Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика товарных ресурсов и товарных запасов в торговле.



2020-02-04 296 Обсуждений (0)
Характеристика товарных ресурсов и товарных запасов в торговле. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под товарными ресурсами торгового предприятия понимается вся масса поступивших из различных источников товаров, предназначенных для продажи потребителям для конечного использования.

Товарные ресурсы являются материальной основной для развития товарооборота торгового предприятия. Они состоят из поступления товаров и товарных запасов и находятся с объемом товарооборота в балансовой взаимосвязи:

 

Зн + П =Р + Зк, (1.1)

 

где Зт Зк - товарные запасы на начало и конец периода, руб.;

П - поступление товаров, руб.;

Р - объем реализации товаров, руб.

 

Данная формула показывает, что товарные ресурсы должны превышать объем товарооборота на величину нормального товарного запаса. При этом подразумевается, что товарные запасы характеризуют объем предложения товаров, объем товарооборота определяется платежеспособным спросом, а товарный запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли, с другой стороны, не должен привести к затовариванию торгового предприятия.

 

Источниками товарных ресурсов являются многие отрасли промышленности и сельского хозяйства.

 

Объем промышленного и сельскохозяйственного производства характеризуются следующими показателями:

Валовая продукция — включает: стоимость произведения готовой продукции, полуфабрикатов, услуг и незавершенного производства;

Товарная продукция — предназначается для снабжения других предприятий, потребления населения, экспорта;

Реализованная продукция — исчисляется исходя из количества поставляемых и оплачиваемых потребителями готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промышленного характера. В этом показателе учитывается реализация продукции коммунальному строительству и непромышленным хозяйствам.

 

Товарная продукция промышленности и сельского хозяйства составляет товарные ресурсы. Часть товарных ресурсов находится в распоряжении государства и реализуется им через систему материальнотехнологического снабжения или торговлю. Предметы народного потребления, поступающие населению через торговлю, называются товарными фондами. Продукты питания поступают потребителям и из других источников. Так работники сельского хозяйства получают часть продуктов в порядке натурального распределения, а также со своих приусадебных участков. Некоторые рабочие и служащие имеют в личной собственности домашний скот, огороды, сады. Население приобретает продукты на рынках. Указанные ресурсы не входят в состав товарных фондов, регулируемых государством. Населению поступают не все предметы народного потребления, так как есть и другие потребности, которые должны быть удовлетворены за счет товарных фондов (государственных резервов, экспорта и т. д.)

Товарные фонды образуются как за счет централизованных (государственных), так и децентрализованных (местных) источников.

Первые формируются за счет государственных ресурсов — это предметы народного потребления, вырабатываемые государством легкой, пищевой, мясомолочной, рыбной промышленностью. Сюда же относится тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Государственные фонды пополняются за счет импорта товаров народного потребления.

Вторые включают продукцию местных органов власти, общественных организаций, частных организаций, подсобных предприятий, торговых предприятий и др. Это сельскохозяйственные продукты, приобретенные в порядке децентрализации закупок, товары, принятые или скупленные на комиссию от населения, большое место занимает продукция местной промышленности (посуда, галантерея, мебель, швейные, трикотажные изделия).

Успешное развитие товарооборота требует постоянного наличия в торговой сети товаров в широком ассортименте. Воздействие торговли на производство начинается с предоставлением его заказов на товары. Они должны быть обоснованными, то есть составляться на основе изучения доходов населения.

Хозяйственные связи торговых предприятий оформляются договорами, в них указывается количество, ассортимент, качество, сроки поставки, виды упаковки, способы транспортировки, материальная ответственность за нарушение условий поставки товаров и др.

 

Для осуществления беспрерывного процесса товарного обращения необходимые определенные запасы товаров. Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:

обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:

непрерывностью процессов обращения;

сезонностью производства и потребление;

неравномерностью размещения производства и районов потребления;

непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

необходимостью образования страховых резервов,

другими причинами.

Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов – величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находится на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорения оборотности товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедления оборотность требует большей массы товарных запасов.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизведения, являясь вместе с тем важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.

Оборотность товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния разнообразных факторов на формирование товарных запасов.

Одни из этих факторов ускоряют скорость обращения товаров и благодаря этому объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и благодаря этому увеличивают размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускорения оборотности запасов предприятия, снизить затраты на образование и хранение товарных запасов.

К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.

соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;

сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правил, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;

организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров, которые быстро портятся;

потребительские свойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота.

ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.

На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.

 

 



2020-02-04 296 Обсуждений (0)
Характеристика товарных ресурсов и товарных запасов в торговле. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика товарных ресурсов и товарных запасов в торговле.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)