Анализ товарных запасов в торговле
В ходе анализа товарных запасов необходимо определить, соответствуют ли фактические запасы товаров установленным нормам в сопоставимом выражении и в днях товарооборота, выявить причины, оказавшие влияние на отклонения от норматива; выяснить, в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос населения и обеспечивают выполнение планового задания по розничному товарообороту, правильно ли размещены товарные запасы по структурным подразделениям; уточнить причины затоваривания или перебоев в продаже отдельных товаров, наличия товаров низкого качества. Важным моментом в анализе товарных запасов является установление влияние эффективности использования товарных запасов на размер затрат, связанных с их хранением, а тем самым и на объем прибыли торгового пред приятия. Задачами анализа товарных запасов являются: определение уровня обеспеченности предприятия необходимыми товарными ресурсами; факторов, обусловивших их размер, структуру, изменение; выявление сверхнормативных или дефицитных видов товарных запасов; установление степени ритмичности поставок, а также их объема, комплектности, качества, сортности; выяснение своевременности заключения хозяйственных договоров на поставку товаров; изучение показателей эффективности их использования и воздействия на финансовые результаты; исчисление расходов, связанных с закупкой и хранением запасов, и их влияния на прибыль торгового предприятия; подготовка исходной базы для нормирования и оптимального управления ими и т. п. Анализ товарных запасов включает анализ общего состояния товарных запасов и товарооборачиваемости, размещения товарных запасов, структуры и состава. Наиболее достоверные результаты дает понедельный, оперативный и полный анализ по итогам месяца. Такой период для анализа рекомендуется исходя из зарубежного опыта и опыта работы отечественных фирм, функционирующих на условиях совместного предпринимательства. Анализ за такой период позволяет предпринять определенные результативные действия по ускорению товарооборачиваемости, что и соответствует идее управляемости товарными запасами. Эффективность использования средств в товарных запасах характеризуется оборачиваемостью средств в товарных запасах (товарооборачиваемостью) и их рентабельностью. Товарооборачиваемость – один из важнейших качественных показателей торговой деятельности, влияющих на другие количественные и качественные показатели работы торговых предприятий – товарооборот, издержки обращения, прибыль и рентабельность, финансовое состояние. Товарооборачиваемость (скорость обращения товаров) – время, необходимое для полного обновления запаса, или количество дней, за которые оборачивается средний товарный запас. Измеряется данный показатель продолжительностью одного оборота и количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период. Величина товарных запасов определяется рядом факторов: объемом и структурой товарооборота; соотношением спроса и предложения на товар; организацией закупок товаров (звенность, товародвижения, способ доставки); состоянием материально-технической базы предприятия и др. К основным факторам относят объем товарооборота, его структуру и скорость обращения товаров. С увеличением объема товарооборота товарные запасы также увеличиваются, однако более медленными темпами, чем рост товарооборота. На товарные запасы оказывает влияние структура товарооборота. Скорость обращения товаров влияет как на объем товарооборота, так и на величину товарных запасов, позволяя при ее ускорении выполнить план товарооборота с меньшими запасами товаров. Ускорение товарооборачиваемости – важнейший способ повышения конкурентоспособности предприятия
Планирование товарных запасов в торговле.
Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей - потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.
На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов. На основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров по ассортименту и срокам. План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара. Этот план разрабатывается в натуральных единицах измерениях и является основным документом, в соответствии с которым торговая организация формирует товарные запасы и тем самым обеспечивает непрерывный процесс реализации товаров и выполняет свои обязательства перед покупателями-потребителями. Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаро-сопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно таким образом, чтобы до начала прогнозируемого периода реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки. Планируемое количество товарных запасов также зависит от ряда критериев: непосредственно необходимого объема товара для удовлетворения потребностей покупателей, то есть прогнозируемого объема продаж в натуральных единицах измерения по каждому виду товара, а также сверх этого необходимого количества учитываются товарные потери при транспортировке, хранении и в результате естественной убыли, порчи, боя, лома, брака. Однако с целью не затоваривания следует вычитать остатки товаров из переходящих запасов, то есть остатки не реализованных товаров, продажа которых была запланирована в прошлом периоде. Как уже отмечалось, при планировании товарных запасов необходимо учитывать товарные потери, которые возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными, так как товарные потери необходимо прогнозировать и формировать заказы и потребности с учетом возможно потерянного в будущем количества товара.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |