости, факторы, влияю­щие на характер работы, полноту и глубину понимания смыс­ла задания, учет влияния побочных раздражителей на ре­зультат работы, утомляемость и т. д.

Протокол исследования с датой его проведения и назва­нием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изуче­ния данного ребенка.

6. Метод тестирования. Для сравнительной оценки уров­ней развития каких-либо психических проявлений, возмож­ностей, способностей, умственного развития человека при­меняются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросни­ки с целью изучения позиций, мнений, установок, мотива­ции личности. Другой разновидностью являются тесты-за­дания, включающие целый ряд специальных заданий. Ре­зультаты и особенности процесса выполнения предложен­ных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека. Условия психологического обследования

Конкретные условия проведения психологического наблю­дения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа резуль­татов деятельности обследуемого ребенка могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результа­тов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпрета­ции полученных данных.

Среди конкретных условий, которые следует предвидеть психологу, могут быть особенности личности испытуемого и внешние условия опыта. Условиями, характеризующими осо­бенности личности, являются возраст и пол испытуемого, его мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темпера­мент. Чрезвычайно внимательно нужно отнестись к состоя­нию здоровья, различным психосоматическим, физиологичес­ким нарушениям, отклонениям в развитии. Среди условий, характеризующих личность самого испытуемого, не все явля­ются одинаково рядоположенными. Одни из них устойчивы.


214


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ПРИЛОЖЕНИЕ


215


 


Это такие психологические качества личности, как характер, мотивы, установки, знания, привычки, умения. Другие осо­бенности личности (и на это нужно обратить особое внимание) крайне подвижны, ситуативны, изменчивы. Это эмоциональ­ные, интеллектуальные и волевые психические состояния че­ловека. Умение психолога уловить, понять состояние ребенка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересован­ности в общении способствует адекватности получения сведе­ний о психологических особенностях детей.

Наряду с этим, психологу необходимо проследить за вне­шними условиями, в которых проводится психологическое обследование. Внешние условия (освещение, тишина, вен­тиляция, мебель, оснащение помещения, личность самого психолога) не должны затруднять выполнение предлагае­мых ребенку заданий, вызывать стойкий отрицательный рефлекс на необычную для ребенка атмосферу поведения, общения с психологом или предлагаемого действия. Еще до начала обследования нужно дать ребенку привыкнуть к ок­ружению, «обыграть» его как «естественное».

Программа обследования психического развития ребенка Психологическое обследование ребенка предполагает:

■ выявление особенностей его психического развития;

■ установление нарушений психического развития;

■ определение личностных нарушений поведения, системы
отношений к учебной деятельности и самому себе;

■ выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных
возможностей ребенка;

■ установление отношения к нормам поведения и ценност­-
ным ориентациям, различий в отношении к товарищам;

■ определение оптимальных условий обучения, развития,
социальной адаптации.

Предлагаемая программа дифференциальной диагности­ки нарушений психического развития ребенка является при­мерной. Она может быть изменена в зависимости от возрас­та ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений.

Схема обследования:

/. Общие сведения о ребенке и его семье:

Фамилия, имя, отчество ребенка_________________

Год рождения (возраст)___ ._________________ .


Посещение группы детского сада или класса школы_

//. Особенности психического развития ребенка:

1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концен­
трация, распределяемость, переключаемость. Отвлечение и
колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внима­
ние и работоспособность.

2. Особенности восприятия и наблюдений.

3. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность,
длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизве­-
дение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полно­-
та, точность, последовательность). Забывание (частичное, глу­-
бокое, ситуативное).

Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.

4. Особенности мышления. Протекание мыслительного
процесса. Состояние темпа, активности, последовательнос-­
ти, доказательности и критичности суждения.

Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.

Затруднения в протекании мыслительных операций (ана­лиза, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

Затруднения в построении выводов, обобщений, умозак­лючений.

Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, фор­мирование определений).

Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.

Нарушение мышления.                        »

5. Особенности воображения и речи.

///. Обследование личностных особенностей: 1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоци­онального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аф-фектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекват­ности. Нарушения высших чувств.

Протекание волевого процесса. Соотношение эмоций и воли.


216


основы логопсихологии


ПРИЛОЖЕНИЕ


217


 


Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушае­мость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.

2. Личность в поведение. Интересы, потребности, идеа­-
лы, убеждения личности. Позиция личности.

Характер в системе взаимоотношений личности. Нару­шения в общении личности. Характер и темперамент.

Нарушения в поведении и характере личности: замкну­тость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в об­щении и поведении.

3. Деятельность. Развитие потенциальных возможностей
в деятельности. Сенситивность возрастных периодов и веду­-
щий вид деятельности. Мотивы различных видов деятель­-
ности: игровой, учебной, трудовой.

Развитие потенциальных возможностей личности в дея­тельности.

Нарушение работоспособности, отношений к деятельнос­ти, утомляемость.

Методики психологического обследования

Методики для исследования внимания и сенсомотор- ных реакций:

1. Корректурная проба.

2. Счет по Крепелину.

3. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

4. Пробы на переключение внимания с помощью моди­-
фикации таблиц Шульте («Красно-черная таблица»).

Методики для исследования восприятия:

1. Методика «Компасы».

2. Методика «Часы».

3. Методика изучения восприятия времени.
Методики для исследования памяти:

 

1. Тест зрительной и слуховой памяти.

2. Пробы на запоминание:

 

— пробы на запоминание искусственных звукосочетаний;

— проба на запоминание 10 слов;

— проба на ассоциативную память.

3. Метод пиктограмм (по А.Р. Лурии).

Методики для исследования уровня и течения мыс­ лительных процессов:


/ '*■


 

1. Понимание рассказов.

2. Понимание сюжетных картин.

3. Установление последовательности событий.

4. Классификация.

5. Исключение.

■ 6. Выделение существенных признаков.

7. Образование аналогий.

8. Выделение закономерностей.

9. Определение и сравнение понятий.

 

10. Понимание переносного смысла пословиц и метафор.

11. Пиктограммы.

12. Подбор слов-антонимов.
Психометрические методы исследования интеллекта:

 

1. Методика Векслера.

2. Таблицы Равена.

Методики для исследования личностных особенностей:

1. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубин­
штейн.

2. Личностные опросники (Айзенк, Кеттел, MMPI, Шми-
шек, Кейрси, Личко, Русалов, Басса—Дарки).

3. Шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлор.

4. Опросник САН.

Проективные методы исследования личности:

1. ТАТ.

2. Тест фрустрации Розенцвейга.

3. Метод незаконченных предложений.

4. «Дом, дерево, человек».

5. «Несуществующее животное».

6. « Рисунок семьи ».

7. «Автопортрет».

8. Цветовой тест Люшера.
Методы профдиагностики:

 

1. Методика «Мотивы выбора профессии».

2. Тест Голланда по определению типа личности.

3. ДДО «Я предпочту».

4. Опросник профессиональных предпочтений.

5. Карта интересов.


ЛИТЕРАТУРА


219


 


ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению
голоса у детей: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак­
тов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1973.

2. Алябьева ЕА. Логоритмические упражнения без музыкаль­
ного сопровождения: Метод, пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Борякова HJO., Соболева А.В., Ткачева В£. Практикум по
развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебн.-
метод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.:
Гном-Пресс, 1999.

4. Визель ТТ. Мозговая организация речевой функции и ее
нарушения // Логопед. — 2004. — № 6. — С. 4 — 9.

5. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа
речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи //
Дефектология. — 1988. — №4.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996.

7. Горелова ИЛ., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб.
пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Лабиринт, 2001.

8. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у
детей с моторной алалией // Дефектология. — 1988. — Ms 2.

9. Голод В.М., Власенко И.Т. Нейропсихологическое изуче­
ние детей // Методы выявления нарушений речи у детей / Под
ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. — М., 2002.

 

10. Гуменная Г.С. Особенности мнестических процессов у
детей с моторной алалией // Речевые расстройства и методы их
преодоления. — М.: МГПИ, 1975.

11. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология де­
тей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционно-.
го обучения дошкольников с нарушениями речи. — М.: Проме­
тей, 1991.

12. Давидович JIJP. Характеристика вербально-логического
мышления детей с моторной алалией // Расстройства речи и
методы их преодоления. — М., 1979.

13. Демьянов ЮТ". Диагностика психических нарушений:
Практикум.— СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999.—
С. 136-137.

14. Диагностика нарушений речи у детей и организация ло­
гопедической работы в условиях дошкольных образовательных
учреждений: Сб. метод, реком. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-

15. Дуванова СИ., Филатова О&. Логопедическая коррек­
ция психических процессов у старших дошкольников с задер-


жкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи// Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 2. — С. 71-77.

16. Жинкин НЛ. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид. — М., 1972.

П.Калягин ВА. Становление логопсихологии // Практи­ческая психология и логопедия. — 2006. — № 4.

18. Кириллова ЕМ. Дифференциальная диагностика безречевых
детей // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 3.

19. Ковшиков ВА., Элькин ЮЛ. О состоянии мышления и
его соотношение с речью у детей с экспрессивной алалией //
Психические и речевые нарушения у детей. — Л., 1989.

20. Конюшкова ЕЛ., Ястребова АЛ. Логопедическая работа
с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нару­
шения речи // Дефектология. — 1974. — № 4. — С. 43-48.

21. Корпев АЛ. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-
метод. пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997.

22. Левина PJS. Опыт изучения неговорящих детей (алали-
ков). — М.: Учпедгиз, 1959.

23. Логопедия: Учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова и др.; под ред Л.С. Волковой. — М.: Просве­
щение, 1989.

24. Лубовский ВЛ. Психологические проблемы диагности­
ки аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т .дефекто­
логии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989.

25. Лубовский ВЛ. Словесная регуляция действий у ано­
мальных детей. — М., 1970.

26. Максимова HJO., Милютина ЕЛ. Курс лекций по детс­
кой патопсихологии: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс,
2000.

27. Маслов А.С. Психические процессы: Программирован­
ное учеб. пособие / Волгогр. гос. с.-х. акад. — Волгоград, 1994.

28. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. — М.: Владос, 1998.

29. Нестерова Т.В. К вопросу о формировании наглядно-об­
разного мышления у дошкольников с общим недоразвитием
речи // Логопед в детском саду. — 2004. — № 3. — С. 22-29.

 

30. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: Учеб.-метод. по­
собие / О.С. Орлова. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. —
125 с.

31. ОсиповаАА. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для
студентов вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

32. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени,


220


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ


ЛИТЕРАТУРА


221


 


Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой______ М.: Изда­
тельский центр «Академия», 2003. — С. 227-267.

33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз, 1997.

34. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под
ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

35. Психологические и психофизиологические исследования
речи / Под ред. Т.Н. Ушаковой. — М.: Наука, 1985.                    ч

36. Психолого-педагогическое консультирование и сопровоЖ-п
дение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога /
Под ред. Л.М. Щипицыной. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛА-
ДОС, 2003. — С. 114-122.

37. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина и
др. Под ред И.В. Дубровиной. — М., 1991.

38. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.
О.С. Ляпидевского. — М., 1969.

39. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произноше­
ния фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

40. Савина ЕЛ. Возможности комплексного логопедичес­
кого обследования детей младшего школьного возраста //
Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 5-6. —
С. 16-22.

41. Сиротпюк АЛ. В инструментальную копилку практику­
ющего логопеда // Логопед. — 2006. — № 2. — С. 4-13.

42. Собопгович Е.Ф. Психологические механизмы, структу­
ра и формы первичных нарушений речевого развития // Недо­
развитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. — М.:
МГПИ, 1985.

43. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сбор­
ник программ нормативных курсов для высших учебных заве­
дений / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит.-изд.
центр ВЛАДОС, 2001.

44. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие /
Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Б.А. Бкжанова и др.; Под ред.
Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия»,
2001. — С.159-182.

45. Федосова ОХ). Дифференциальный подход к диагности­
ке легкой степени дизартрии // Логопед в детском саду. —
2004. — № 3. — С 48-54.

 

46. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произноше­
ния. — М., 1971.

47. Фотпекова ТА. Состояние и динамика высших психичес­
ких функций у школьников с общим недоразвитием речи и
задержкой психического развития // Дефектология. — 2003. —
№1. — С. 23-33.


 

48. Фотекова ТА. Тестовая методика диагностики устной
речи младших школьников. — М.: АРКТИ, 2000.

49. Фуреева ЕЛ., Шипилова Е&. Учебные карты обследова­
ния речи: Учеб.-метод, пособие для студентов специальности
«Логопедия». — Волгоград: Перемена, 2004.

50. Фуреева ЕЛ., Шипилова Е£. Филиппова О.В. Наруше­
ния речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа
при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П* Фурее­
ва и др. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

51. Халилова Л£. Особенности связной речи учащихся с
церебральным параличом // Особенности умственного и рече­
вого развития учащихся с двигательными нарушениями. — М.,
1986.

52. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб.
пособие для студентов высших и средних специальных педаго­
гических учебных заведений: В 2-х т. Т. II / Под ред. Л.С.
Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛА­
ДОС, 1997.

 

53. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред,
пед. учеб. заведений / Сост М.М. Алексеева, В.И. Яшина. —
М.: Издательский центр «Академия»■, 2000.

54. Хухлаева OJ3. Лесенка радости. — М.: Совершенство,
1998.

55. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение:
Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.:
Просвещение, 1988.

56. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восста­
новление интеллектуальной деятельности. — М.: Просвещение,
АО «Учеб. лит.», 1995.

57. Чистякова МЛ. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буя-
нова. 2-е изд. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

58. Шевандрин ИЛ. Психодиагностика, коррекция и раз­
витие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.

59. Шипилова Е£. Особенности подготовки педагогов-пси­
хологов к работе с детьми с речевыми нарушениями // Школь­
ный логопед. — 2005. — № 2. — С. 22-27.


ЛИТЕРАТУРА


223


 


Оглавление

Введение............................................................... ■....... 3

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ....................................... .5

Предмет и задачи логопсихологии.............................. 5

Вопросы и задания для самостоятельной работы ...... 14

Тематика рефератов .............................................. 14

Виды и функции речи................................................. 14

Вопросы и задания для самостоятельной работы._.. 24 Тематика рефератов............_«..............._................._............... 24

Общий обзор речевых нарушений............................. 24

Вопросы и задания для самостоятельной работы...... 35

Характеристика нарушений речи............................... 43

Вопросы и задания для самостоятельной работы._-101

Глава 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........ 102

Дети с дислалией...................................................... 109

Дети с ринолалией.................................................... 111

Дети с дизартрией..................................................... 113

Дета с алалией........................................................... 116

Дети с нарушениями темпа речи............................. 130

Дети с заиканием....................................................... 134

Дети с нарушениями голоса..................................... 139

Вопросы и задания для самостоятельной работы    147 ^

Глава 3

ОРГАНИЗАЦИЯ СИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ..... 150

Система коррекционно-логопедической работы.... 150 .

Вопросы и задания для самостоятельной работы ....156

Диагностическая работа                                                 :

при нарушениях речи ..............................................  156

Вопросы и задания для самостоятельной работы.  / 70 -,-щ


Методы коррекции психического развития детей с
речевыми нарушениями........................................... 171

Коррекционно-развивающая работа

при нарушениях речи............................................... 184

Вопросы и задания для самостоятельной работы ....194

Темы для самостоятельных исследований............. 195

Примерный перечень вопросов к экзамену ...........  196

Примерная тематика рефератов

и курсовых работ...................................................... 197

Словарь....................................................................... 198

Приложение................................................................ 204

Литература.................................................................. 218



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
Основные методы обследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы обследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)