Анализ оптового товарооборота.
Оптовая торговля связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами розничных торговых предприятий. Оптовый т/оборот характеризует объем товарной массы, реализ-ной одними предприятиями другим с целью последующей продажи или переработки. Оптовая реализация товаров м/т осуществляется со склада предприятия или, минуя склад, покупателям. В зависимости от форм т/движения различают складской и транзитный оптовый т/оборот. ∑ складского и транзитного т/оборота составляет общий т/оборот оптового предприятия. Цель анализа: изучение и мобилизация резервов развития т/об-та, оценка положения оптового предприятия на рынке и V данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли. Задачи анализа: оценка степени выполнения плана оптового т/об-та и поставки товаров покупателям, изучение их в динамике; выявление и измерение степени влияния факторов на оптовый товарооборот; установление причин недостатков в торгово-коммерческой деятельности; разработка направлений развития т/оборота. Этапы анализа: 1) Анализ за текущий год проводится поквартально и помесячно, изучаются его равномерность и ритмичность. Изучаются причины недопоставки товаров по общему объему, ассортименту, срокам поступления и качеству. 2)Важно анализировать коэффициент выполнения каждого контракта с поставщиками. Изучается также ритмичность поставок. 3)На завершающем этапе анализа оптового т/об-та составляют фактический товарный баланс и сопоставляют его с плановыми показателями за анализируемый период, если они были разработаны. В процессе анализа должны быть изучены следующие показатели: динамика общего объема товарооборота и товарооборот по видам в действующих и сопоставимых ценах, доля оптового товарооборота в разрезе товарных групп, доля розничных и др. покупателей в общем т/обороте по основным товарным группам; заявки покупателей и структуру Анализ должен сопровождаться изучением рынка, тенденций его развития, размещения и специализации оптовых предприятий, ассортимента предлагаемых ими товаров, изучение рынка позволяет оптовому предприятию оценить свои шансы на рынке, сформировать целевой рынок и определить пути повышения эффективности деятельности. Цель планирования - повышение эффективности работы посредствам координации действий на необходимый объем продаж; выявление рисков и снижение их уровня. Задачи планирования заключаются в определении потребности в товарах в разрезе отдельных покупателей, сбалансированной увязке их с источниками поступления товарных ресурсов, рациональном товародвижении и бесперебойной поставке товаров покупателям. Этапы: 1)Обоснование плана реализации; 2)Выбор поставщиков и определение объема и срока поставок на склады оптового предприятия. В процессе планирования оптового т/оборота предприятие должно установить, каким покупателям и в каком объеме оно будет реализовывать определенные товары. Т/оборот необходимо подразделить на складской и транзитный, при этом главной задачей планирования по формам товародвижения является величина прибыльности проводимых оптовых операций по каждой его форме и в целом. На последнем этапе планируется структура оптового товарооборота в рамках отдельных товаров и товарных групп. После утверждения плана по общему объему товарооборота, товарной структуре, структурным подразделениям разрабатывают организационно-технические и экономические мероприятия по реализации плана. Анализ оборота проводится за год и по кварталам, месяцам. В процессе анализа оборота оптовой торговли рассчитываются и оцениваются следующие показатели: 1. Динамика оборота в целом и по товарным группам в действующих и сопоставимых ценах. Динамика может оцениваться и в количественном измерении. 2. Динамика оборота по видам продаж: оптовой и розничной. 3. Динамика выручки от оказания услуг. 4. Изменение доли отдельных видов оборота в общем объеме оборота предприятия. 5. Изменение доли складской и транзитной форм оптовой реализации товаров в общем оптовом обороте. 6. Динамика структуры оборота, для чего определяется удельный вес оборота каждой товарной группы в общем обороте оптового предприятия и его изменение по сравнению с предшествующим периодом. 7. Ритмичность поставок товаров оптовым потребителям. Цель анализа – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. Задачи: - дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; - изучить их в динамике; - выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот; - установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и различные меры по их устранению. Этапы анализа: 1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота: - оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям; - выполнение плана оптового товарооборота по составу, виды оптовой реализации: складская и транзитная с участием в расчётах; - проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации (например, обувь); - оптовый товарооборот может изучаться также и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам). Рыночные фонды – отпуск предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению. Внерыночные фонды – отпуск предприятиям для производственных нужд. 2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам. 3. Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов математического программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов, то есть транспортные задачи. 4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота. Факторы: - от обеспеченности и использования товарных ресурсов: - от обеспеченности требуемыми ресурсами и повышения эффективности труда; - от состояния, развития и эффективности использования МТБ оптового предприятия. 5. Проводят оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота
Планирование оптового товарооборота.
Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период. Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия. Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов. Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются: - определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса, - изучение товарного предложения и тенденций его развития, - изучение экономических предпосылок планирования, - расчет общего планового объема планового оптового оборота; - планирование оборота по формам и видам продаж; - планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота, - разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры. Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом – какое-либо конкретное предприятие торговли. Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей. Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается: - в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны; - в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны; - степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры; - анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия; - оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке; - анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли. На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж. Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота. Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов. Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота. На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT – анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота. Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов. Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д. Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов: - метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов; - метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов. При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия: - увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли; - рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями; - создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами; - обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли. Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы: 1. Планирование на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота. Использование данного метода предполагает расчет средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оптового оборота за последние два – три года работы предприятия по формуле средней арифметической: 2. Планирование квартальных оборотов оптовой торговли с помощью индексов сезонности. Данный метод заключается в расчете среднеквартального оптового оборота на будущий год. Далее рассчитывается планируемые квартальные оптовые обороты путем умножения среднеквартальных оборотов предприятия в будущем году на индексы сезонности соответствующего квартала. Расчеты структуры планируемого оптового оборота предполагают определение оборота по отдельным товарам и товарным группам или по продовольственным или непродовольственным товарам. Методы планирования оптового оборота по структуре включают: 1.Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней. 2.Метод на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оптового оборота, который заключается в расчете средних удельных весов оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года, который осуществляется по формуле средней арифметической Планирование оптового оборота предприятия также включает в себя планирование и нормирование товарных запасов. Планирование товарных запасов – это комплексный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов, динамики развития по местонахождению, по назначению, установлению оптимального их состояния по звеньям товародвижения, а также определению необходимых размеров этих запасов. Планированию подлежат все виды товарных запасов, классифицируемые по назначению (текущего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения). Важнейшим элементом планирования товарных запасов является их нормирование. При этом нормированию подвергаются товарные запасы только текущего хранения. Нормативы товарных запасов являются критерием оценки деятельности предприятий, торговли. Их закладывают в расчеты товарного обеспечения товарооборота и в другие расчеты показателей. Основными показателями нормирования товарных запасов являются: - Норма товарных запасов – относительный показатель, рассчитываемый в днях. - Норматив товарных запасов – запас, необходимый для обеспечения бесперебойной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры покупательского спроса.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |