Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы, оказывающие влияние на величину розничного товарооборота.



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Факторы, оказывающие влияние на величину розничного товарооборота. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Розничный товарооборот характеризуется:

1. Завершение товаров из сферы обращения переходит в сферу потребления. Выступает присвоение части общественного продукта.

2. Оказывает влияние на повышение эффективности всего общественного производства (экономические интересы: производственные – больше произвести, больше продать, больше прибыли; для покупателя – купить больше, цены ниже, заработная плата больше). Эти противоречия разрешаются через механизм оплаты труда и з/п.

3. Способствует устойчивости денежных отношений в стране.

4. Характеризует масштабность или объемы деятельности предприятия.

5. Розничный товарооборот в расчете на душу населения характеризует уровень материального блага населения.

6. Составом – совокупность продаж, которая определяется какими-либо признаками.

 

Факторы, оказывающие влияние на развитие товарооборота:

1. увеличение товарного предложения:

а) за счет увеличения производства товаров, за счет расширения ассортимента, улучшения качества товаров.

б) за счет увеличения импорта

в) за счет вовлечения местных ресурсов (чистая прибыль и т.д.).

2. рост денежных доходов населения

3. внутриотраслевые факторы развития торговли (развитие сети магазинов, внедрение прогрессивных технологий продажи товаров, совершенствование специализации, реклама и т.д.)

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно связано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда и т.д.

Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость выражается балансовой формулой:

 

Зн + П = Р + Зк

 

Отсюда видно, что увеличение объемов поставок товаров и наличие достаточного количества запасов, пользующихся спросом товаров на начало периода – ведет к увеличению товарооборота, и обратная зависимость товарооборота от объема выбытия товаров и величины товарных запасов на конец периода.

Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов — товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

 

11. Цели, задачи, информационная база, этапы планирования розничного товарооборота

 

Планирование розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.

 

К задачам планирования товарооборота относятся:

определение показателей товарооборота: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление товаров; реализация товаров, однодневный объем товарооборота;

определение минимального объема товарооборота, который обеспечить предприятию безубыточную работу;

определение общего объема товарооборота;

определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп, т.к. регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли;

изучение динамики изменения всех показателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и сопоставимых ценах);

анализ и оценка ассортиментной структуры;

определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота2;

анализ товарооборачиваемости (время обращения товаров, дни оборотов, скорость товарооборота, число оборотов);

обеспечение информационной базы для обоснования расчетов показателей товарооборота на планируемый период.

Планирование товарооборота производится на основе данных отчетности, конъюнктурной информации, изучения состояния торговли в отдельных торговых точках, различных материалов нормативного характера, установленных плановых показателей.

Основой для планирования товарооборота служат аналитические показатели: относительные величины динамики товарооборота (проценты роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на 1м² торговой площади, уровень запасов в днях, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы и др.

План розничного товарооборота является основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия торговли. Объем и структура товарооборота оказывают влияние на все остальные разделы торгово-финансового плана – труд, издержки обращения, прибыль и др.

План розничного товарооборота состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; по­ступление товаров (товарное обеспечение).

Все эти разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует “балансовая связь”.

 

ТО характеризуют следующие показатели:

- объем реализации (Р) = ( ТО );

- запасы на начало и конец периода ( Зн; Зк );

- (V)объем закупок товаров = поступлению ( П )

-Док. расход = В(выбытие)

Между этими показателями существует балансовая зависимость. Эта зависимость называется “ продуктовый баланс”

ТЗн + П = Р + ТЗк + Док. расход,

где ТЗн, ТЗк - товарные запасы соответственно на начало и конец года;

П — объем поступления товаров;

Р — объем розничного товарооборота.

Влияние этих показателей на объем розничного товарообо­рота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса

Р = Зн + П - В - Зк,

Розничный товарооборот зависит от поступления това­ров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров.

Основными слагаемыми, от которых зависит объем товарооборота, являются поступление и товарные запасы. С увеличением размера поступления товаров и запаса товаров на начало периода увеличивается объем их продажи и наоборот. Рост выбытия товаров и их запасов на конец периода сопровождается уменьшением товарооборота.

Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров.

Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планиру­емого периода.

П = Р + ТЗк – ТЗн

На выполнение плана и динамику розничного товарообо­рота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завы­шенные товарные запасы на конец периода.

На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров. Поэтому с плана продажи товаров и начинается планирование розничного товарооборота.

Первая стадия планирования розничного товарооборота.(особенно нового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Вторая стадия - прогноз общего объема товарооборота.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров. Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем розничного товарооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:

численность и состав обслуживаемого населения;

сложившийся уровень потребления и реализации товаров в зависимости от покупательских фондов населения;

соотношение товарного и нетоварного потребления;

развитие жилищного строительства (например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения высокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.5.

Третья стадия - рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.

После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.

Важной исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота за предплановый период. Сложившиеся пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.

Внутригодичное колебание и изменение товарооборота происходит под влиянием объемов и состояния покупательной способности населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерности завоза товаров по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.

Четвертая стадия - планирование структуры товарооборота торгового предприятия, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В связи с тем, что к составлению планов на будущий год приступают, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6), которыеявляются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.

Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборота называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года. 6 Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.

Стадия 5 - определение суммы товарных запасов на планируемый год. Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии, т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет за собой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избыток товаров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.

Величина запаса должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросами покупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак, важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, а следовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразно произвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.

 



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Факторы, оказывающие влияние на величину розничного товарооборота. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы, оказывающие влияние на величину розничного товарооборота.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)